"Маленькая опера", "Легкий жанр", "Синтетический жанр". Это - далеко не полный список прозвищ, которые в разные времена давались одному из самых захватывающих жанров музыкального театра - оперетте. Действительно, артист, выбирающий для себя этот вид творчества, должен уметь "петь, как в опере, танцевать, как в балете и играть, как в драме". Помимо профессиональных навыков, здесь необходимо иметь особую энергетику, обаяние, харизму, такие, чтобы того или иного персонажа невозможно было бы не заметить и не запомнить надолго.
Сложнейшая задача! И под силу она далеко не всем актерам, даже очень много всего умеющим. А это значит, что одного образования, пусть даже самого качественного, будет явно не достаточно.
В любом виде театрального искусства очень важно регулярно привлекать к нему талантливую молодежь. Она станет той струей живительной влаги, которая, работая вместе со своими более опытными коллегами и набираясь от них опыта, сможет в итоге продолжать богатые традиции предыдущих поколений и вносить что-то свое. И тогда ни один жанр не умрет, а будет жить вечно, постоянно развиваться, расширять свои границы и становиться все более насыщенным и интересным для самых разных категорий целевой аудитории.
Свою очень существенную лепту в популяризацию оперетты внесли солисты театра "Московская оперетта" народный артист России Герард Васильев и заслуженная артистка России Жанна Жердер. Они создали Московский международный конкурс молодых артистов оперетты "Оперетта Land", который в 2013 году прошел вот уже в шестой раз (с 25 по 29 октября).
В состав жюри, помимо идейных вдохновителей - создателей, вошли: генеральный директор театра "Московская оперетта", заслуженный деятель искусств России Владимир Тартаковский; оперный менеджер, член Президиума Международной Ассоциации оперных театров Александр Гусев; заслуженный работник культуры России, директор Свердловского Академического театра музыкальной комедии Михаил Сафронов; один из ведущих европейских продюсеров музыкального театра, Кавалер ордена Почетного Легиона, руководитель проекта "Оперетта Land" Анри Майер (Германия), музыкальный руководитель фестиваля оперетты в Мербише Манфред Майерхофер (Австрия) и музыкальный руководитель конкурса, главный дирижер театра "Московская оперетта" Константин Хватынец.
29 октября состоялся финал конкурса, проходящий по традиции в знаменитом здании на Большой Дмитровке. В третий тур прошло десять (по общему мнению жюри) сильнейших участников. В этом году получилось так, что все они представляли Россию. География не самая широкая - Москва, Пушкино, Санкт-Петербург. Зато разнообразие репертуара, который выбрали конкурсанты, позволило совершить самое настоящее путешествие по Европе. Тут и арии из оперетты И.Штрауса "Летучая мышь" (Австрия), и из "Сильвы" и "Дьявольского наездника" И.Кальмана (Венгрия), и из "Страны улыбок" Ф.Легара (Австрия), и из "Прекрасной Галатеи" Ф.Зуппе (Австрия).
Любой музыкальный конкурс - это не только возможность для молодых артистов выступить на серьезной площадке и громко заявить о себе. Это еще и великолепный шанс получить настоящие мастер-классы от признанных мастеров жанра. В финале "Оперетты Land" выступают не только конкурсанты, но и солисты театра "Московская оперетта", многие из которых становились в разные годы лауреатами международных соревнований. Среди них - Максим Катырев, Юлия Гончарова, Анна Новикова, Марина Торхова и другие артисты.
Среди исполненных опытными профессионалами произведений тоже можно найти шедевры из самых разных стран. Это и "Be my love" (Sammy Cahn and Nicholas Brodsky) из фильма "Любимец Нового Орлеана" (США), и арии из оперетт "Роз-Мари" (Р.Фримль, США) и "Фея карнавала" (И.Кальман, Венгрия), и дуэт из "Прекрасной Галатеи" (Ф.Зуппе, Австрия), мюзикла "Элизабет" (С.Левай - М.Кунце, Австрия) и даже песня "Журчат ручьи" из знаменитого фильма "Весна" (Г.Александров, СССР) и т.д.
Но вернемся все же к главной теме данного материала. Необходимо озвучить имена лауреатов конкурса.
Обладателями приза за лучший дуэт стали сразу две группы участников: Анастасия Бакова (дуэт Лизы и Зупана из оперетты И.Кальмана "Графиня Марица", партнер - солист театра "Московская оперетта", лауреат конкурса "Оперетта Land" 2011 года Александр Бабик) и Екатерина Попова и Федор Осипов (дуэт Галатеи и Ганимеда из оперетты Ф.Зуппе "Прекрасная Галатея").
Приз зрительских симпатий получила Илона Револьская (куплеты Адели из оперетты И.Штрауса "Летучая мышь").
Обладательницей третьей премии, учрежденной Союзом Театральный Деятелей России, стала Зоя Старовойтова (ария Джудитты из оперетты Ф.Легара Джудитта).
Второе место по итогам трех туров заняла Юлия Пятницких (выходная ария Сильвы из оперетты И.Кальмана "Королева чардаша"), она же получила специальный приз - вокальную стажировку в Германии.
Первую премию поделили Екатерина Попова и Николай Семенов (ария Су-Чонга из оперетты Ф.Легара "Страна улыбок").
Главный приз - статуэтка Карамболины, эдакий символ оперетты, обойдя конкурсантов, в этот раз все же нашел своего обладателя. За особые заслуги перед жанром высокой награды был удостоен народный артист России, ректор театрального института имени Б.Щукина Евгений Князев.
Шестой международный конкурс "Оперетта Land" закончился. Все награды нашли своих обладателей. Возможно, в скором времени талантливая молодежь войдет в состав труппы какого-нибудь из театров музыкальной комедии, которых на территории нашей страны немало. Новое поколение артистов всегда вносит свои изменения в исторически сложившиеся каноны жанра, а это значит, что оперетта развивалась, развивается и будет развиваться еще очень и очень долго. А ежегодные конкурсы продолжат открывать новые имена и становиться стартовой площадкой для долгой и успешной карьеры в таком трудном "легком жанре", в такой большой "маленькой опере".
Ольга Пурчинская
Сложнейшая задача! И под силу она далеко не всем актерам, даже очень много всего умеющим. А это значит, что одного образования, пусть даже самого качественного, будет явно не достаточно.
В любом виде театрального искусства очень важно регулярно привлекать к нему талантливую молодежь. Она станет той струей живительной влаги, которая, работая вместе со своими более опытными коллегами и набираясь от них опыта, сможет в итоге продолжать богатые традиции предыдущих поколений и вносить что-то свое. И тогда ни один жанр не умрет, а будет жить вечно, постоянно развиваться, расширять свои границы и становиться все более насыщенным и интересным для самых разных категорий целевой аудитории.
Свою очень существенную лепту в популяризацию оперетты внесли солисты театра "Московская оперетта" народный артист России Герард Васильев и заслуженная артистка России Жанна Жердер. Они создали Московский международный конкурс молодых артистов оперетты "Оперетта Land", который в 2013 году прошел вот уже в шестой раз (с 25 по 29 октября).
В состав жюри, помимо идейных вдохновителей - создателей, вошли: генеральный директор театра "Московская оперетта", заслуженный деятель искусств России Владимир Тартаковский; оперный менеджер, член Президиума Международной Ассоциации оперных театров Александр Гусев; заслуженный работник культуры России, директор Свердловского Академического театра музыкальной комедии Михаил Сафронов; один из ведущих европейских продюсеров музыкального театра, Кавалер ордена Почетного Легиона, руководитель проекта "Оперетта Land" Анри Майер (Германия), музыкальный руководитель фестиваля оперетты в Мербише Манфред Майерхофер (Австрия) и музыкальный руководитель конкурса, главный дирижер театра "Московская оперетта" Константин Хватынец.
29 октября состоялся финал конкурса, проходящий по традиции в знаменитом здании на Большой Дмитровке. В третий тур прошло десять (по общему мнению жюри) сильнейших участников. В этом году получилось так, что все они представляли Россию. География не самая широкая - Москва, Пушкино, Санкт-Петербург. Зато разнообразие репертуара, который выбрали конкурсанты, позволило совершить самое настоящее путешествие по Европе. Тут и арии из оперетты И.Штрауса "Летучая мышь" (Австрия), и из "Сильвы" и "Дьявольского наездника" И.Кальмана (Венгрия), и из "Страны улыбок" Ф.Легара (Австрия), и из "Прекрасной Галатеи" Ф.Зуппе (Австрия).
Любой музыкальный конкурс - это не только возможность для молодых артистов выступить на серьезной площадке и громко заявить о себе. Это еще и великолепный шанс получить настоящие мастер-классы от признанных мастеров жанра. В финале "Оперетты Land" выступают не только конкурсанты, но и солисты театра "Московская оперетта", многие из которых становились в разные годы лауреатами международных соревнований. Среди них - Максим Катырев, Юлия Гончарова, Анна Новикова, Марина Торхова и другие артисты.
Среди исполненных опытными профессионалами произведений тоже можно найти шедевры из самых разных стран. Это и "Be my love" (Sammy Cahn and Nicholas Brodsky) из фильма "Любимец Нового Орлеана" (США), и арии из оперетт "Роз-Мари" (Р.Фримль, США) и "Фея карнавала" (И.Кальман, Венгрия), и дуэт из "Прекрасной Галатеи" (Ф.Зуппе, Австрия), мюзикла "Элизабет" (С.Левай - М.Кунце, Австрия) и даже песня "Журчат ручьи" из знаменитого фильма "Весна" (Г.Александров, СССР) и т.д.
Но вернемся все же к главной теме данного материала. Необходимо озвучить имена лауреатов конкурса.
Обладателями приза за лучший дуэт стали сразу две группы участников: Анастасия Бакова (дуэт Лизы и Зупана из оперетты И.Кальмана "Графиня Марица", партнер - солист театра "Московская оперетта", лауреат конкурса "Оперетта Land" 2011 года Александр Бабик) и Екатерина Попова и Федор Осипов (дуэт Галатеи и Ганимеда из оперетты Ф.Зуппе "Прекрасная Галатея").
Приз зрительских симпатий получила Илона Револьская (куплеты Адели из оперетты И.Штрауса "Летучая мышь").
Обладательницей третьей премии, учрежденной Союзом Театральный Деятелей России, стала Зоя Старовойтова (ария Джудитты из оперетты Ф.Легара Джудитта).
Второе место по итогам трех туров заняла Юлия Пятницких (выходная ария Сильвы из оперетты И.Кальмана "Королева чардаша"), она же получила специальный приз - вокальную стажировку в Германии.
Первую премию поделили Екатерина Попова и Николай Семенов (ария Су-Чонга из оперетты Ф.Легара "Страна улыбок").
Главный приз - статуэтка Карамболины, эдакий символ оперетты, обойдя конкурсантов, в этот раз все же нашел своего обладателя. За особые заслуги перед жанром высокой награды был удостоен народный артист России, ректор театрального института имени Б.Щукина Евгений Князев.
Шестой международный конкурс "Оперетта Land" закончился. Все награды нашли своих обладателей. Возможно, в скором времени талантливая молодежь войдет в состав труппы какого-нибудь из театров музыкальной комедии, которых на территории нашей страны немало. Новое поколение артистов всегда вносит свои изменения в исторически сложившиеся каноны жанра, а это значит, что оперетта развивалась, развивается и будет развиваться еще очень и очень долго. А ежегодные конкурсы продолжат открывать новые имена и становиться стартовой площадкой для долгой и успешной карьеры в таком трудном "легком жанре", в такой большой "маленькой опере".
Ольга Пурчинская