интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Сандро Ботичелли. "Весна"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Сандро Ботичелли. "Весна"

Автор: Ольга Пурчинская от 20-10-2020, 05:16, посмотрело: 826

#МоиЛюбимыеАртефакты. Сандро Ботичелли. "Весна"«Весна» (Primavera) - групповой портрет кисти Сандро Ботичелли. Шедевр создан в 1482 году. В настоящее время экспонируется в галерее Уфицци (Флоренция, Италия).

Ранее картина, согласно проведенной в 1498 году описи (документ был найден в 1975 году), находилась в покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Портрет обнаружили в будуаре. Он висел над софой-летуччо по соседству с «Палладой и кентавром» того же Ботичелли и «Мадонной с младенцем» неизвестного автора.

19 июля 1482 года дядя Лоренцо, знаменитый политический деятель и покровитель наук и искусств Лоренцо Великолепный, женил молодого человека на Семирамиде Аллиани. В связи с этим обстоятельством многие искусствоведы сходятся во мнении, что он заказал истинному мастеру живописи групповой портрет под названием «Весна» в качестве свадебного подарка. В те времена подобные дары были традиционными. Учитывая специфику заказа, Ботичелли заранее знал, где именно будет висеть его творение и что расположат ее на высоте около 2 метров от пола.

Среди литературных источников, вдохновивших художника на создание картины - поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей» (из нее на полотне возникли образы посланника ветров Зефира, богини любви и красоты Венеры, небесной покровительницы цветов Флоры и бога торговли, обогащения и прибыли Меркурия) и Овидия «Фасты» (отсюда появились весенняя нимфа Хлорида и 3 богини радости жизни и веселья Хариты).

Картина «Весна» представляет собой групповой портрет на фоне поляны в апельсиновом саду. Живописная площадка сплошь усеяна цветами. Исследователи и любители статистики установили, что Ботичелли изобразил более 5 сотен цветов, принадлежащих к 170 видам. Специалисты отмечают, что мастер эпохи Возрождения сумел передать все растения настолько точно, будто это не рисунок, а фотография. Несмотря на название полотна, многие присутствующие на нем растения появляются летом.

Персонажи изображены на картине ритмичными «группами» 3-1-3-1. Рядом с божественным ветром Зефиром находятся сухие деревья без плодов. Коварный герой преследует Хлориду. Рядом - богиня Флора, щедро разбрасывающая повсюду свежие, благоухающие розы. Платья героинь развеваются в разные стороны.

В самом центре полотна расположена его главная фигура - Венера, небесная покровительница садов и любви. Художник подчеркнул ее главенство, расположив четко посередине, в одиночестве. Голову богини как бы венчают ореолы из листьев мирта (в античной мифологии это неотъемлемый атрибут небожительницы). Просветы между ними образуют подобие арки. В результате образ приобрел черты, схожие со знаменитыми портретами Мадонн работ Рафаэля, самого Ботичелли и других ренессансных живописцев. Над головой Венеры застыл крылатый Амур. Глаза его завязаны, а заправленная в лук стрела направлена в одну из Харит (среднюю).

Три Хариты изображены левее. Взявшись за руки, они танцуют. Их имена - «сияющая» Аглая, «благомыслящая» Ефросина и «цветущая» Талия. Взор средней направлен налево.

Самая левая часть композиции картины изображает Меркурия. Традиционные атрибуты этого античного бога (жезл кадуцей, крылатые сандалии и шлем) при нем. Ботичелли назначил этого персонажа охранником сада, для чего добавил ему меч. При помощи волшебного жезла атлетически сложенный красавец в красном плаще разгоняет тучи с небес.

Характерной особенностью ботичеллиевской «Весны» является то, что все персонажи как бы парят в воздухе, почти не касаясь ногами земли. Эффект многократно усиливает расположение картины в спальных покоях Лоренцо Медичи.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста