«Мадонна Бенуа», она же «Мадонна с цветком» - раннее полотно кисти Леонардо да Винчи, датированное примерно 1478-1480 годами. Историки искусства полагают, что шедевр не был завершен. В 1914 году старинный портрет приобрел Императорский Эрмитаж. До этого картина принадлежала супруге придворного архитектора Людвига (Леонтия) Бенуа Марии Александровне.
Доказательством того, что «Мадонна с цветком» представляет раннее творчество Леонардо служит тот факт, что во флорентийской галерее «Уфицци» хранится эскиз, подписанный рукой мастера. Надпись гласит: «…бря 1478 года начал две Девы Марии». Согласно бытующей гипотезе, одним из этих портретов стала «Мадонна Бенуа», вторым – «Мадонна с гвоздикой», которая экспонируется в Мюнхене. Оба шедевра относятся к первым кистям Леонардо в статусе самостоятельного живописца.
В то время да Винчи едва сравнялось 26 лет, он недавно вернулся из школы своего мастера Андреа Верроккьо, у которого долгое время творил как подмастерье. Однако у молодого Леонардо к моменту выпуска уже сформировался собственный самобытный творческий почерк, благодаря которому его быстро узнали и оценили современники, а затем на протяжении долгих столетий боготворят потомки.
На творчество раннего Леонардо да Винчи наиболее существенное влияние оказала фламандская школа живописи XV века. Также на него неизгладимое впечатление произвело полотно мастера «Мадонна с младенцем». Специалисты-искусствоведы видят влияние этих фактов на первые годы творчества гениального живописца, чье имя знакомо даже тем, кто не интересуется картинами.
На полотне Леонардо помещает Деву Марию в полутемное помещение, где есть всего один источник света – двойне окно, расположенное в глубине. Едва заметные зеленоватые лучи лишь слегка подчеркивают силуэты молодой женщины и младенца на ее руках. Героев картины становится видно благодаря свету, который, вопреки логике, идет из левого верхнего угла. Этот эффект позволил мастеру оживить изображение при помощи игры света и тени, а заодно сделать мать и ребенка живыми, объемными.
Для «Мадонны Бенуа» да Винчи использовал технику масляной живописи. Для Флоренции, где он тогда жил и творил, это было истинное новаторство – никто больше не владел ею. Еще одним следствием прогрессивных взглядов живописца служит тот факт, что он явно отказался от чрезмерной яркости красок, которая была характерна для работ флорентийцев XV века. При этом Леонардо более эффективно использовал ресурс масляных красок: их возможности позволили живописцу поиграть со светотенью и извлечь максимум из фактуры красителей.
На картине Леонардо Мадонна едва ли не впервые в истории европейского изобразительного искусства предстала облаченной не в яркие алые, а в сдержанные сине-зеленые цвета. При этом привычная гармония теплых и холодных цветов не нарушена благодаря наличию накидки охристого цвета.
«Мадонна Бенуа» да Винчи вдохновляла многих его современников. Созданное молодым художником полотно стало эталоном, законодателем модных тенденций эпохи Возрождения. Каноническое изображение в дальнейшем появлялось в творчестве Лоренцо ди Креди, Рафаэля Санти и других легендарных творцов Ренессанса.
Ольга Пурчинская
Доказательством того, что «Мадонна с цветком» представляет раннее творчество Леонардо служит тот факт, что во флорентийской галерее «Уфицци» хранится эскиз, подписанный рукой мастера. Надпись гласит: «…бря 1478 года начал две Девы Марии». Согласно бытующей гипотезе, одним из этих портретов стала «Мадонна Бенуа», вторым – «Мадонна с гвоздикой», которая экспонируется в Мюнхене. Оба шедевра относятся к первым кистям Леонардо в статусе самостоятельного живописца.
В то время да Винчи едва сравнялось 26 лет, он недавно вернулся из школы своего мастера Андреа Верроккьо, у которого долгое время творил как подмастерье. Однако у молодого Леонардо к моменту выпуска уже сформировался собственный самобытный творческий почерк, благодаря которому его быстро узнали и оценили современники, а затем на протяжении долгих столетий боготворят потомки.
На творчество раннего Леонардо да Винчи наиболее существенное влияние оказала фламандская школа живописи XV века. Также на него неизгладимое впечатление произвело полотно мастера «Мадонна с младенцем». Специалисты-искусствоведы видят влияние этих фактов на первые годы творчества гениального живописца, чье имя знакомо даже тем, кто не интересуется картинами.
На полотне Леонардо помещает Деву Марию в полутемное помещение, где есть всего один источник света – двойне окно, расположенное в глубине. Едва заметные зеленоватые лучи лишь слегка подчеркивают силуэты молодой женщины и младенца на ее руках. Героев картины становится видно благодаря свету, который, вопреки логике, идет из левого верхнего угла. Этот эффект позволил мастеру оживить изображение при помощи игры света и тени, а заодно сделать мать и ребенка живыми, объемными.
Для «Мадонны Бенуа» да Винчи использовал технику масляной живописи. Для Флоренции, где он тогда жил и творил, это было истинное новаторство – никто больше не владел ею. Еще одним следствием прогрессивных взглядов живописца служит тот факт, что он явно отказался от чрезмерной яркости красок, которая была характерна для работ флорентийцев XV века. При этом Леонардо более эффективно использовал ресурс масляных красок: их возможности позволили живописцу поиграть со светотенью и извлечь максимум из фактуры красителей.
На картине Леонардо Мадонна едва ли не впервые в истории европейского изобразительного искусства предстала облаченной не в яркие алые, а в сдержанные сине-зеленые цвета. При этом привычная гармония теплых и холодных цветов не нарушена благодаря наличию накидки охристого цвета.
«Мадонна Бенуа» да Винчи вдохновляла многих его современников. Созданное молодым художником полотно стало эталоном, законодателем модных тенденций эпохи Возрождения. Каноническое изображение в дальнейшем появлялось в творчестве Лоренцо ди Креди, Рафаэля Санти и других легендарных творцов Ренессанса.
Ольга Пурчинская