интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Альбрехт Дюрер. "Оплакивание Христа"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Альбрехт Дюрер. "Оплакивание Христа"

Автор: Ольга Пурчинская от 5-12-2022, 09:21, посмотрело: 374

«Оплакивание Христа» - полотно кисти Альбрехта Дюрера. Шедевр Северного Возрождения создан в 1540 году. Сегодня экспонируется в музее Метрополитен (Нью-Йорк, США).

Оплакивание представляет собой важный эпизод Страстей Христовых (пассионов). По хронологии он располагается следом за снятием тела Иисуса с креста. В иконографии, а затем и в живописи эта сцена исконно является предметом для самостоятельного произведения.

Согласно Новому завету Священного писания, оплакивание Христа приходится на вторую половину пятницы и становится кульминацией Страстной Недели, предшествующей светлому празднику Пасхи. Местом действия является подножие креста на горе Голгофа.

Интересно, что в старинных канонических евангельских текстах описания сцены оплакивания нет: там тело, снятое с креста, сразу проходит обряд погребения. А вот во многих теографических трактатах можно встретить подробное описание промежуточного, но крайне важного эпизода скорби по только что умершему.

В изобразительное искусство эта сцена вошла сравнительно поздно – только к XII столетию, то есть на закате эпохи Средневековья, в преддверии грядущего Ренессанса. Работа Альбрехта Дюрера – целый комплекс, состоящий из нескольких элементов. Помимо полотна из цикла «Малые страсти», рукой мастера была создана одноименная гравюра Она появилась за два года до картины, в 1538.

Живописец долго и тщательно готовился к созданию шедевра, подробно изучал сюжет, детально анализировал каждого персонажа, которому предстояло появиться на полотне. На групповом портрете центральная фигура – тело Христа, которое заботливо поддерживает за плечи один из апостолов – Иоанн. Мастер зафиксировал момент, когда Иисуса опускают на землю.

Дюрер делает акцент за саднящие раны по всему телу Спасителя. На лике центральной фигуры картины навсегда застыло невыносимое страдание. Левую руку Христа бережно держит его мать Мария. Богородица скорбно опускает взор, стоя на коленях. За ее спиной находится Мария Магдалина в образе высочайшей скорби. Волосы молодой женщины выбились из-под платка, а руки она заламывает. Сама поза этой героини выражает душераздирающее горе.

Ольга Пурчинская

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста