«Древний ужас» (Terror Antiquus) – полотно работы Леона Бакста, на котором изображена гибель некоего древнего государства в природном катаклизме. Вероятнее всего, на создание этой картины художника вдохновила легендарная Атлантида. Шедевр представлен в постоянной экспозиции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).
Под «древним ужасом» язычники понимали страх жизни в мире под гнетом жестокой, безжалостной Судьбы. Это ужас человека, порабощенного своенравным Роком и бессильного перед ним. Кроме того, это естественный страх перед всепоглощающим, неизведанным, бесконечным Хаосом, своеобразной «черной дырой» бытия.
Согласно представлениям различных религиозных и теологических учений, от всех перечисленных проявлений древнего ужаса человечество спасло появление христианства, которому свойственна иная концепция Судьбы. В случае дехристианизации культуры вполне возможно возвращение к истокам вместе со всеми характерными для мировоззрения тех времен фобиями.
Картина - достаточно крупное полотно практически квадратной формы. Изображение представляет собой панораму природного пейзажа, который писался с высоты. Мрачную картину освещает внезапная вспышка молнии. В центре сюжета – разбушевавшаяся водная стихия. Беспокойное море разбивается о крепостные стены и скалы, а также уничтожает находящиеся в нем корабли. На авансцене расположена фигура архаичной статуи, обрезанной по колено. Разителен контраст спокойного, безмятежного лица скульптуры на переднем плане картины и бушующей стихии на заднем.
Символисты полагают, что в улыбающуюся статую Бакст заключил образ Афродиты. Прототипом для этого изображения художнику послужила античная скульптура, найденная в начале ХХ века при раскопках в регионе Афинского Акрополя. Для кисти руки натурщицей послужила супруга живописца. Некоторые ученые-искусствоведы сравнивают изображение на картине с лицом самого художника. Соответственно, многие специалисты уверены, что это автопортрет.
Пейзаж, который открывается взору за спиной скульптуры, Бакст рисовал, находясь на вершине Акрополя, куда специально отправился летом 1907 года в компании Виктора Васнецова. Еще до этой поездки, объединившей посещение Греции и острова Крит, художник начал работать над «Древним ужасом», а по возвращении интенсивно взялся за это полотно. После посещения Эллады мастер признался, что ему пришлось значительно пересмотреть собственные представления об одной из древних цивилизаций, давших фундамент для развития всех видов искусства.
«Древний ужас» ознаменовал собой начало нового этапа в творчестве Леона Бакста. Это полотно стало его последней работой в качестве живописца. Позднее мастер больше не работал маслом. После этого он писал только декоративные панно для выставок в Великобритании и США 1920-х годов.
«Древний ужас» имеет огромное историческое значение для русского искусства. С него началась важнейшая страница в биографии отечественной культуры – неоклассицизм. Современники нарекли картину артефактом, который, как минимум, «заслуживает пристального внимания».
Впервые публика увидела полотно Леона Бакста в 1913 году на выставке Осеннего салона в Париже. Позднее шедевр перебрался в Санкт-Петербург. Появление «Древнего ужаса» на обеих выставках вызвало общественный резонанс.
Ольга Пурчинская
Под «древним ужасом» язычники понимали страх жизни в мире под гнетом жестокой, безжалостной Судьбы. Это ужас человека, порабощенного своенравным Роком и бессильного перед ним. Кроме того, это естественный страх перед всепоглощающим, неизведанным, бесконечным Хаосом, своеобразной «черной дырой» бытия.
Согласно представлениям различных религиозных и теологических учений, от всех перечисленных проявлений древнего ужаса человечество спасло появление христианства, которому свойственна иная концепция Судьбы. В случае дехристианизации культуры вполне возможно возвращение к истокам вместе со всеми характерными для мировоззрения тех времен фобиями.
Картина - достаточно крупное полотно практически квадратной формы. Изображение представляет собой панораму природного пейзажа, который писался с высоты. Мрачную картину освещает внезапная вспышка молнии. В центре сюжета – разбушевавшаяся водная стихия. Беспокойное море разбивается о крепостные стены и скалы, а также уничтожает находящиеся в нем корабли. На авансцене расположена фигура архаичной статуи, обрезанной по колено. Разителен контраст спокойного, безмятежного лица скульптуры на переднем плане картины и бушующей стихии на заднем.
Символисты полагают, что в улыбающуюся статую Бакст заключил образ Афродиты. Прототипом для этого изображения художнику послужила античная скульптура, найденная в начале ХХ века при раскопках в регионе Афинского Акрополя. Для кисти руки натурщицей послужила супруга живописца. Некоторые ученые-искусствоведы сравнивают изображение на картине с лицом самого художника. Соответственно, многие специалисты уверены, что это автопортрет.
Пейзаж, который открывается взору за спиной скульптуры, Бакст рисовал, находясь на вершине Акрополя, куда специально отправился летом 1907 года в компании Виктора Васнецова. Еще до этой поездки, объединившей посещение Греции и острова Крит, художник начал работать над «Древним ужасом», а по возвращении интенсивно взялся за это полотно. После посещения Эллады мастер признался, что ему пришлось значительно пересмотреть собственные представления об одной из древних цивилизаций, давших фундамент для развития всех видов искусства.
«Древний ужас» ознаменовал собой начало нового этапа в творчестве Леона Бакста. Это полотно стало его последней работой в качестве живописца. Позднее мастер больше не работал маслом. После этого он писал только декоративные панно для выставок в Великобритании и США 1920-х годов.
«Древний ужас» имеет огромное историческое значение для русского искусства. С него началась важнейшая страница в биографии отечественной культуры – неоклассицизм. Современники нарекли картину артефактом, который, как минимум, «заслуживает пристального внимания».
Впервые публика увидела полотно Леона Бакста в 1913 году на выставке Осеннего салона в Париже. Позднее шедевр перебрался в Санкт-Петербург. Появление «Древнего ужаса» на обеих выставках вызвало общественный резонанс.
Ольга Пурчинская