"Королева чардаша", оперетта знаменитого венгерского композитора Имре Кальмана, увидела свет в 1915 году. В России первая постановка состоялась в 1916 году. Так как это был разгар Первой Мировой войны, "авторское" название было заменено. Отечественному зрителю спектакль представили по имени заглавной героини – "Сильва". Львиная доля последующих инсценировок называлась так же.
Театр "Московская оперетта" очень часто ставит произведения венгерского классика жанра. Крайнее обновление сценической версии состоялось в 2004 году, и регулярно играется по сей день.
Режиссер спектакля, заслуженная артистка России Инара Гулиева, ввела в спектакль несколько оригинальных элементов.
Волшебный момент – занавес поднимается. Зрители попадают в кабаре "Орфеум". Точнее, в волшебный, волнующий мир закулисья, тот самый backstage, который манит, притягивает, словно магнитом, огромное количество людей разных возрастов и профессий.
Итак, самым первым на сцене (то есть, просите, в закулисном пространстве) появляется элегантный, стройный, подтянутый мужчина, убеленный сединами (народный артист России Герард Васильев). Это – Ферри, один из завсегдатаев-старожилов кабаре. Подобно артисту, читавшему пролог, предшествующий спектаклям эпохи Возрождения, он рассказывает свою историю. Кому? Может быть, графу Бони (Петр Борисенко), молодому человеку, также любящему этот "волшебный мир кулис"? Или многочисленной зрительской аудитории, забившей легендарный зал до отказа? Любителей узнать несколько свежих театральных сплетен всегда набирается приличное количество! А уж если это – события с историческим подтекстом – тем интереснее.
Классическое либретто известно, дословно пересказывать его содержание не имеет смысла. Напомнить хотелось бы только о конфликте между молодым князем Эдвином (Олег Корж), который влюбился в молодую талантливую певицу, восходящую "звезду" кабаре "Орфеум" Сильву (народная артистка России Елена Зайцева), и его родителями (народная артистка России Светлана Варгузова и заслуженный артист России Вячеслав Шляхтов), высокородными аристократами-снобами. В таком семействе подобный брак был бы невозможен. Тем более, что сиятельные предки выбрали своему сыну невесту своего круга, приходящуюся им близкой родственницей, графиню Стасси (Элла Меркулова).
Но и в респектабельном доме может быть запрятан скелет в шкафу. Приберегла его княгиня, у которой есть маленькая тайна, разглашение которой может разрушить ей жизнь. Судьба ее оказывается в руках Сильвы, которая, как и любой здравомыслящий человек, хочет быть счастливой.
Именно на этом конфликте, Сильва – княгиня, построена режиссерская концепция Гулиевой. Извечная борьба "отцов и детей", то есть старшего и молодого поколений, развивается и исчерпывается в самых лучших традициях жанра.
Невероятное впечатление производит знаменитый дуэт Эдвина и Сильвы "Помнишь ли ты?", трансформированный в квартет (вместе с главными героями его исполняют княгиня и Ферри).
Князь Эдвин - персонаж уникальный. Единственный представитель амплуа героя, которого автор почему-то не одарил сольной арией. О причинах сейчас узнать не представляется возможным, вероятно, просто по какой-то причине возникла антипатия к созданному характеру. Впрочем, это лишь гипотеза живущего в XXI веке человека. Фактов, могущих ее подкрепить, нет.
Конечно, постановка изобилует яркими вокальными и хореографическими номерами, в очередной раз подтверждающие, что "легкий жанр" – это блестящий, искрящийся, словно вечерний наряд или бокал игристого вина, спектакль, доставляющий зрителю колоссальное удовольствие и способный увлечь его, вырвать хотя бы на короткое время из ежедневного водоворота событий и переживаний. А в наш непростой век это необходимо.
За годы, прошедшие со дня премьеры "Сильвы" в театре "Московская оперетта", состав претерпел значительные изменения. Так, ушли из жизни яркие звезды, блиставшие на сцене еще совсем недавно. На замену им пришли новые, молодые таланты. Все как в жизни. Преемственность поколений, которая говорит о том, что жанр будет жить и развеваться еще очень долго, и благодарной публике будет представлено еще много достойных спектаклей.
Ольга Пурчинская
Театр "Московская оперетта" очень часто ставит произведения венгерского классика жанра. Крайнее обновление сценической версии состоялось в 2004 году, и регулярно играется по сей день.
Режиссер спектакля, заслуженная артистка России Инара Гулиева, ввела в спектакль несколько оригинальных элементов.
Волшебный момент – занавес поднимается. Зрители попадают в кабаре "Орфеум". Точнее, в волшебный, волнующий мир закулисья, тот самый backstage, который манит, притягивает, словно магнитом, огромное количество людей разных возрастов и профессий.
Итак, самым первым на сцене (то есть, просите, в закулисном пространстве) появляется элегантный, стройный, подтянутый мужчина, убеленный сединами (народный артист России Герард Васильев). Это – Ферри, один из завсегдатаев-старожилов кабаре. Подобно артисту, читавшему пролог, предшествующий спектаклям эпохи Возрождения, он рассказывает свою историю. Кому? Может быть, графу Бони (Петр Борисенко), молодому человеку, также любящему этот "волшебный мир кулис"? Или многочисленной зрительской аудитории, забившей легендарный зал до отказа? Любителей узнать несколько свежих театральных сплетен всегда набирается приличное количество! А уж если это – события с историческим подтекстом – тем интереснее.
Классическое либретто известно, дословно пересказывать его содержание не имеет смысла. Напомнить хотелось бы только о конфликте между молодым князем Эдвином (Олег Корж), который влюбился в молодую талантливую певицу, восходящую "звезду" кабаре "Орфеум" Сильву (народная артистка России Елена Зайцева), и его родителями (народная артистка России Светлана Варгузова и заслуженный артист России Вячеслав Шляхтов), высокородными аристократами-снобами. В таком семействе подобный брак был бы невозможен. Тем более, что сиятельные предки выбрали своему сыну невесту своего круга, приходящуюся им близкой родственницей, графиню Стасси (Элла Меркулова).
Но и в респектабельном доме может быть запрятан скелет в шкафу. Приберегла его княгиня, у которой есть маленькая тайна, разглашение которой может разрушить ей жизнь. Судьба ее оказывается в руках Сильвы, которая, как и любой здравомыслящий человек, хочет быть счастливой.
Именно на этом конфликте, Сильва – княгиня, построена режиссерская концепция Гулиевой. Извечная борьба "отцов и детей", то есть старшего и молодого поколений, развивается и исчерпывается в самых лучших традициях жанра.
Невероятное впечатление производит знаменитый дуэт Эдвина и Сильвы "Помнишь ли ты?", трансформированный в квартет (вместе с главными героями его исполняют княгиня и Ферри).
Князь Эдвин - персонаж уникальный. Единственный представитель амплуа героя, которого автор почему-то не одарил сольной арией. О причинах сейчас узнать не представляется возможным, вероятно, просто по какой-то причине возникла антипатия к созданному характеру. Впрочем, это лишь гипотеза живущего в XXI веке человека. Фактов, могущих ее подкрепить, нет.
Конечно, постановка изобилует яркими вокальными и хореографическими номерами, в очередной раз подтверждающие, что "легкий жанр" – это блестящий, искрящийся, словно вечерний наряд или бокал игристого вина, спектакль, доставляющий зрителю колоссальное удовольствие и способный увлечь его, вырвать хотя бы на короткое время из ежедневного водоворота событий и переживаний. А в наш непростой век это необходимо.
За годы, прошедшие со дня премьеры "Сильвы" в театре "Московская оперетта", состав претерпел значительные изменения. Так, ушли из жизни яркие звезды, блиставшие на сцене еще совсем недавно. На замену им пришли новые, молодые таланты. Все как в жизни. Преемственность поколений, которая говорит о том, что жанр будет жить и развеваться еще очень долго, и благодарной публике будет представлено еще много достойных спектаклей.
Ольга Пурчинская