Во многом любовь к чему-либо зависит от глубины познания предмета любви. Особенно это правило действенно в сфере искусства. Мы можем любоваться картинами, как красивыми картинками, а можем любить картины за их глубокий смысл, мастерство художника, за историю полотна. Такой подход открывает нам новые стороны любви и обожания, новый простор.
В этой статье я хочу рассказать об опере. О том, можно ли ее любить, как это можно сделать, и от чего опера кажется скучной и неинтересной.
Много раз вы слышали о том, что опера – самое скучнейшее действие на свете? Нуднее, пожалуй, может быть только балет. Я слышала это много раз. Особенно из уст подростков. Но на самом ли деле это так? Для этого стоит поподробнее рассмотреть, что же там на самом деле происходит на сцене и что за этим стоит.
Опера имеет удивительно качество сочетать в себе многие виды музыкального и драматического искусства. Здесь жители сцены совмещают в себе черты вокалиста и актера, действие всегда происходит в сопровождении оркестра, в котором важны не только музыканты, но и во многом работа дирижера. За каждым из этих аспектов стоит серьезная работа, подготовка, умения.
Чтобы научиться петь, порой, требуется не один десяток лет. Но и этого будет мало, чтобы выступать на сцене. Следует обладать талантом и мастерством актера, чтобы не просто озвучить слова песни, но и достойно изобразить все это перед зрителями. Согласитесь, что комичный персонаж с серьезным лицом и статичной позой не будет восприниматься. Совмещать в себе два этих качества – одно из самых сложнейших в работе артиста оперы. Например, когда тебе необходимо взять высокую или сложную ноту, удобнее всего будет схватиться за что-нибудь руками, чтобы правильно распределить напряжение по телу, но во время действия на сцене, наоборот, нужно изобразить в руках легкость, непринужденный жест. Часто такое разногласие между телом получается не в первый и не во второй раз.
Что касается дирижера в опере, то эти люди тоже выполняют двойную работу. Ему необходимо следить за нотным текстом, оркестром, да еще и вокалистом. Если приглядеться, то вы сможете увидеть незаметную, но крепкую связь между работником сцены и оркестровой ямы. Незаметные кивки, едва заметный взмах палочкой. Порой, им достаточно всего взгляда. Но для такого взаимопонимания необходимо большое количество времени работы вместе.
Но, вернемся к самому главному персонажу во всем этом действе – вокалисту. Обращаясь снова к сравнению с актером, стоит отметить, что работник драматического театра, чтобы выказать свои чувства прибегает к языку тела, к повышению или понижению тона голоса, иногда смене его, но не более. Если брать артиста оперы, то он, безусловно, прибегает к тем же способам, что и актер, но самым главным остается совсем другое. Эмоции вокалиста – это его мастерские приемы владения своим голосом. Будь то легкое щебетание, или дрожащий бас, все требует определенных усилий. Дух захватывает, когда голос Лючии из оперы "Лючия ди Ламмермур" взвивается вверх в крике отчаяния и боли в кульминационной сцене, когда главная героиня оперы сходит с ума (эта ария может быть знакома многим из фильма "5 элемент", где она была немного дополнена). Так же, как пример можно привести арию Царицы Ночи из оперы Моцарта "Волшебная флейта", где голос Царицы в ярости берет самые высокие ноты, мастерски изображая то ли чудную птицу, то ли удивительный струнный инструмент.
Не стоит забывать и про дуэты, квартеты, трио и прочее. Тут даже ходить далеко не надо, обратимся к нашему отечественному композитору, чей юбилей отмечался в прошлом году – Петр Ильич Чайковский. Его опера "Евгений Онегин" насыщена интересными сочетаниями голосов. Например, квартет из первого действия. Он включает в себя четыре различных вида голоса, которые, даже воспроизводя разный текст, удивительно сливаются в гармонию. Или чего стоит финальная сцена оперы, изображенная в виде удивительного дуэта Татьяны (сопрано) и Онегина (баритон).
Так же Чайковский является одним из удивительнейших мастеров хорового искусства. Как пример можно назвать кантату "Москва", которая сочетает в себе двух вокалистов и шесть голосов хора. Еще можно вспомнить о знаменитом произведении Вагнера "Полет валькирий", который является вопреки распространенному мнению не просто оркестровым произведением. В опере оно, обычно, ставится в хоровом сопровождении восьми "валькирий". Боевая музыка с яркими голосами восьми девушек-вокалисток, заставляет пробегать по телу мурашкам и вздрагивать, это действо настолько восхитительно, что даже дух перехватывает.
Еще одно и самое важное, на мой взгляд, качество вокалиста – умение держать зрительный зал. Такое встречается не так часто и является удивительным талантом.
Представьте себе зал, который довольно рассеянно слушает оперу, иногда слышится шепот и некоторых шорох, присущий всякому зрительному залу. Выходит следующий вокалист, звучит оркестровое вступление, артист начинает петь и… зал замирает. Становится тихо, слышен только голос стоящего на сцене. Боишься даже пошевелиться, чтобы не спугнуть волшебство. Кажется, что артист поет только для тебя одного, только ты можешь слышать этот волшебный голос, внимать ему. Зрительный зал дышит и живет по желанию вокалиста. В такие моменты воздух становится настолько плотным и наэлектризованным, что, кажется, его можно потрогать. И когда партия певца достигает кульминации, внутри все сжимается, сердце замирает в восторге и наслаждении.
Подводя итог, можно заключить, что опера – это многоярусная, с множеством ячеек, система, которая требует для своего существования мастерства, таланта и терпения много более чем какие либо еще виды искусства, но все же искупает сполна потраченные на нее усилия.
И все же, несмотря на все то, что было сказано выше, оперу можно любить и без тяжелого багажа знаний. Все что надо для того, чтобы не просто проскучать три часа в удобном кресле (а после второго часа оно еще и станет казаться ужасно неудобным) в театре, а насладиться зрелищем на сцене, всего-то надо иметь при себе либретто, немножечко терпения и быть внимательным и благодарным слушателем.
Стефания Гузий
В этой статье я хочу рассказать об опере. О том, можно ли ее любить, как это можно сделать, и от чего опера кажется скучной и неинтересной.
Много раз вы слышали о том, что опера – самое скучнейшее действие на свете? Нуднее, пожалуй, может быть только балет. Я слышала это много раз. Особенно из уст подростков. Но на самом ли деле это так? Для этого стоит поподробнее рассмотреть, что же там на самом деле происходит на сцене и что за этим стоит.
Опера имеет удивительно качество сочетать в себе многие виды музыкального и драматического искусства. Здесь жители сцены совмещают в себе черты вокалиста и актера, действие всегда происходит в сопровождении оркестра, в котором важны не только музыканты, но и во многом работа дирижера. За каждым из этих аспектов стоит серьезная работа, подготовка, умения.
Чтобы научиться петь, порой, требуется не один десяток лет. Но и этого будет мало, чтобы выступать на сцене. Следует обладать талантом и мастерством актера, чтобы не просто озвучить слова песни, но и достойно изобразить все это перед зрителями. Согласитесь, что комичный персонаж с серьезным лицом и статичной позой не будет восприниматься. Совмещать в себе два этих качества – одно из самых сложнейших в работе артиста оперы. Например, когда тебе необходимо взять высокую или сложную ноту, удобнее всего будет схватиться за что-нибудь руками, чтобы правильно распределить напряжение по телу, но во время действия на сцене, наоборот, нужно изобразить в руках легкость, непринужденный жест. Часто такое разногласие между телом получается не в первый и не во второй раз.
Что касается дирижера в опере, то эти люди тоже выполняют двойную работу. Ему необходимо следить за нотным текстом, оркестром, да еще и вокалистом. Если приглядеться, то вы сможете увидеть незаметную, но крепкую связь между работником сцены и оркестровой ямы. Незаметные кивки, едва заметный взмах палочкой. Порой, им достаточно всего взгляда. Но для такого взаимопонимания необходимо большое количество времени работы вместе.
Но, вернемся к самому главному персонажу во всем этом действе – вокалисту. Обращаясь снова к сравнению с актером, стоит отметить, что работник драматического театра, чтобы выказать свои чувства прибегает к языку тела, к повышению или понижению тона голоса, иногда смене его, но не более. Если брать артиста оперы, то он, безусловно, прибегает к тем же способам, что и актер, но самым главным остается совсем другое. Эмоции вокалиста – это его мастерские приемы владения своим голосом. Будь то легкое щебетание, или дрожащий бас, все требует определенных усилий. Дух захватывает, когда голос Лючии из оперы "Лючия ди Ламмермур" взвивается вверх в крике отчаяния и боли в кульминационной сцене, когда главная героиня оперы сходит с ума (эта ария может быть знакома многим из фильма "5 элемент", где она была немного дополнена). Так же, как пример можно привести арию Царицы Ночи из оперы Моцарта "Волшебная флейта", где голос Царицы в ярости берет самые высокие ноты, мастерски изображая то ли чудную птицу, то ли удивительный струнный инструмент.
Не стоит забывать и про дуэты, квартеты, трио и прочее. Тут даже ходить далеко не надо, обратимся к нашему отечественному композитору, чей юбилей отмечался в прошлом году – Петр Ильич Чайковский. Его опера "Евгений Онегин" насыщена интересными сочетаниями голосов. Например, квартет из первого действия. Он включает в себя четыре различных вида голоса, которые, даже воспроизводя разный текст, удивительно сливаются в гармонию. Или чего стоит финальная сцена оперы, изображенная в виде удивительного дуэта Татьяны (сопрано) и Онегина (баритон).
Так же Чайковский является одним из удивительнейших мастеров хорового искусства. Как пример можно назвать кантату "Москва", которая сочетает в себе двух вокалистов и шесть голосов хора. Еще можно вспомнить о знаменитом произведении Вагнера "Полет валькирий", который является вопреки распространенному мнению не просто оркестровым произведением. В опере оно, обычно, ставится в хоровом сопровождении восьми "валькирий". Боевая музыка с яркими голосами восьми девушек-вокалисток, заставляет пробегать по телу мурашкам и вздрагивать, это действо настолько восхитительно, что даже дух перехватывает.
Еще одно и самое важное, на мой взгляд, качество вокалиста – умение держать зрительный зал. Такое встречается не так часто и является удивительным талантом.
Представьте себе зал, который довольно рассеянно слушает оперу, иногда слышится шепот и некоторых шорох, присущий всякому зрительному залу. Выходит следующий вокалист, звучит оркестровое вступление, артист начинает петь и… зал замирает. Становится тихо, слышен только голос стоящего на сцене. Боишься даже пошевелиться, чтобы не спугнуть волшебство. Кажется, что артист поет только для тебя одного, только ты можешь слышать этот волшебный голос, внимать ему. Зрительный зал дышит и живет по желанию вокалиста. В такие моменты воздух становится настолько плотным и наэлектризованным, что, кажется, его можно потрогать. И когда партия певца достигает кульминации, внутри все сжимается, сердце замирает в восторге и наслаждении.
Подводя итог, можно заключить, что опера – это многоярусная, с множеством ячеек, система, которая требует для своего существования мастерства, таланта и терпения много более чем какие либо еще виды искусства, но все же искупает сполна потраченные на нее усилия.
И все же, несмотря на все то, что было сказано выше, оперу можно любить и без тяжелого багажа знаний. Все что надо для того, чтобы не просто проскучать три часа в удобном кресле (а после второго часа оно еще и станет казаться ужасно неудобным) в театре, а насладиться зрелищем на сцене, всего-то надо иметь при себе либретто, немножечко терпения и быть внимательным и благодарным слушателем.
Стефания Гузий