«Всадница» - групповой портрет русского живописца Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Картина написана в 1832 году. Сегодня находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Полотно размером 291,5 х 206 сантиметров мастеру заказала графиня Юлия Самойлова, которая прославилась своей дружбой с ним. Над картиной Брюллов работал в Милане. Первые ценители Прекрасного смоги увидеть новый шедевр в Академии изящных искусств Брера. Миланская публика и критика высоко оценила результат творчества русского живописца. Искусствоведы в своих рецензиях сравнивали своего современника с легендарными представителями фламандской школы Рубенсом и ван Дейком. В частности, теоретики утверждали, что их вниманию впервые предстал «конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством».
Позднее картина дошла до рук заказчицы и на протяжении многих лет находилась в частном собрании Юлии Самойловой. На протяжении сорока лет судьбу полотна отследить не представлялось возможным. В 1872 (по другим сведениям в 1874) году графиня скончалась. После этого в Париже прошел аукцион, на котором распродавалось имущество обедневшей русской аристократки. «Всадница» досталась некоему комиссионеру, а затем непостижимым образом оказалась в Санкт-Петербурге. В столице Российской империи в 1893 году ее приобрел в свою частную коллекцию известный предприниматель, коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков.
Очень долго искусствоведы пытались выяснить, кто именно стал прообразом всадницы, изображенной на портрете. Сперва бытовало мнение, что это сама графиня Самойлова, однако позднее выяснилось, что верхом на лошади сидит ее воспитанница итальянского происхождения с поэтичным именем Джованнина. Девочка в розовом платье – приемная дочь графини Амацилия (отец ребенка – композитор Джованни Пачини).
Групповой портрет «Всадница» представляет собой жанровую сцену. В центре изображена молодая девушка верхом на вороном коне. Она возвращается после утренней прогулки и подъезжает к террасе роскошного дома. Слева – маленькая девочка в нарядном розовом платье. Она выбежала на балкон, чтобы встретить свою старшую подругу, и замирает в восхищении. Справа от наездницы бегает черный спаниель. Композиционно молодая собака располагается таким образом, что «довершает собой треугольник, в который вписывается группа всадницы и ее коня» (Н.Н.Ковалевская). Естественность утренней встречи дополняет природа – накренившиеся под порывами ветра деревья и пролетающие по небу грозовые облака.
Центральная героиня группового портрета одета по последней моде. На ней элегантный костюм для верховой езды из длинной белой юбки и голубой шелковой блузки. Осиная талия подчеркнута поясом-корсажем. Темная шляпа подчеркивает нежный румянец и свежий цвет лица молодой барышни.
У малышки слева черные волосы. Она одета в розовое платье, кружевные панталоны и зеленые туфельки. Выражение ее лица выражает восхищение, а руки застыли в таком положении, словно девочка аплодирует эффектному возвращению своей старшей подруги.
Первые зрители, увидевшие картину в Милане сразу после ее написания, были восхищены красотой и грацией вороного скакуна, на котором сидит всадница. По их мнению, прекрасный конь породы (предположительно) «орловская верховая» практически полностью завладевает вниманием публики, отвлекая от двух прекрасных молодых особ – девушки и девочки.
Ольга Пурчинская
Как выглядит "Всадница" К.П.Брюллова
Полотно размером 291,5 х 206 сантиметров мастеру заказала графиня Юлия Самойлова, которая прославилась своей дружбой с ним. Над картиной Брюллов работал в Милане. Первые ценители Прекрасного смоги увидеть новый шедевр в Академии изящных искусств Брера. Миланская публика и критика высоко оценила результат творчества русского живописца. Искусствоведы в своих рецензиях сравнивали своего современника с легендарными представителями фламандской школы Рубенсом и ван Дейком. В частности, теоретики утверждали, что их вниманию впервые предстал «конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством».
Позднее картина дошла до рук заказчицы и на протяжении многих лет находилась в частном собрании Юлии Самойловой. На протяжении сорока лет судьбу полотна отследить не представлялось возможным. В 1872 (по другим сведениям в 1874) году графиня скончалась. После этого в Париже прошел аукцион, на котором распродавалось имущество обедневшей русской аристократки. «Всадница» досталась некоему комиссионеру, а затем непостижимым образом оказалась в Санкт-Петербурге. В столице Российской империи в 1893 году ее приобрел в свою частную коллекцию известный предприниматель, коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков.
Очень долго искусствоведы пытались выяснить, кто именно стал прообразом всадницы, изображенной на портрете. Сперва бытовало мнение, что это сама графиня Самойлова, однако позднее выяснилось, что верхом на лошади сидит ее воспитанница итальянского происхождения с поэтичным именем Джованнина. Девочка в розовом платье – приемная дочь графини Амацилия (отец ребенка – композитор Джованни Пачини).
Групповой портрет «Всадница» представляет собой жанровую сцену. В центре изображена молодая девушка верхом на вороном коне. Она возвращается после утренней прогулки и подъезжает к террасе роскошного дома. Слева – маленькая девочка в нарядном розовом платье. Она выбежала на балкон, чтобы встретить свою старшую подругу, и замирает в восхищении. Справа от наездницы бегает черный спаниель. Композиционно молодая собака располагается таким образом, что «довершает собой треугольник, в который вписывается группа всадницы и ее коня» (Н.Н.Ковалевская). Естественность утренней встречи дополняет природа – накренившиеся под порывами ветра деревья и пролетающие по небу грозовые облака.
Центральная героиня группового портрета одета по последней моде. На ней элегантный костюм для верховой езды из длинной белой юбки и голубой шелковой блузки. Осиная талия подчеркнута поясом-корсажем. Темная шляпа подчеркивает нежный румянец и свежий цвет лица молодой барышни.
У малышки слева черные волосы. Она одета в розовое платье, кружевные панталоны и зеленые туфельки. Выражение ее лица выражает восхищение, а руки застыли в таком положении, словно девочка аплодирует эффектному возвращению своей старшей подруги.
Первые зрители, увидевшие картину в Милане сразу после ее написания, были восхищены красотой и грацией вороного скакуна, на котором сидит всадница. По их мнению, прекрасный конь породы (предположительно) «орловская верховая» практически полностью завладевает вниманием публики, отвлекая от двух прекрасных молодых особ – девушки и девочки.
Ольга Пурчинская
Как выглядит "Всадница" К.П.Брюллова