«Прекрасная шоколадница» (франц. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) - знаменитое полотно швейцарского живописца Жан-Этьена Лиотара, творившего в XVIII веке. Картина представляет собой портрет служанки, которая несет на подносе чашку с горячим шоколадом и стакан воды. Она написана в технике пастели на пергаменте. Репродукцию этой работы несколько лет назад мне довелось увидеть на стене одной из столичных кофеен сети «Шоколадница».
В основе появления полотна лежит яркая история. 1745 год. Австрийский князь Дитрихштейн заглянул в одну из венских кофеен, чтобы отведать густой горячий напиток из шоколада. Эта гастрономическая новинка в указанное время быстро приобрела неслыханную популярность. Ее вкусом повсеместно наслаждались аристократы, после чего обсуждали в узких кругах себе подобных. Легенда гласит, что заказ высокопоставленному гостю принесла Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь с первого взгляда влюбился в молодую обаятельную девушку и вскоре, несмотря на возражения семьи, женился на ней. В качестве свадебного подарка Его Сиятельство преподнес молодой жене ее портрет в костюме официантки XVIII века. Картина - символ первой любви особы благородных кровей - получила название «Шоколадница».
Другая легенда утверждает, что будущая княгиня Шарлотта Бальтауф была отнюдь не бедной девушкой: ее отец - уважаемый и успешный венский банкир. Существует предположение, что картина писалась в ее доме. Эту гипотезу подтверждает соответствующая надпись, оставленная на одной из копий портрета, которая сейчас хранится в лондонской галерее Orleans House.
Существует еще одна легенда. Возможно, Ж.Э.Лиотар не писал портрет на заказ, а создал свое полотно, вдохновленный красотой и обаянием некоей молодой девушки, одной из камеристок императрицы Марии-Терезии. Точно личность той самой «Прекрасной шоколадницы» до сих пор не установлена.
Художник во время своего пребывания в Венеции продал свою работу графу Франческо Альгаротти. Аристократ как раз занимался составлением славных коллекций польского короля Августа III и прусского монарха Фридриха II.
С 1756 года творение Лиотара долгое время находилось в экспозиции Дрезденской галереи. В годы Второй Мировой войны нацисты перевезли «Прекрасную шоколадницу» в крепость «Кенигштайн» (крепость в Саксонской Швейцарии, расположена в пригороде Дрездена, около одноименной горы, на левом берегу Эльбы). Там ее обнаружили советские войска.
Сюжет картины прост и незатейлив. На полотне изображена девушка в тщательно накрахмаленном белом переднике. В руках муза художника держит поднос с фарфоровой чашкой и стаканом воды. Лиотар здесь проявил себя новатором: изысканная посуда сделана из мейсенского фарфора, чье производство наладили незадолго до рождения «Прекрасной шоколадницы». Фон картины нейтральный, представляет собой гармонично сошедшиеся светлые стены и пол.
Перед нами не классический портрет, а небольшая жанровая сценка. Об этом свидетельствуют направление взгляда героини и набор предметов в ее руках. Модель находится в движении, что может уловить взгляд любого ценителя прекрасного, а не только профессиональных многоопытных искусствоведов.
Картина висела в экспозиции Дрезденской галереи, когда ее увидел американский предприниматель Генри Л.Пирс, хозяин компании-производителя шоколада. В 1862 году его фирма Baker’s Chocolate оформила патент на использовании работы Ж.Э.Лиотара.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
В основе появления полотна лежит яркая история. 1745 год. Австрийский князь Дитрихштейн заглянул в одну из венских кофеен, чтобы отведать густой горячий напиток из шоколада. Эта гастрономическая новинка в указанное время быстро приобрела неслыханную популярность. Ее вкусом повсеместно наслаждались аристократы, после чего обсуждали в узких кругах себе подобных. Легенда гласит, что заказ высокопоставленному гостю принесла Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь с первого взгляда влюбился в молодую обаятельную девушку и вскоре, несмотря на возражения семьи, женился на ней. В качестве свадебного подарка Его Сиятельство преподнес молодой жене ее портрет в костюме официантки XVIII века. Картина - символ первой любви особы благородных кровей - получила название «Шоколадница».
Другая легенда утверждает, что будущая княгиня Шарлотта Бальтауф была отнюдь не бедной девушкой: ее отец - уважаемый и успешный венский банкир. Существует предположение, что картина писалась в ее доме. Эту гипотезу подтверждает соответствующая надпись, оставленная на одной из копий портрета, которая сейчас хранится в лондонской галерее Orleans House.
Существует еще одна легенда. Возможно, Ж.Э.Лиотар не писал портрет на заказ, а создал свое полотно, вдохновленный красотой и обаянием некоей молодой девушки, одной из камеристок императрицы Марии-Терезии. Точно личность той самой «Прекрасной шоколадницы» до сих пор не установлена.
Художник во время своего пребывания в Венеции продал свою работу графу Франческо Альгаротти. Аристократ как раз занимался составлением славных коллекций польского короля Августа III и прусского монарха Фридриха II.
С 1756 года творение Лиотара долгое время находилось в экспозиции Дрезденской галереи. В годы Второй Мировой войны нацисты перевезли «Прекрасную шоколадницу» в крепость «Кенигштайн» (крепость в Саксонской Швейцарии, расположена в пригороде Дрездена, около одноименной горы, на левом берегу Эльбы). Там ее обнаружили советские войска.
Сюжет картины прост и незатейлив. На полотне изображена девушка в тщательно накрахмаленном белом переднике. В руках муза художника держит поднос с фарфоровой чашкой и стаканом воды. Лиотар здесь проявил себя новатором: изысканная посуда сделана из мейсенского фарфора, чье производство наладили незадолго до рождения «Прекрасной шоколадницы». Фон картины нейтральный, представляет собой гармонично сошедшиеся светлые стены и пол.
Перед нами не классический портрет, а небольшая жанровая сценка. Об этом свидетельствуют направление взгляда героини и набор предметов в ее руках. Модель находится в движении, что может уловить взгляд любого ценителя прекрасного, а не только профессиональных многоопытных искусствоведов.
Картина висела в экспозиции Дрезденской галереи, когда ее увидел американский предприниматель Генри Л.Пирс, хозяин компании-производителя шоколада. В 1862 году его фирма Baker’s Chocolate оформила патент на использовании работы Ж.Э.Лиотара.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета