14 сентября 2021 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова открыл 31-й сезон. Первым в новом творческом году событием стал грандиозный концерт в двух отделениях, который получил неофициальное название «диалог с гигантами». Анонс прозвучал интригующе и оригинально.
Одно из ключевых событий стартового концерта - дебют Валентина Урюпина в качестве главного дирижера и музыкального руководителя театра. Молодой маэстро известен столичной публике, в том числе, благодаря своим выступлениям на традиционном Крещенском фестивале 2019 («Жизнь за царя» М.И.Глинки, концертное исполнение) и 2020 («Князь Игорь» А.П.Бородина, режиссер Юрий Александров) годах. Эти выступления, как и вечер 14 сентября 2021, запомнились интересными трактовками знаменитых шедевров, драматико-симфоническими полотнами, где каждый номер гармонично вплетался в общую канву сюжета, становясь одновременно уникальным, самобытным сочинением. Каждый последующий эпизод плавно вытекал из предыдущего, все сольные каватины, арии, дуэты, ансамбли, массовые и симфонические сцены развивали сюжет и двигали его вперед.
В программу первого вечера 31-го сезона вошли два сочинения знаменитых отечественных композиторов, к сожалению, нечасто исполняемые в театрах и концертных залах.
Первое отделение:
П.И.Чайковский. «Орлеанская дева». Опера в четырех действиях. Прозвучал первый акт в концертном исполнении.
В ролях:
Иоанна д’Арк: Мария Мотолыгина (выпускница молодежной оперной программы Большого театра России, лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Тибо д’Арк, ее отец: Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Раймонд, ее жених: Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Бертран, крестьянин: Борис Жуков (бас);
Воин: Михаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас);
Голос соло в хоре ангелов: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (флейта);
Антон Искеев (валторна).
«Орлеанская дева» - грандиозное музыкально-драматическое полотно (автором либретто стал сам композитор, за основу он выбрал романтическую трагедию Ф.Шиллера «Жанна д’Арк» в переводе В.А.Жуковского). В основу оперы П.И.Чайковский вложил волновавший его внутренний мир легендарной французской героини, ее сложную, противоречивую натуру, бесконечную борьбу противоположных черт характера - храбрости и страха, слабости и силы. Не менее ярко проявилась в сочинении и другая сторона интересов композитора - выразительная героико-патриотическая идея.
К сожалению, формат вечера позволил зрителям познакомиться лишь с первым актом оперы. Яркие, живописные полотна французской летней деревенской природы XV века заиграли особыми красками в музыкальной интерпретации. Это прекрасный фон для развития образов персонажей, прежде всего, Иоанны д’Арк. Свежий, сильный, богатый, глубокий, эмоционально и тембрально окрашенный голос Марии Мотолыгиной очень чутко, изящно, мастерски и деликатно рисовал сложнейшую, противоречивую натуру национальной французской героини.
Лиричен и в то же время очень агрессивен и драматичен жених героини Раймонд в исполнении темпераментного Михаила Новикова.
Отец Жанны, старый крестьянин Тибо (Владимир Кудашев) строг, задумчив и заботлив. Его душа не на месте: грядут непростые времена, и спокойствия за судьбу дочери не прибавляется.
Света, красоты, гармонии и нежности полон женский хор ангелов во главе со сладкоголосой, изысканной, изящной солисткой Кристиной Бикмаевой.
Хоровые эпизоды - одна из самых ярких, насыщенных, интересных страниц оперы.
С оперой «Орлеанская дева» зрителям довелось познакомиться лишь частично. В дальнейшем хотелось бы услышать полную ее версию, без режиссерских сокращений, мизансцен и специфических концепций, чтобы уловить все тонкости музыкально-драматических полотен, сотканных П.И.Чайковским.
Второе отделение:
И.Ф.Стравинский. «Царь Эдип». Опера-оратория в концертном исполнении.
В ролях:
Рассказчик: Лоран Илер (этуаль балета Парижской Оперы, художественный руководитель балетной труппы МАМТ имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко);
Эдип, царь Фив: Георгий Васильев (тенор);
Иокаста, его жена и мать: Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Креонт, брат Иокасты: Алексей Антонов (бас);
Тиресий, прорицатель: Виталий Ефанов (Заслуженный артист России, бас);
Пастух: Антон Бочкарев (тенор);
Вестник: Михаил Первушин.
Соло в оркестре:
Валерий Конов (труба);
Вадим Васильев (труба);
Николай Асеев (труба);
Анатолий Сёмкин (труба).
Либретто для своего сочинения И.Ф.Стравинский заказал французскому поэту и драматургу Жану Кокто. Текст оперы-оратории написан, главным образом, на латыни, и только Рассказчик читает свои реплики-монологи на певучем, стильном, элегантном французском языке. Античные герои общаются и раскрывают свои души на латыни, представая перед зрителями живыми людьми, выходцами из очень давней эпохи. Это сочинение создает эффект машины времени, которая запускается непосредственно перед началом исполнения, и современные театралы переносятся в древний греческий город Фивы, где уже долго бушует эпидемия чумы.
Рассказчик (Ролан Илер) читает свои монологи мягко, вкрадчиво, беспристрастно. Отсутствие выразительного эмоционального накала позволяет каждому зрителю сосредоточиться на действии и составить свое собственное независимое мнение.
В античной драматургии (сюжет оперы-оратории основан на одноименной трагедии Софокла) роль комментатора и стороннего наблюдателя выполняет хор из двенадцати человек. Переклички высоких (тенора) и низких (басы) голосов окрашены во все оттенки эмоций, от эйфории до отчаяния, от беспечности до предчувствия беды.
В главных ролях царственных особ блистают Георгий Васильев (Эдип) и Маргарита Некрасова (Иокаста). Царь и царица, муж и жена, сын и мать сливаются в яркий, страстный, темпераментный, сильный, величественный, совершенный вокально и убедительный драматически дуэт. Горячие, амбициозные, целеустремленные персонажи, проходя сквозь музыкально-драматическую канву, обретают жизненную энергию и харизму, несмотря на используемый для общения «мертвый» язык.
Глубоко торжественными, человечными, современными предстают и другие персонажи: Креонт (Алексей Антонов), пастух (Антон Бочкарев), Тиресий (Виталий Ефанов) и Вестник (Михаил Первушин).
Кокто и Стравинский задумали написать оперу-ораторию в честь грядущего 20-летия дягилевских «Русских сезонов». Для этого авторы провели кропотливую работу с литературным материалом, значительно сократив текст трагедии Софокла и оставив все основные сюжетные линии. Действие начинается, когда древние Фивы пожинают плоды проклятия Аполлона - переживают насланную эпидемию чумы. На протяжении действия становится понятной предыстория, полная предсказаний, знаков, мистики и таинств.
Античная классика, преобразованная композитором ХХ века и интерпретированная талантливой командой современных артистов (солистов, хора и симфонического оркестра под управлением чуткого, интеллектуального маэстро), не потеряла необходимой легкой патетики, гимнической торжественности и особой силы, но также обрела яркую, стремительную, динамичную форму, получила драматизм и окрасилась яркими красками богатых тембров как каждого отдельного исполнителя, так и всего коллектива в целом.
14 сентября 2021 года на сцене «Новой Оперы» царили легендарные персонажи - французская национальная героиня эпохи Возрождения и античный фиванский правитель, - которые получили долгую жизнь благодаря музыке русских композиторов. 31-й сезон в театре уже в день своего начала познакомил зрителей сразу с двумя раритетами, написанными знаменитыми музыкантами.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии
Одно из ключевых событий стартового концерта - дебют Валентина Урюпина в качестве главного дирижера и музыкального руководителя театра. Молодой маэстро известен столичной публике, в том числе, благодаря своим выступлениям на традиционном Крещенском фестивале 2019 («Жизнь за царя» М.И.Глинки, концертное исполнение) и 2020 («Князь Игорь» А.П.Бородина, режиссер Юрий Александров) годах. Эти выступления, как и вечер 14 сентября 2021, запомнились интересными трактовками знаменитых шедевров, драматико-симфоническими полотнами, где каждый номер гармонично вплетался в общую канву сюжета, становясь одновременно уникальным, самобытным сочинением. Каждый последующий эпизод плавно вытекал из предыдущего, все сольные каватины, арии, дуэты, ансамбли, массовые и симфонические сцены развивали сюжет и двигали его вперед.
