Сикстинская Мадонна (Madonna Sistina) - портрет работы Рафаэля Санти. С 1754 года экспонируется в Галерее старинных мастеров, в народе более известной как Дрезденская галерея. Картина давно признана одним из подлинных шедевров Высокого Возрождения.
Полотно впечатляет своими размерами - 265х196 см. Художник написал его для оформления алтаря церкви при монастыре святого Сикста II (Пьяченца). Заказчиком был Папа Римский Юлий II. Предполагается, что шедевр Рафаэля создан в промежутке между 1512 и 1513 годами. Поводом послужили победа Италии в войне с французами (вторжение в Ломбардию) и дальнейшее включение Пьяченцы в состав Папской области (т.е.государства, возглавляемого лично главой Римской католической церкви).
«Сикстинская Мадонна» выделяется среди других картин начала XVI века благодаря тому, что написана на холсте (до этого абсолютное большинство произведений создавались на деревянной доске). Неподтвержденная легенда гласит, что понтифик заказал Рафаэлю картину для своей гробницы.
До середины XVIII столетия восхитительная работа Санти не была известна широкому кругу ценителей Прекрасного, поскольку затерялась в непопулярной провинциальной церкви. В указанное время саксонский курфюрст Август III начал переговоры с Папой Римским Бенедиктом XIV, в результате которых (они продолжались 2 года) добился возможности вывезти шедевр в Дрезден. В итоге полотно было приобретено вместе с еще несколькими знаменитыми картинами Рафаэля. Церкви Сан-Систо осталась копия «Сикстинской Мадонны» (автор - Джузеппе Ногари).
Картиной Рафаэля с тех пор могли любоваться сотни любителей высокого искусства. Среди них - немецкий поэт эпохи Романтизма И.В.Гете, оставивший восторженный отзыв об этом шедевре Высокого Ренессанса.
Русские путешественники элегантного прошлого начинали свои паломничества в мир Прекрасного с Дрездена, и «Сикстинская Мадонна» была для них первой вехой на пути приобщения к итальянскому изобразительному искусству. Таким образом, в XIX веке шедевр Рафаэля обрел в России неслыханную популярность. Многие стремились попасть в музей, чтобы соприкоснуться с этим чудом непосредственно и создать собственное впечатление. Среди тех представителей русской интеллигенции, кто созерцал полотно «живьем» - В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, А.А.Фет, А.И.Герцен, Ф.М.Достоевскпй, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, А.А.Бестужев, К.П.Брюллов, В.Г.Белинский и др. Их восторженные отзывы зафиксированы на бумаге.
В январе 1945 года «Сикстинская Мадонна», наравне с другими экспонатами Дрезденской галереи, оказалась в товарном вагоне, стоявшем недалеко от города (в радиусе примерно 30 км). Эта мера позволила уберечь бесценные полотна от фашистских бомбардировок. В мае их обнаружили советские войска.
Полотна отправили в запасники ГМИИ им.А.С.Пушкина. Шедевры были возвращены на свое законное место в 1955 году. Советские власти лично доставили их своим коллегам в ГДР. Прежде, чем отдать картину, ее некоторое время демонстрировали посетителям Пушкинского музея.
На групповом портрете «Сикстинская Мадонна» изображена Божья Матерь с младенцем Иисусом на руках, окруженная Папой Сикстом II и святой великомученицей Варварой. Внизу картины два ангелочка смотрят на божественное схождение. Все изображения в ансамбле образуют треугольник. Сверху расположен раскрытый по сторонам занавес. Этот символический элемент подчеркивает геометрическую и концептуальную выверенность композиции.
Картина Рафаэля производит ошеломляющее впечатление: зрителю кажется, что Мадонна смотрит ему прямо в глаза, еще минута - и она сойдет с полотна прямо навстречу каждому отдельно взятому гостю Дрезденской галереи.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Полотно впечатляет своими размерами - 265х196 см. Художник написал его для оформления алтаря церкви при монастыре святого Сикста II (Пьяченца). Заказчиком был Папа Римский Юлий II. Предполагается, что шедевр Рафаэля создан в промежутке между 1512 и 1513 годами. Поводом послужили победа Италии в войне с французами (вторжение в Ломбардию) и дальнейшее включение Пьяченцы в состав Папской области (т.е.государства, возглавляемого лично главой Римской католической церкви).
«Сикстинская Мадонна» выделяется среди других картин начала XVI века благодаря тому, что написана на холсте (до этого абсолютное большинство произведений создавались на деревянной доске). Неподтвержденная легенда гласит, что понтифик заказал Рафаэлю картину для своей гробницы.
До середины XVIII столетия восхитительная работа Санти не была известна широкому кругу ценителей Прекрасного, поскольку затерялась в непопулярной провинциальной церкви. В указанное время саксонский курфюрст Август III начал переговоры с Папой Римским Бенедиктом XIV, в результате которых (они продолжались 2 года) добился возможности вывезти шедевр в Дрезден. В итоге полотно было приобретено вместе с еще несколькими знаменитыми картинами Рафаэля. Церкви Сан-Систо осталась копия «Сикстинской Мадонны» (автор - Джузеппе Ногари).
Картиной Рафаэля с тех пор могли любоваться сотни любителей высокого искусства. Среди них - немецкий поэт эпохи Романтизма И.В.Гете, оставивший восторженный отзыв об этом шедевре Высокого Ренессанса.
Русские путешественники элегантного прошлого начинали свои паломничества в мир Прекрасного с Дрездена, и «Сикстинская Мадонна» была для них первой вехой на пути приобщения к итальянскому изобразительному искусству. Таким образом, в XIX веке шедевр Рафаэля обрел в России неслыханную популярность. Многие стремились попасть в музей, чтобы соприкоснуться с этим чудом непосредственно и создать собственное впечатление. Среди тех представителей русской интеллигенции, кто созерцал полотно «живьем» - В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, А.А.Фет, А.И.Герцен, Ф.М.Достоевскпй, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, А.А.Бестужев, К.П.Брюллов, В.Г.Белинский и др. Их восторженные отзывы зафиксированы на бумаге.
В январе 1945 года «Сикстинская Мадонна», наравне с другими экспонатами Дрезденской галереи, оказалась в товарном вагоне, стоявшем недалеко от города (в радиусе примерно 30 км). Эта мера позволила уберечь бесценные полотна от фашистских бомбардировок. В мае их обнаружили советские войска.
Полотна отправили в запасники ГМИИ им.А.С.Пушкина. Шедевры были возвращены на свое законное место в 1955 году. Советские власти лично доставили их своим коллегам в ГДР. Прежде, чем отдать картину, ее некоторое время демонстрировали посетителям Пушкинского музея.
На групповом портрете «Сикстинская Мадонна» изображена Божья Матерь с младенцем Иисусом на руках, окруженная Папой Сикстом II и святой великомученицей Варварой. Внизу картины два ангелочка смотрят на божественное схождение. Все изображения в ансамбле образуют треугольник. Сверху расположен раскрытый по сторонам занавес. Этот символический элемент подчеркивает геометрическую и концептуальную выверенность композиции.
Картина Рафаэля производит ошеломляющее впечатление: зрителю кажется, что Мадонна смотрит ему прямо в глаза, еще минута - и она сойдет с полотна прямо навстречу каждому отдельно взятому гостю Дрезденской галереи.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета