Книг о школьной травле и родительском безразличии написано достаточно: даже если вы не читали, то наверняка слышали о «Чучеле» Владимира Железникова, «Кэрри» Стивена Кинга и других произведениях, посвященных этим темам. Кажется, что всё уже рассказано, но Евгения Некрасова в своей повести «Калечина-Малечина» предлагает нам историю ребёнка-изгоя в форме сказки, иногда несуразной, местами жестокой. Плохие герои здесь не превратятся в хороших, глубоких переживаний главной героини тоже ждать не стоит, а справедливость в произведении тоже наступает весьма своеобразно. Здесь будет возмездие, стремительное, задевающее случайных участников истории, и полусказочное повествование в духе Платонова и Ремизова.
Десятилетняя Катя живёт в маленьком, «лилипутском», как она его называет, городе, на одиннадцатом этаже типовой многоэтажки. Её дни неотличимы друг от друга: кое-как сделанные уроки, школа, где нужно постараться избежать переживаний и боли, приход домой и тоскливое ожидание вечера, который принесёт вечно уставшую мать и отца-тирана. Поначалу героиня кажется не то слишком глупой, не то чересчур ушедшей в себя: мысли Кати не отличаются глубиной, некоторые действия словно выполняются на автомате, а многие привычные вещи, например, написание стихов в столбик, никак не укладываются у неё в голове. Но это впечатление обманчиво: девочка умеет видеть красоту и разнообразие мира, и даже разводы на потолке превращаются в её воображении в предметы и животных. Но ей не с кем поделиться своими открытиями. Единственному человеку, заинтересовавшемуся её нестандартным восприятием действительности – педагогу в летнем лагере – она и то не может написать, поскольку уверена, что Ольга Митиевна пострадала из-за неё.
Евгения Некрасова показывает одно из самых страшных состояний психики – выученную беспомощность. Тебе плохо и трудно, но изменить ничего нельзя, ведь ты «невыросшая». Только «выросшие» могут заниматься, чем хотят, а ещё они «живучие», в отличие от детей, наполненных стремлениями и мечтами. Значит, нужно поскорее стать взрослой, хотя бы духовно, не думая, какую цену за это придется заплатить. Вообще, взрослые в повести Некрасовой показаны либо нейтрально, либо негативно. Иногда автора упрекают в том, что мужские образы «Калечины-Малечины» сплошь отрицательные, но это не совсем так. Как же, например, сын Вероники Евгеньевны Бобрик, предлагающий обучать девочек основам выживания вместе с мальчиками? Описывая озлобленных узколобых взрослых, автор показывает, как зацикленное на подчас нелепых нормах общество и родительская нелюбовь уродуют открытый мир ребёнка. Вот они, «выросшие», выжившие физически и необратимо пострадавшие духовно.
Отдельно стоит отметить замысловатый язык автора: снежинки за окном у Некрасовой «бесятся», хорошее «истощается», а «обойные цветы выпирают из стен и падают на пол». Поначалу постоянная игра слов воспринимается нелегко, но потом она погружает читателя с полусказочную атмосферу и делает повествование ярче и живее, и вот ты уже видишь события так же точно, как Катя – змею в дыме от заводской трубы. Именно благодаря языку негативные события первой половины повести не выглядят утрировано. Ведь в классической сказке уместно смотрятся и Баба-яга с черепами на заборе, и говорящие животные, а произведение не теряет смысла и мудрой морали.
На третий день злоключения Кати достигают критической точки, и тогда на помощь девочке приходит… Нет, не добрая волшебница, а наша исконно-посконная кикимора. Знакомство с этим существом меняет Катю и ломает её раковину, где так удобно было прятаться от боли. Теперь она поняла, что можно стать «выросшей», сохранив в душе любовь и уверенность в своих силах. В какой-то момент они с кикиморой становятся похожи: обе маленькие и не знавшие заботы и тепла. И под конец колтун боли и непонимания распутывается, явив миру искреннюю душу и нестандартный ум.
Конечно, в повести есть моменты, в которые люди со счастливым детством, скорее всего, не поверят. Но у многих был свой хулиган Сомов, своя «подруга» Лара или даже дядя Юра. Важно и то, что автор не бросает и второстепенных персонажей, воздавая каждому по заслугам.
Пусть вас не останавливает сказочное обрамление: «Калечина-Малечина» - произведение о проблемах, касающихся каждого. Как знать, может, наше неравнодушие приведёт к тому, что кикимор на свете больше никогда не будет.
Ирина Обухова
Десятилетняя Катя живёт в маленьком, «лилипутском», как она его называет, городе, на одиннадцатом этаже типовой многоэтажки. Её дни неотличимы друг от друга: кое-как сделанные уроки, школа, где нужно постараться избежать переживаний и боли, приход домой и тоскливое ожидание вечера, который принесёт вечно уставшую мать и отца-тирана. Поначалу героиня кажется не то слишком глупой, не то чересчур ушедшей в себя: мысли Кати не отличаются глубиной, некоторые действия словно выполняются на автомате, а многие привычные вещи, например, написание стихов в столбик, никак не укладываются у неё в голове. Но это впечатление обманчиво: девочка умеет видеть красоту и разнообразие мира, и даже разводы на потолке превращаются в её воображении в предметы и животных. Но ей не с кем поделиться своими открытиями. Единственному человеку, заинтересовавшемуся её нестандартным восприятием действительности – педагогу в летнем лагере – она и то не может написать, поскольку уверена, что Ольга Митиевна пострадала из-за неё.
Евгения Некрасова показывает одно из самых страшных состояний психики – выученную беспомощность. Тебе плохо и трудно, но изменить ничего нельзя, ведь ты «невыросшая». Только «выросшие» могут заниматься, чем хотят, а ещё они «живучие», в отличие от детей, наполненных стремлениями и мечтами. Значит, нужно поскорее стать взрослой, хотя бы духовно, не думая, какую цену за это придется заплатить. Вообще, взрослые в повести Некрасовой показаны либо нейтрально, либо негативно. Иногда автора упрекают в том, что мужские образы «Калечины-Малечины» сплошь отрицательные, но это не совсем так. Как же, например, сын Вероники Евгеньевны Бобрик, предлагающий обучать девочек основам выживания вместе с мальчиками? Описывая озлобленных узколобых взрослых, автор показывает, как зацикленное на подчас нелепых нормах общество и родительская нелюбовь уродуют открытый мир ребёнка. Вот они, «выросшие», выжившие физически и необратимо пострадавшие духовно.
Отдельно стоит отметить замысловатый язык автора: снежинки за окном у Некрасовой «бесятся», хорошее «истощается», а «обойные цветы выпирают из стен и падают на пол». Поначалу постоянная игра слов воспринимается нелегко, но потом она погружает читателя с полусказочную атмосферу и делает повествование ярче и живее, и вот ты уже видишь события так же точно, как Катя – змею в дыме от заводской трубы. Именно благодаря языку негативные события первой половины повести не выглядят утрировано. Ведь в классической сказке уместно смотрятся и Баба-яга с черепами на заборе, и говорящие животные, а произведение не теряет смысла и мудрой морали.
На третий день злоключения Кати достигают критической точки, и тогда на помощь девочке приходит… Нет, не добрая волшебница, а наша исконно-посконная кикимора. Знакомство с этим существом меняет Катю и ломает её раковину, где так удобно было прятаться от боли. Теперь она поняла, что можно стать «выросшей», сохранив в душе любовь и уверенность в своих силах. В какой-то момент они с кикиморой становятся похожи: обе маленькие и не знавшие заботы и тепла. И под конец колтун боли и непонимания распутывается, явив миру искреннюю душу и нестандартный ум.
Конечно, в повести есть моменты, в которые люди со счастливым детством, скорее всего, не поверят. Но у многих был свой хулиган Сомов, своя «подруга» Лара или даже дядя Юра. Важно и то, что автор не бросает и второстепенных персонажей, воздавая каждому по заслугам.
Пусть вас не останавливает сказочное обрамление: «Калечина-Малечина» - произведение о проблемах, касающихся каждого. Как знать, может, наше неравнодушие приведёт к тому, что кикимор на свете больше никогда не будет.
Ирина Обухова