«Кружевница» - полотно кисти художника Василия Андреевича Тропинина (1776-1857). Написана в 1823 году. В настоящее время выставлена в основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.
Этой работой Тропинин открыл серию полотен нового вида - портрет-жанр. В центре внимания художника оказывается не конкретный персонаж или историческая личность, а собирательный образ, идеализированный, обобщенный человеческий тип.
С картины «Кружевница» на гостей галереи смотрит молодая женщина приятной наружности, на лице ее - тонкая, лукавая полуулыбка. Фигура и движения миловидной девушки изящны и грациозны. Героиня - юная, очаровательная простолюдинка, ее облик тесно связан с существовавшими тогда в русском искусстве традициями сентиментализма и считается воплощением поэтики простоты и уютного домашнего быта.
Портрет молодой женщины, плетущей кружева, вывел на первый план один из творческих интересов В.А.Тропинина - окружающую героев полотен среду. В равной степени художник уделил внимание как героине картины, так и окружающим ее предметам.
Важная роль в портрете, согласно мнению множества искусствоведов, уделена атмосфере - интимности обстановки, домашнему уюту, спокойствию и радости повседневной жизни. Игривый, кокетливый взгляд, который бросает девушка на зрителей, говорит о том, что, вероятнее всего, работа по плетению кружев не только не угнетает ее, но и, вероятно, доставляет удовольствие и способствует хорошему настроению.
Работа Тропинина была благосклонно принята не только рядовыми ценителями изобразительного искусства, но и сведущими, искушенными критиками. Специалисты отмечали, в частности, что в картине соединяются «поистине все красоты живописного искусства: приватность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный…».
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Этой работой Тропинин открыл серию полотен нового вида - портрет-жанр. В центре внимания художника оказывается не конкретный персонаж или историческая личность, а собирательный образ, идеализированный, обобщенный человеческий тип.
С картины «Кружевница» на гостей галереи смотрит молодая женщина приятной наружности, на лице ее - тонкая, лукавая полуулыбка. Фигура и движения миловидной девушки изящны и грациозны. Героиня - юная, очаровательная простолюдинка, ее облик тесно связан с существовавшими тогда в русском искусстве традициями сентиментализма и считается воплощением поэтики простоты и уютного домашнего быта.
Портрет молодой женщины, плетущей кружева, вывел на первый план один из творческих интересов В.А.Тропинина - окружающую героев полотен среду. В равной степени художник уделил внимание как героине картины, так и окружающим ее предметам.
Важная роль в портрете, согласно мнению множества искусствоведов, уделена атмосфере - интимности обстановки, домашнему уюту, спокойствию и радости повседневной жизни. Игривый, кокетливый взгляд, который бросает девушка на зрителей, говорит о том, что, вероятнее всего, работа по плетению кружев не только не угнетает ее, но и, вероятно, доставляет удовольствие и способствует хорошему настроению.
Работа Тропинина была благосклонно принята не только рядовыми ценителями изобразительного искусства, но и сведущими, искушенными критиками. Специалисты отмечали, в частности, что в картине соединяются «поистине все красоты живописного искусства: приватность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный…».
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета