Временной промежуток с 7 по 18 января в России (равно как и в других странах, живущих по юлианскому календарю) считается периодом святок. Исконно на Руси так именовался народный комплекс зимнего праздничного календаря. Он включает в себя двенадцать дней и продолжается «от звезды до звезды», от Рождества до крещенского сочельника, то есть до того момента, как начинается освящение воды, предназначенной для легендарных зимних купаний.
Слово «святки» имеет старославянское происхождение и буквально означает «праздничные» или «святые дни». Первые упоминания о таких зимних празднествах встречаются в новгородских берестяных грамотах, датированных серединой XV века.
Традиция отмечать святки зародилась на Руси много столетий назад. В летописях отражены праздники, имевшие место в самом начале летоисчисления после Рождества Христова. А гадания, остающиеся важным элементом святочных ритуалов, увлекали людей уже в дохристианский период, в частности, подобные развлечения украшали досуг свободных жителей Римской империи. На заре Новой эры с характерными для язычников забавами начали серьезно бороться представители стремительно обретавшей силу и власть католической церкви.
В Российской империи существовал закон, который запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
Во многих регионах Российской империи начало Святок традиционно приурочивалось к Николину дню. По настоянию церкви эти дни были привязаны к рождественским обрядам и входили в христианский православный календарь. В промежуток от Рождества до Крещение верующие освобождаются от еженедельных «постных» дней. Соответственно, любимые угощения и самые разные лакомства можно позволить себе, какой бы день недели не фиксировал календарь.
У восточных славян исконно было принято встречать Рождество в кругу родных. Праздник люди проводили у себя дома, либо отправлялись в гости к кому-либо из родственников. Во второй день святок молодые мамочки носили своих малышей в церковь, чтобы те приняли причастие. Весь последующий период до конца святок превращался в бескрайнюю череду пиров с обильным угощением: славяне либо принимали гостей у себя дома, либо наносили визиты.
Двенадцать дней между Рождеством и Крещением – время традиционных ритуалов и обычаев, связанных с магией и мистикой. Во все времена неслыханной популярностью пользуются всевозможные гадания. Кому не знакома первая строфа из баллады В.А.Жуковского «Светлана»? «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».
Святки приходятся на очень важный психологический момент: по факту их завершения люди неизменно отмечают значительное прибавление светового дня. Это не удивляет, ведь с момента зимнего солнцестояние проходит ровно четыре недели, соответственно, приближение астрономической весны становится все более очевидным.
Святки – пограничный период между старым и новым. С этим фактом связаны народные поверья о том, что в преддверии очередного хозяйственного года на землю временно возвращаются с того света души умерших. Поскольку зима только добирается до своего экватора, наши предки верили, что еще придется пережить разгул нечистой силы. Они были уверены, что в святочные дни в народе незримо присутствуют духи, которые могут помочь людям заглянуть в будущее. Вот почему настолько популярны были зимние гадания.
Согласно древним славянским традициям, Святки делились поровну между Старым и Новым годом. Первая неделя этого периода продолжалась с 25 декабря по 1 января и считалась наиболее важной. На протяжении данной седмицы надлежало выполнять множество строгих запретов и предписаний. Первая неделя у наших предков величалась «святой». А дальше, начиная с 1 января, можно было колядовать, гадать, посещать родных и друзей, петь танцевать, вкусно и обильно угощаться и развлекаться всеми доступными способами.
Тем не менее, Святки всегда воспринимались как некий общий цикл, полный традиций, ритуалов, обычаев и правил. Это были дни, когда девушки получали шанс не только погадать на «суженого-ряженого», но и попытаться выведать значимые секреты.
Празднику Крещения на Руси предшествовал обряд «изгнания святок». Он был в равной степени популярен как у восточных, так и у западных славян. Ритуальное действо бывало связано со сжиганием мусора, накопленного за двенадцать святочных дней. В Нижегородской области подобное действо называлось «проводами святок».
Ольга Пурчинская
Слово «святки» имеет старославянское происхождение и буквально означает «праздничные» или «святые дни». Первые упоминания о таких зимних празднествах встречаются в новгородских берестяных грамотах, датированных серединой XV века.
Традиция отмечать святки зародилась на Руси много столетий назад. В летописях отражены праздники, имевшие место в самом начале летоисчисления после Рождества Христова. А гадания, остающиеся важным элементом святочных ритуалов, увлекали людей уже в дохристианский период, в частности, подобные развлечения украшали досуг свободных жителей Римской империи. На заре Новой эры с характерными для язычников забавами начали серьезно бороться представители стремительно обретавшей силу и власть католической церкви.
В Российской империи существовал закон, который запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
Во многих регионах Российской империи начало Святок традиционно приурочивалось к Николину дню. По настоянию церкви эти дни были привязаны к рождественским обрядам и входили в христианский православный календарь. В промежуток от Рождества до Крещение верующие освобождаются от еженедельных «постных» дней. Соответственно, любимые угощения и самые разные лакомства можно позволить себе, какой бы день недели не фиксировал календарь.
У восточных славян исконно было принято встречать Рождество в кругу родных. Праздник люди проводили у себя дома, либо отправлялись в гости к кому-либо из родственников. Во второй день святок молодые мамочки носили своих малышей в церковь, чтобы те приняли причастие. Весь последующий период до конца святок превращался в бескрайнюю череду пиров с обильным угощением: славяне либо принимали гостей у себя дома, либо наносили визиты.
Двенадцать дней между Рождеством и Крещением – время традиционных ритуалов и обычаев, связанных с магией и мистикой. Во все времена неслыханной популярностью пользуются всевозможные гадания. Кому не знакома первая строфа из баллады В.А.Жуковского «Светлана»? «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».
Святки приходятся на очень важный психологический момент: по факту их завершения люди неизменно отмечают значительное прибавление светового дня. Это не удивляет, ведь с момента зимнего солнцестояние проходит ровно четыре недели, соответственно, приближение астрономической весны становится все более очевидным.
Святки – пограничный период между старым и новым. С этим фактом связаны народные поверья о том, что в преддверии очередного хозяйственного года на землю временно возвращаются с того света души умерших. Поскольку зима только добирается до своего экватора, наши предки верили, что еще придется пережить разгул нечистой силы. Они были уверены, что в святочные дни в народе незримо присутствуют духи, которые могут помочь людям заглянуть в будущее. Вот почему настолько популярны были зимние гадания.
Согласно древним славянским традициям, Святки делились поровну между Старым и Новым годом. Первая неделя этого периода продолжалась с 25 декабря по 1 января и считалась наиболее важной. На протяжении данной седмицы надлежало выполнять множество строгих запретов и предписаний. Первая неделя у наших предков величалась «святой». А дальше, начиная с 1 января, можно было колядовать, гадать, посещать родных и друзей, петь танцевать, вкусно и обильно угощаться и развлекаться всеми доступными способами.
Тем не менее, Святки всегда воспринимались как некий общий цикл, полный традиций, ритуалов, обычаев и правил. Это были дни, когда девушки получали шанс не только погадать на «суженого-ряженого», но и попытаться выведать значимые секреты.
Празднику Крещения на Руси предшествовал обряд «изгнания святок». Он был в равной степени популярен как у восточных, так и у западных славян. Ритуальное действо бывало связано со сжиганием мусора, накопленного за двенадцать святочных дней. В Нижегородской области подобное действо называлось «проводами святок».
Ольга Пурчинская