«Возвращение блудного сына» - полотно голландского живописца Рембрандта. Занимает почетное место в экспозиции Государственного Эрмитажа. Представляет собой художественное воплощение известного библейского новозаветного сюжета.
Рембрандт изобразил финальное мгновение притчи - возвращение блудного сына, момент, «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Старший брат-праведник, согласно легенде, обиделся и не пожелал встретить вставшего на путь исправления молодого человека.
Эта тема волновала многих европейских мастеров группового портрета. Еще до Рембрандта полотна на аналогичный сюжет писали Рубенс, Босх, Дюрер, ван Лейден и др.
«Возвращение блудного сына» занимает особое место в творчестве Рембрандта и является наиболее крупным его шедевром на религиозную тематику.
Картина представляет собой групповой портрет. На небольшой площадке около дома изображены 8 человек. Ключевое событие разворачивается слева. Главный герой полотна - блудный сын - стоит на коленях спиной к зрителю. Смотрит он на своего отца, который слегка обнимает его, положа ладони на молодецкие плечи.
«Возвращение блудного сына» - классический пример полотна, где главное действующее лицо значительно отодвинуто от центра. Такая композиция нужна для максимально точного раскрытия доминирующей сюжетной линии картины. Многие искусствоведы пришли к выводу, что главное в своем шедевре «Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».
Блудный сын одет в лохмотья, голова его обрита, как у каторжника. Все это свидетельствует о полном падении молодого человека. Некоторые элементы рубахи, например, нарядный кружевной воротник, позволяют разглядеть остатки недавней жизни в роскоши и достатке. Юноша, опускаясь перед отцом на колени, теряет один стоптанный в долгой дороге ботинок. Художник так выстроил композицию своего полотна, что две центральные фигуры оказались на стыке реального и живописного пространств. Далее - вновь слово искусствоведам и историкам изобразительного искусства: «Глубина пространства передается последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке».
Отец и сын - доминанта сюжета группового портрета. Кроме них, Рембрандт изобразил силуэты еще 4 человек. Фигуры их практически теряются на темном фоне, поэтому невозможно узнать, кто все эти люди. Существуют предположения, что это братья и сестры центрального персонажа.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Рембрандт изобразил финальное мгновение притчи - возвращение блудного сына, момент, «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Старший брат-праведник, согласно легенде, обиделся и не пожелал встретить вставшего на путь исправления молодого человека.
Эта тема волновала многих европейских мастеров группового портрета. Еще до Рембрандта полотна на аналогичный сюжет писали Рубенс, Босх, Дюрер, ван Лейден и др.
«Возвращение блудного сына» занимает особое место в творчестве Рембрандта и является наиболее крупным его шедевром на религиозную тематику.
Картина представляет собой групповой портрет. На небольшой площадке около дома изображены 8 человек. Ключевое событие разворачивается слева. Главный герой полотна - блудный сын - стоит на коленях спиной к зрителю. Смотрит он на своего отца, который слегка обнимает его, положа ладони на молодецкие плечи.
«Возвращение блудного сына» - классический пример полотна, где главное действующее лицо значительно отодвинуто от центра. Такая композиция нужна для максимально точного раскрытия доминирующей сюжетной линии картины. Многие искусствоведы пришли к выводу, что главное в своем шедевре «Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».
Блудный сын одет в лохмотья, голова его обрита, как у каторжника. Все это свидетельствует о полном падении молодого человека. Некоторые элементы рубахи, например, нарядный кружевной воротник, позволяют разглядеть остатки недавней жизни в роскоши и достатке. Юноша, опускаясь перед отцом на колени, теряет один стоптанный в долгой дороге ботинок. Художник так выстроил композицию своего полотна, что две центральные фигуры оказались на стыке реального и живописного пространств. Далее - вновь слово искусствоведам и историкам изобразительного искусства: «Глубина пространства передается последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке».
Отец и сын - доминанта сюжета группового портрета. Кроме них, Рембрандт изобразил силуэты еще 4 человек. Фигуры их практически теряются на темном фоне, поэтому невозможно узнать, кто все эти люди. Существуют предположения, что это братья и сестры центрального персонажа.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.