Римский скульптурный портрет – важный этап развития портретного творчества планетарного масштаба. Общая его продолжительность, согласно оценкам большинства искусствоведов, составляет приблизительно пять веков, от I столетия до Рождества Христова до IV нашей эры. Для этого периода развития мировой художественной культуры характерна высокая точность, с которой мастера стремились передать мельчайшие детали лиц и телосложений изображаемых людей. Чаще всего героями таких изваяний становились исторические личности, о внешних данных которых люди и сегодня получают представление по их скульптурным изображениям.
Удивительно, но до наших дней дошло множество подобных памятников античного искусства, причем их удалось сохранить в первозданном виде. Артефакты имеют огромную историко-культурную ценность. Помимо того, что это по-настоящему красивые, изысканные, элегантные работы, они, благодаря наличию идентифицирующих надписей, позволяют увидеть увековеченные лица участников событий, резко изменивших направление развития человечества на подступах к новой эре.
Искусствоведы и историки утверждают, что римский скульптурный потрет стал краеугольным камнем европейского реалистического портрета, в том числе живописного и графического.
Почти все античные шедевры скульптурного портретного искусства выполнены из белого мрамора самых ценных пород. Как показала история, они оказались наиболее прочными. Также у древних европейских мастеров популярностью пользовалась бронза, но отлитые из нее изображения не выдержали испытания временем: до нас дошло совсем немного изделий из этого материала.
Сегодня исследователям древнеримских артефактов удалось идентифицировать почти все сохранившиеся скульптурные изображения. А вот имена авторов этих шедевров история для потомков не сохранила: в античные времена художники-ваятели оставляли на статуях информацию только о личностях, увековеченных в мраморе или бронзе. На некоторых статуях также можно увидеть отметки о людях, позировавших мастерам.
Историки искусства на протяжении столетий спорят, что именно стало фундаментом для создания римских скульптурных портретов. Большинство теоретиков сходится во мнении, что они эволюционировали из восковых погребальных масок, которые снимались с лиц умерших непосредственно перед ритуалом захоронения. Затем родственники хранили эту реликвию у домашнего алтаря.
Когда хоронили представителя древнего аристократического рода, его маску вместе с аналогичными изображениями предков потомки несли в руках во время торжественной траурной процессии. Таким способом представители благородных фамилий стремились подчеркнуть древность и величие своего семейства. Такова одна из форм выражения культа предков.
В ритуальных шествиях использовались не только восковые, но и мраморные, терракотовые и бронзовые маски и бюсты. Эти изображения делались на основе слепков, снятых непосредственно с лиц усопших. Чтобы придать им максимальное сходство с оригиналом, изделия затем тщательно обрабатывались. Благодаря тщательной, кропотливой подготовке портретов к погребению античные мастера сумели тщательно изучить особенности анатомического строения человеческого лица, расположение костей и мускулатуры. Вот почему римские скульптурные портреты впечатляют максимально возможной натуралистичностью. Глядя на них, человек видит живое человеческое лицо, на котором навсегда застыло привычное, знакомое выражение или эмоция, свойственные едва ли не каждому из нас.
Искусство римского скульптурного портрета получило развитие, когда появилась возможность существенно расширить спектр личностей, имеющих право на увековечение собственного образа в бронзе или мраморе. К этому привел характерный для рубежа старой и новой эр рост общественного интереса к конкретному человеку, индивиду, личности. Постепенно ушла склонность мастеров к идеализации изображения (например, эллины были четко уверены, что хороший человек должен быть визуально прекрасен, потому древнегреческие статуи и скульптуры чрезвычайно красивы, но совершенство это не выглядит живым).
Древние римляне верили в себя, каждую отдельно взятую личность считали достойной всяческих почестей и уважения, поэтому внешность они воспринимали такой, какая она есть и не требовали от мастеров абсолютно идеальных, совершенных, но мертвых изображений.
Римские мастера на заре Новой эры впервые поставили перед собой непростую творческую задачу: они пытались передать не только все нюансы внешности конкретного человека, но и детали его характера.
Ольга Пурчинская
История римского скульптурного портрета в иллюстрациях
Удивительно, но до наших дней дошло множество подобных памятников античного искусства, причем их удалось сохранить в первозданном виде. Артефакты имеют огромную историко-культурную ценность. Помимо того, что это по-настоящему красивые, изысканные, элегантные работы, они, благодаря наличию идентифицирующих надписей, позволяют увидеть увековеченные лица участников событий, резко изменивших направление развития человечества на подступах к новой эре.
Искусствоведы и историки утверждают, что римский скульптурный потрет стал краеугольным камнем европейского реалистического портрета, в том числе живописного и графического.
Почти все античные шедевры скульптурного портретного искусства выполнены из белого мрамора самых ценных пород. Как показала история, они оказались наиболее прочными. Также у древних европейских мастеров популярностью пользовалась бронза, но отлитые из нее изображения не выдержали испытания временем: до нас дошло совсем немного изделий из этого материала.
Сегодня исследователям древнеримских артефактов удалось идентифицировать почти все сохранившиеся скульптурные изображения. А вот имена авторов этих шедевров история для потомков не сохранила: в античные времена художники-ваятели оставляли на статуях информацию только о личностях, увековеченных в мраморе или бронзе. На некоторых статуях также можно увидеть отметки о людях, позировавших мастерам.
Историки искусства на протяжении столетий спорят, что именно стало фундаментом для создания римских скульптурных портретов. Большинство теоретиков сходится во мнении, что они эволюционировали из восковых погребальных масок, которые снимались с лиц умерших непосредственно перед ритуалом захоронения. Затем родственники хранили эту реликвию у домашнего алтаря.
Когда хоронили представителя древнего аристократического рода, его маску вместе с аналогичными изображениями предков потомки несли в руках во время торжественной траурной процессии. Таким способом представители благородных фамилий стремились подчеркнуть древность и величие своего семейства. Такова одна из форм выражения культа предков.
В ритуальных шествиях использовались не только восковые, но и мраморные, терракотовые и бронзовые маски и бюсты. Эти изображения делались на основе слепков, снятых непосредственно с лиц усопших. Чтобы придать им максимальное сходство с оригиналом, изделия затем тщательно обрабатывались. Благодаря тщательной, кропотливой подготовке портретов к погребению античные мастера сумели тщательно изучить особенности анатомического строения человеческого лица, расположение костей и мускулатуры. Вот почему римские скульптурные портреты впечатляют максимально возможной натуралистичностью. Глядя на них, человек видит живое человеческое лицо, на котором навсегда застыло привычное, знакомое выражение или эмоция, свойственные едва ли не каждому из нас.
Искусство римского скульптурного портрета получило развитие, когда появилась возможность существенно расширить спектр личностей, имеющих право на увековечение собственного образа в бронзе или мраморе. К этому привел характерный для рубежа старой и новой эр рост общественного интереса к конкретному человеку, индивиду, личности. Постепенно ушла склонность мастеров к идеализации изображения (например, эллины были четко уверены, что хороший человек должен быть визуально прекрасен, потому древнегреческие статуи и скульптуры чрезвычайно красивы, но совершенство это не выглядит живым).
Древние римляне верили в себя, каждую отдельно взятую личность считали достойной всяческих почестей и уважения, поэтому внешность они воспринимали такой, какая она есть и не требовали от мастеров абсолютно идеальных, совершенных, но мертвых изображений.
Римские мастера на заре Новой эры впервые поставили перед собой непростую творческую задачу: они пытались передать не только все нюансы внешности конкретного человека, но и детали его характера.
Ольга Пурчинская
История римского скульптурного портрета в иллюстрациях