«Ватиканская Пьета» («Оплакивание Христа») - ранняя работа скульптора эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти, одна из наиболее знаменитых его композиций. Статуя датирована 1499 годом, мастеру тогда было 24 года. Сейчас шедевр хранится в Соборе святого Петра (Ватикан).
Скульптурная композиция представляет собой сидящую Деву Марию и лежащее на ее коленях тело Иисуса Христа. Высота сооружения составляет 1,74 метра, ширина - 1,95 метра. Артефакт выделяется тем, что Микеланджело оставил на нем автограф, чего позднее никогда больше не делал.
Микеланджело Буонарроти приехал в Рим в 1496 году в возрасте 21 года. Сразу по прибытии он познакомился с богатым коллекционером, финансистом Якопо Галли. Это знакомство быстро привело к тому, что юный скульптор получил заказ от кардинала из аббатства и посла Франции в Риме Жана Билэра де Лагрола, который действовал от имени своего короля Карла VIII. Будущий шедевр предполагалось выставлять в капелле Санта-Петронилла в Ватикане (она принадлежала французским монархам).
Официальный контракт на создание скульптуры был подписан в августе 1498 года. На выполнение заказа у молодого мастера было совсем немного времени - всего год. Якопо Галли выступил в этой сделке в качестве поручителя и заверил высокопоставленного заказчика, что он получит «самую прекрасную работу из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме, а рекомендованный мастер - самый лучший из скульпторов».
Микеланджело очень серьезно отнесся к своему первому большому заказу. Это проявилось во многом, прежде всего, в выборе сырья для будущего творения. Подходящую мраморную глыбу он искал на протяжении девяти месяцев, и приобрел его в Карраре. Тончайший белоснежный материал для него добыли в Апуанских Альпах.
Современники Микеланджело документально зафиксировали, что он часто наведывался в капеллу после установки там своего творения, чтобы лишний раз полюбоваться им. Услышав однажды восторженные возгласы гостей города, приписывавших блистательную работу своему соотечественнику, уязвленный скульптор ночью пробрался незамеченным к скульптуре и вырезал на ней свое имя.
Из Собора святого Петра «Пьету» перевезли на старый хор базилики в Ватикане (1626). При этом пострадали пальцы Девы Марии, которые отреставрировали значительно позже, в 1736 году. С 1749 по настоящее время шедевр располагается в первой капелле справа от входа в главный неф главного Собора западнохристианского мира. Место экспонирования получило название Cappella della Pieta.
Свою скульптурную группу Микеланджело ваял, следуя средневековой иконографии. В основе его работы лежит композиционный тип так называемых «горизонтальных оплакиваний»: распростертое тело Иисуса Христа расположено горизонтально на коленях Девы Марии. В скульптуре подобные фигуры появились в конце XIV века, на рубеже эпох Средневековья и Возрождения.
Традиционно композиция «горизонтальных оплакиваний» включает юный, нежный, одухотворенный образ Девы Марии. Ему противопоставляется взрослый, измученный сын. Такой контраст вызывает особенные чувства: духовное напряжение и светлое, созерцательное настроение.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Скульптурная композиция представляет собой сидящую Деву Марию и лежащее на ее коленях тело Иисуса Христа. Высота сооружения составляет 1,74 метра, ширина - 1,95 метра. Артефакт выделяется тем, что Микеланджело оставил на нем автограф, чего позднее никогда больше не делал.
Микеланджело Буонарроти приехал в Рим в 1496 году в возрасте 21 года. Сразу по прибытии он познакомился с богатым коллекционером, финансистом Якопо Галли. Это знакомство быстро привело к тому, что юный скульптор получил заказ от кардинала из аббатства и посла Франции в Риме Жана Билэра де Лагрола, который действовал от имени своего короля Карла VIII. Будущий шедевр предполагалось выставлять в капелле Санта-Петронилла в Ватикане (она принадлежала французским монархам).
Официальный контракт на создание скульптуры был подписан в августе 1498 года. На выполнение заказа у молодого мастера было совсем немного времени - всего год. Якопо Галли выступил в этой сделке в качестве поручителя и заверил высокопоставленного заказчика, что он получит «самую прекрасную работу из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме, а рекомендованный мастер - самый лучший из скульпторов».
Микеланджело очень серьезно отнесся к своему первому большому заказу. Это проявилось во многом, прежде всего, в выборе сырья для будущего творения. Подходящую мраморную глыбу он искал на протяжении девяти месяцев, и приобрел его в Карраре. Тончайший белоснежный материал для него добыли в Апуанских Альпах.
Современники Микеланджело документально зафиксировали, что он часто наведывался в капеллу после установки там своего творения, чтобы лишний раз полюбоваться им. Услышав однажды восторженные возгласы гостей города, приписывавших блистательную работу своему соотечественнику, уязвленный скульптор ночью пробрался незамеченным к скульптуре и вырезал на ней свое имя.
Из Собора святого Петра «Пьету» перевезли на старый хор базилики в Ватикане (1626). При этом пострадали пальцы Девы Марии, которые отреставрировали значительно позже, в 1736 году. С 1749 по настоящее время шедевр располагается в первой капелле справа от входа в главный неф главного Собора западнохристианского мира. Место экспонирования получило название Cappella della Pieta.
Свою скульптурную группу Микеланджело ваял, следуя средневековой иконографии. В основе его работы лежит композиционный тип так называемых «горизонтальных оплакиваний»: распростертое тело Иисуса Христа расположено горизонтально на коленях Девы Марии. В скульптуре подобные фигуры появились в конце XIV века, на рубеже эпох Средневековья и Возрождения.
Традиционно композиция «горизонтальных оплакиваний» включает юный, нежный, одухотворенный образ Девы Марии. Ему противопоставляется взрослый, измученный сын. Такой контраст вызывает особенные чувства: духовное напряжение и светлое, созерцательное настроение.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета