интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » Рождественская Русь: нравы, традиции, обычаи

 
 
 

Рождественская Русь: нравы, традиции, обычаи

Автор: Ольга Пурчинская от 17-12-2022, 08:24, посмотрело: 275

Русская культура уникальна и самобытна. Об этом уже сказано множество слов, от самых банальных истин до по-настоящему интересных, глубоких исследований исторических аспектов. Сегодня мне бы хотелось немного рассказать о том, как на Руси издревле отмечается один из самых светлых праздников года – Рождество. Кажется, пора бы и собственные корни вспомнить, а не жить сугубо западными интересами и стереотипами.

Итак, Рождество Христово – один из важнейших дней христианского календаря, праздник, знаменующий собой начало новой жизни. Исторически этот день является днем почитания Иисуса Христа. Согласно православному (юлианскому) календарю, он приходится на 7 января. По старому стилю (григорианскому календарю), на который ориентирована западная половина христианского мира, Рождество наступает на 2 недели раньше – 25 декабря.

На Руси светлый христианский праздник появился в конце Х века, сразу после того, как князь Владимир принял крещение. С тех пор долгое время праздник Рождества Христова государство встречало 25 декабря. С этого дня и вплоть до завершения масленичной недели (то есть приблизительно до середины февраля) хорошей традицией стало заключение всевозможных договорных обязательств, в том числе торговых и трудовых.

На рубеже XVII-XVIII веков в нашу страну были завезены традиции польского народного театра – вертепа. С тех пор в специальном ящике (вертепе) на улицах русских городов в дни праздничных гуляний и ярмарок разыгрывались представления на основе фрагментов Священного Писания. Артистами в импровизированных представлениях были куклы-марионетки. Позднее область используемых в вертепных постановках сюжетов значительно расширилась. Эта традиция соблюдалась достаточно долго и была упразднена лишь после Октябрьской революции 1917 года.

В конце XIX века в Российской империи стало принято устанавливать празднично украшенные елки прямо на улицах крупных городов в качестве одного из главных символов приближающегося Рождества. В начале ХХ столетия подарки детям начал вручать всенародно любимый сказочный волшебник – Дед Мороз. Бытовало мнение, что это близкий родственник западного волшебника Санта-Клауса.

В 1920-х на Рождество был наложен запрет атеистически настроенного государства. Оно попало в немилость наряду с другими религиозными праздниками – Крещением, Пасхой и другими знаковыми днями. Тем не менее, в ранних советских календарях еще долго православные торжества отмечались как красные (то есть праздничные или просто выходные) дни. Так продолжалось до 1929 года, когда в советской России появился официальный запрет на празднование Рождества Христова. Вместе с ним городских улиц исчезли красочные елки, которые были объявлены элементом «поповских обычаев».

В 1935 году Рождество было реабилитировано: традиции этого праздника на высшем уровне признали как часть грандиозных новогодних торжеств, которые традиционно стартовали в ночь с 31 декабря на 1 января. С этого момента и по настоящее время советские граждане, а затем и россияне воспринимают наряженную елку уже не рождественским, а новогодним деревом.

В 1937 году во время торжественной встречи Нового года в Колонном зале Дома Союзов у Деда Мороза появилась юная, очаровательная спутница – внучка Снегурочка. Этот персонаж русских народных сказок изначально не был связан с рождественскими традициями. Праздник Рождества с момента восстановления приходится на 7 января в соответствии с православным церковным календарем.

Одна из самых известных исконно русских рождественских традиций – колядование. В некоторых селениях они сохраняются и сегодня. Суть их заключается в том, что, начиная с рождественского Сочельника и вплоть до завершения святок, по домам ходит толпа ряженых и поет специальные гимны во славу Христа, а также пожелания доброго здравия хозяевам и их гостям. Часто колядующие носили с собой шест с закрепленной на конце звездой. В ответ на свое искусство импровизированные вокалисты получали гостинцы с праздничного стола. Чаще всего это были небольшие сладости.

В русских деревнях было принято устанавливать во дворах соломенные стога. В конце праздника эти сооружения полагалось сжечь. В такой момент все обитатели дома обязательно замирали в благоговейном молчании, пока не догорит огонь. Такое поведение неслучайно: на Руси существовало поверье, согласно которому в это время появлялись души умерших предков, которые приходили погреться у доброго рождественского костра.

Еще одна традиция начиналась вечером рождественского Сочельника и продолжалась до конца святок. Речь идет о гаданиях. Об этом существует немало упоминаний в шедеврах русского искусства. Вспомним, например, первую строфу баллады В.А.Жуковского «Светлана»: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали: За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали…».

На Руси существовало немало народных примет и поверий, связанных, в том числе, с рождественским обиходом. Например, среди земледельцев считалось мрачным знаком, если рождественским утром первым посетителем дома станет женщина. Существовала легенда, что после такого визитера вся женская половина семьи целый год будет непрерывно хворать.

Готовясь встретить светлый праздник Рождества Христова, люди обязательно делали в доме генеральную уборку, готовили разносолы, а перед походом в церковь непременно смывали с себя грехи уходящего года в бане. На стол необходимо было постелить новую скатерть, а вся семья облачалась в наряды с иголочки. Считалось, что только в таком случае в наступающем году следует ждать доброго, щедрого урожая.

В качестве гостей за праздничный стол приглашались одинокие путники, а также родственники и знакомые. Одним из главных украшений русской рождественской трапезы были блюда из свинины: студень, жареное мясо, запеченный поросенок, фаршированная кабанья голова и т.д. Встречались и другие яства из дичи, рыбы и птицы. Продукты животного происхождения подавались в жареном и пареном, запеченном и вареном виде; можно было полакомиться рагу или гуляшом, элементами целой туши или мясным пюре.

Русские мастерицы-кулинарки делали пироги всех мыслимых и немыслимых сортов, форм и размеров. От разнообразия начинок у гостей разбегались глаза. Все это гастрономическое изобилие составляло лишь основную часть банкета. Впереди собравшихся ожидал еще и щедро накрытый чайный стол. Здесь можно было отведать разнообразные варенья, джемы, пряники, сухофрукты, печенье, пастилу, мед, хворост и многое другое.

Если кому-то не хотелось чаю, его с лихвой заменяли исконно русские напитки – кисели, морсы, сбитни, узвары, а также всевозможные наливки. В общем, вкусно поесть и сладко выпить по случаю одного из наиболее почитаемых на Руси праздников мог человек с любыми гастрономическими предпочтениями. Кстати, чай стал почетным гостем отечественного стола лишь в XVIII веке. Именно тогда купцы стали завозить его из Китая в достаточных количествах.

Ольга Пурчинская

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста