«Ночной дозор» (Nachtwacht) - групповой портрет кисти Рембрандта. Изначально полотно, написанное в 1642 году, называлось «Выступление стрелковой роты капитана Франсиса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Эту работу Рембрандту заказало Стрелковое общество, отряд гражданского ополчения Голландии. Руководство структуры пожелало декорировать стены своего штаба групповыми портретами шести рот. За желаемую картину стрелковая рота капитана Франсиса Баннинга Кока заплатила живописцу гонорар 1600 флоринов.
Творческую задачу Рембрандт решил очень удачно с точки зрения композиции. Здесь мушкетеры выходят через арку на залитую солнцем площадь из затемненного дворика. Внимание привлекает игра светотени, ставшая важнейшим элементом фирменного стиля голландского живописца.
Изображение должно было представлять собой типовой статичный парадный портрет, но мастер отошел от жанра: на полотне мы видим момент, когда капитан Франсис Баннинг Кок отдает приказ о выступлении своему подчиненному, лейтенанту Виллему вон Рёйтенбюргу. В результате все мушкетеры изображены в движении: прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, мальчик убегает, ему вслед лает собака. Художник предельно внимателен к мелочам: невольно колышутся даже элементы солдатского обмундирования.
Важнейший новаторский прием заключается в том, что Рембрандт сумел воплотить в групповом портрете образы не только восемнадцати заказчиков (солдаты роты), но и еще шестнадцати лиц гражданской наружности. Появление и роль этих сторонних персонажей, связанные с ним символы до сих пор являются предметом споров и исследований искусствоведов на протяжении нескольких веков. Конкретные разъяснения всех сомнений мог бы дать только сам художник.
Полотно получилось настолько грандиозным, что значительно позднее, в XVIII веке, его пришлось значительно уменьшить, обрезав со всех сторон. Такое вмешательство потребовалось, чтобы шедевр возможно было расположить на стене в новом зале. Стороннее вмешательство в композицию картины не прошло бесследно: слева исчезли изображения двух стрелков. С тех пор авторскую задумку «Ночного дозора» можно увидеть только по сохранившейся копии, датированной приблизительно концом XVII века, которая хранится в Лондонской национальной галерее. Автором этой репродукции считается Геррит Люнденс.
Шедевр фламандского искусства в годы Второй Мировой войны оказался в руках фашистов. Долгое время свернутая в рулон картина хранилась в специальной нише внутри горы Святого Петра в Маастрихте.
Сегодня «Ночной дозор» Рембрандта доступен широкому кругу ценителей искусства как постоянный участник экспозиции Государственного музея (Rijksmuseum) Амстердама. Даже после исчезновения части своей площади картина остается одной из крупнейших в коллекции (363 х 437 см). Как и любой групповой портрет, это творение фламандского специалиста лучше всего созерцать на некотором отдалении.
В конце приведу подробный список персонажей картины:
1. Капитан Франс Баннинк Кок (находится в центре, облачен в черный камзол с красной перевязью);
2. Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (золотистый камзол с белой перевязью, расположен в центре);
3. Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (человек со знаменем в руках);
4. Сержант Рейнир Энгелен (сидит на парапете моста);
5. Сержант Ромбаут Кемп (стоит, втянув руку);
6. Хармен Якобсен Вормскерк (вооружен щитом);
7. Эльберт Виллемсен Сведенрейк (стоит за Харменом);
8. Клас ван Крёйсберген (находится справа от Эльберта);
9. Ян Оккерсен (копейщик в цилиндре);
10. Валих Схеллингвау (копейщик слева от колонны);
11. Барент Хармансен (копейщик на противоположном конце, справа от колонны);
12. Паулюс Схонховен (крайний справа);
13. Ян Лейдекерс Класен (мушкетер, дующий на полку мушкета);
14. Ян ван дер Хеде (мушкетер в красном одеянии);
15. Калтенармус Ян Адриансен Кейзер (меченосец, центральная фигура между капитаном Коком и лейтенантом ван Рёйтенбюргом);
16. Ян Петерсен Брюнхорст (меченосец за парапетом);
17. Якоб Йорисзон (барабанщик);
18. Якоб Дирксен де Рой (вырезан, располагался слева от Энгелена);
19. Ян Брюгман (вырезан, слева от Энгелена).
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Эту работу Рембрандту заказало Стрелковое общество, отряд гражданского ополчения Голландии. Руководство структуры пожелало декорировать стены своего штаба групповыми портретами шести рот. За желаемую картину стрелковая рота капитана Франсиса Баннинга Кока заплатила живописцу гонорар 1600 флоринов.
Творческую задачу Рембрандт решил очень удачно с точки зрения композиции. Здесь мушкетеры выходят через арку на залитую солнцем площадь из затемненного дворика. Внимание привлекает игра светотени, ставшая важнейшим элементом фирменного стиля голландского живописца.
Изображение должно было представлять собой типовой статичный парадный портрет, но мастер отошел от жанра: на полотне мы видим момент, когда капитан Франсис Баннинг Кок отдает приказ о выступлении своему подчиненному, лейтенанту Виллему вон Рёйтенбюргу. В результате все мушкетеры изображены в движении: прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, мальчик убегает, ему вслед лает собака. Художник предельно внимателен к мелочам: невольно колышутся даже элементы солдатского обмундирования.
Важнейший новаторский прием заключается в том, что Рембрандт сумел воплотить в групповом портрете образы не только восемнадцати заказчиков (солдаты роты), но и еще шестнадцати лиц гражданской наружности. Появление и роль этих сторонних персонажей, связанные с ним символы до сих пор являются предметом споров и исследований искусствоведов на протяжении нескольких веков. Конкретные разъяснения всех сомнений мог бы дать только сам художник.
Полотно получилось настолько грандиозным, что значительно позднее, в XVIII веке, его пришлось значительно уменьшить, обрезав со всех сторон. Такое вмешательство потребовалось, чтобы шедевр возможно было расположить на стене в новом зале. Стороннее вмешательство в композицию картины не прошло бесследно: слева исчезли изображения двух стрелков. С тех пор авторскую задумку «Ночного дозора» можно увидеть только по сохранившейся копии, датированной приблизительно концом XVII века, которая хранится в Лондонской национальной галерее. Автором этой репродукции считается Геррит Люнденс.
Шедевр фламандского искусства в годы Второй Мировой войны оказался в руках фашистов. Долгое время свернутая в рулон картина хранилась в специальной нише внутри горы Святого Петра в Маастрихте.
Сегодня «Ночной дозор» Рембрандта доступен широкому кругу ценителей искусства как постоянный участник экспозиции Государственного музея (Rijksmuseum) Амстердама. Даже после исчезновения части своей площади картина остается одной из крупнейших в коллекции (363 х 437 см). Как и любой групповой портрет, это творение фламандского специалиста лучше всего созерцать на некотором отдалении.
В конце приведу подробный список персонажей картины:
1. Капитан Франс Баннинк Кок (находится в центре, облачен в черный камзол с красной перевязью);
2. Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (золотистый камзол с белой перевязью, расположен в центре);
3. Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (человек со знаменем в руках);
4. Сержант Рейнир Энгелен (сидит на парапете моста);
5. Сержант Ромбаут Кемп (стоит, втянув руку);
6. Хармен Якобсен Вормскерк (вооружен щитом);
7. Эльберт Виллемсен Сведенрейк (стоит за Харменом);
8. Клас ван Крёйсберген (находится справа от Эльберта);
9. Ян Оккерсен (копейщик в цилиндре);
10. Валих Схеллингвау (копейщик слева от колонны);
11. Барент Хармансен (копейщик на противоположном конце, справа от колонны);
12. Паулюс Схонховен (крайний справа);
13. Ян Лейдекерс Класен (мушкетер, дующий на полку мушкета);
14. Ян ван дер Хеде (мушкетер в красном одеянии);
15. Калтенармус Ян Адриансен Кейзер (меченосец, центральная фигура между капитаном Коком и лейтенантом ван Рёйтенбюргом);
16. Ян Петерсен Брюнхорст (меченосец за парапетом);
17. Якоб Йорисзон (барабанщик);
18. Якоб Дирксен де Рой (вырезан, располагался слева от Энгелена);
19. Ян Брюгман (вырезан, слева от Энгелена).
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета