интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Василий Суриков. "Боярыня Морозова"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Василий Суриков. "Боярыня Морозова"

Автор: Ольга Пурчинская от 13-07-2020, 21:20, посмотрело: 860

#МоиЛюбимыеАртефакты. Василий Суриков. "Боярыня Морозова"«Боярыня Морозова» - полотно Василия Ивановича Сурикова. В основе сюжета картины лежит церковный раскол XVII века. Впечатляют размеры этого шедевра русской живописи - 304 на 587,5 см. Впервые была представлена на передвижной выставке 1887 года и сразу продана за 25 тысяч рублей. Покупателем оказалась Государственная Третьяковская галерея, где шедевр находится и сейчас, являясь одним из самых главных экспонатов.

В.И.Суриков увлекался темой старообрядчества. Этот факт историки связывают с тем, что детство художника прошло в Сибири, а там такое течение было очень популярно. Тогда будущему живописцу удалось изучить жития многих мучеников, в том числе «Повесть о боярыне Морозовой». Расширенную, «пространную» редакцию летописи ему показала крестная, Ольга Матвеевна Дурандина.

В «Повести» рассказывается, что 17 (18) ноября 1671 года сестры-«расколоучительницы» Евдокия Прокофьевна Урусова и Феодосия Прокофьевна Морозова, содержавшиеся до этого «в людских хоромах в подклете», были отправлены в Чудов монастырь. Когда сани, на которых они ехали, достигли цели, боярыня с цепью на шее сложила ладонь в «двуперстие» и «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Все, кто видел полотно Сурикова, понимают, что это четкое описание его сюжета.

По словам самого живописца, на создание знаменитого образа его вдохновила увиденная когда-то ворона с перебитым крылом, которая билась о снег. Непосредственно лик героини полотна мастер списал со старообрядки, случайно встретившейся ему когда-то у Рогожского кладбища. На создание портретного этюда художник потратил 2 часа. Задача поиска подходящего лица - бледного, фанатичного - оказалась весьма сложной. Образ юродивого мастер позаимствовал у бедняка, встреченного на одной из улиц Москвы.

В.И.Суриков работал над картиной долго и тщательно. Сохранилось более 100 этюдов и эскизов. Главным образом это детально прорисованные портреты. Также для художника было очень важно с максимально возможной точностью передать оттенки снега. Внимательный глаз может заметить, что их на полотне несколько десятков. Этюды к картине «Боярыня Морозова» называют «цветовыми симфониями».

Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что первоначально Суриков собирался писать куда менее масштабное полотно, но в этом случае ему не удалось бы гармонично разместить на картине всех запланированных персонажей.

Центральная фигура на картине - скованная цепью боярыня на скользящих розвальнях. Вокруг нее располагаются представители многочисленной толпы, как родовитые люди, так и простые, как богачи, так и бедняки, как юнцы, так и старики. Все смотрят на эту безумную, одержимую женщину, точно завороженные. Выражения лиц у людей разные, от ненавидящего до сочувствующего, от иронии до сарказма.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста