Двери, которые всегда открыты

Автор: Ирина Обухова от 4-04-2011, 23:30, посмотрело: 3059

"Перед вами уникальная книга" - эта фраза часто встречается на обложках многих недавно изданных произведений, будь то новомодное "философское откровение" или, к примеру, дамский роман. Однако книга художника Алексея Арцыбушева "Милосердия двери" имеет полное право на такое определение.

Эта книга – и воспоминания автора о минувшем, и исповедь без права на самооправдание, и горький рассказ о том, что произошло с Россией в XX веке.
Настроение произведения переменчиво, как и жизнь рассказчика в описанные годы. Вот дивные пейзажи Дивеева, где Арцыбушев родился, сменяются негостеприимными муромскими улицами, кажется, время нужды миновало, но впереди новые испытания. Можно сказать, что «Милосердия двери» - иллюстрация взлётов и падений одного человека, причём падений духовных, а не материальных. Описывая встречу с Владыкой Серафимом Звездинским, автор запоминает фразу, точно определившую его тогдашнюю жизнь. Владыка сказал матери Арцыбушева:
- Алеша твой дойдет до самого дна и оттуда начнет свой путь наверх.

Конечно, её нужно понимать двояко: отправившись из лагеря в вечную ссылку, автор начнёт новую жизнь и сможет выбраться из омута страстей, который затянул его в годы юности.

Важно ещё и то, как в книге описываются перипетии России начала и середины XX века. Сначала мы читаем о благодатном Дивееве, с его размеренной, спокойной жизнью, которая через несколько лет будет прервана новой властью. Старый уклад рушился на глазах, сменяясь тревогой и неопределённостью, это крушение былого стало трагедией не для одного рассказчика, а для тысяч людей, многие из них буду несправедливо осуждены или сосланы. Оказавшись в Воркутлаге из-за "церковного дела", Арцыбушев увидит не одного человека, чья судьба сломана жестокой карательной системой 30-х годов.

Конечно, можно упрекнуть автора за излишнюю эмоциональность и субъективизм, однако они не вносят в содержание ни капли предвзятости. Эмоции оживляют повествование, дают почувствовать авторское отношение к событиям. Что касается субъективности, она почти всегда неизбежна, когда история напрямую соприкасается с тобой лично.

Рассказывая о святом месте, где прошло его детство, автор великолепно передаёт чувство искренней детской веры, за всю последующую жизнь не угасшее в его душе: "Житие преподобного Серафима я с детства знал наизусть и сейчас, в трудную минуту жизни, я обращаюсь к нему, как чему-то очень близкому и родному: "Помоги мне, ведь ты мой земляк, помоги, трудно мне, трудно. Батюшка!"

Чувством милосердия и надежды проникнуто всё произведение. Даже в самые трудные времена герой не теряет в них веры и надеется на помощь Бога, благодаря Его за все страдания и испытания. "Как для урожая необходимы и зной, и холод, роса в засуху, дождь и туман, зима и лето, так для человеческой души необходимы чередования счастья и горя, радости и печали, падения и вставания. Стоит только человеку понять эту необходимость и взаимозависимость одного с другим и их назначения и значения, он перестает метаться, роптать, ненавидеть, презирать, мстить и завидовать. Человек начинает принимать все, даваемое ему как из рук Божьих, доверяясь Им и целуя Их! Тогда наступает МИР! МИР человека с БОГОМ и с ЛЮДЬМИ!"

Может быть, автор чересчур категорично судит о поступках (отнюдь не всегда правильных), совершённых в молодые годы, но он не пытается самооправдаться и свалить вину на кого-либо, руководствуясь известным выражением "бес попутал".

"Милосердия двери" - пример того, как человек живёт с Богом в душе и внутреннем стержнем, данным верой, и стержень этот позволяет ему не сломаться в тяжёлых жизненных обстоятельствах, а стать ещё крепче и никогда не опускать рук.

"Вспоминая всю свою прожитую жизнь, в особенности сейчас, когда я пишу о ней, свидетельствую:
МИЛОСЕРДИЯ ДВЕРИ ВСЕГДА БЫЛИ ОТКРЫТЫ! В тяжелые моменты и обстоятельства всегда приходила помощь неожиданная и чудесная".


Ирина Обухова

Категория: Авторские колонки » Литература. XXI век