В программу первого вечера 31-го сезона вошли два сочинения знаменитых отечественных композиторов, к сожалению, нечасто исполняемые в театрах и концертных залах.
Первое отделение:
П.И.Чайковский. «Орлеанская дева». Опера в четырех действиях. Прозвучал первый акт в концертном исполнении.
В ролях:
Иоанна д’Арк: Мария Мотолыгина (выпускница молодежной оперной программы Большого театра России, лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Тибо д’Арк, ее отец: Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Раймонд, ее жених: Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Бертран, крестьянин: Борис Жуков (бас);
Воин: Михаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас);
Голос соло в хоре ангелов: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (флейта);
Антон Искеев (валторна).
«Орлеанская дева» - грандиозное музыкально-драматическое полотно (автором либретто стал сам композитор, за основу он выбрал романтическую трагедию Ф.Шиллера «Жанна д’Арк» в переводе В.А.Жуковского). В основу оперы П.И.Чайковский вложил волновавший его внутренний мир легендарной французской героини, ее сложную, противоречивую натуру, бесконечную борьбу противоположных черт характера - храбрости и страха, слабости и силы. Не менее ярко проявилась в сочинении и другая сторона интересов композитора - выразительная героико-патриотическая идея.
К сожалению, формат вечера позволил зрителям познакомиться лишь с первым актом оперы. Яркие, живописные полотна французской летней деревенской природы XV века заиграли особыми красками в музыкальной интерпретации. Это прекрасный фон для развития образов персонажей, прежде всего, Иоанны д’Арк. Свежий, сильный, богатый, глубокий, эмоционально и тембрально окрашенный голос Марии Мотолыгиной очень чутко, изящно, мастерски и деликатно рисовал сложнейшую, противоречивую натуру национальной французской героини.
Лиричен и в то же время очень агрессивен и драматичен жених героини Раймонд в исполнении темпераментного Михаила Новикова.
Отец Жанны, старый крестьянин Тибо (Владимир Кудашев) строг, задумчив и заботлив. Его душа не на месте: грядут непростые времена, и спокойствия за судьбу дочери не прибавляется.
Света, красоты, гармонии и нежности полон женский хор ангелов во главе со сладкоголосой, изысканной, изящной солисткой Кристиной Бикмаевой.
Хоровые эпизоды - одна из самых ярких, насыщенных, интересных страниц оперы.
С оперой «Орлеанская дева» зрителям довелось познакомиться лишь частично. В дальнейшем хотелось бы услышать полную ее версию, без режиссерских сокращений, мизансцен и специфических концепций, чтобы уловить все тонкости музыкально-драматических полотен, сотканных П.И.Чайковским.
Второе отделение:
И.Ф.Стравинский. «Царь Эдип». Опера-оратория в концертном исполнении.
В ролях:
Рассказчик: Лоран Илер (этуаль балета Парижской Оперы, художественный руководитель балетной труппы МАМТ имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко);
Эдип, царь Фив: Георгий Васильев (тенор);
Иокаста, его жена и мать: Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Креонт, брат Иокасты: Алексей Антонов (бас);
Тиресий, прорицатель: Виталий Ефанов (Заслуженный артист России, бас);
Пастух: Антон Бочкарев (тенор);
Вестник: Михаил Первушин.
Соло в оркестре:
Валерий Конов (труба);
Вадим Васильев (труба);
Николай Асеев (труба);
Анатолий Сёмкин (труба).
Либретто для своего сочинения И.Ф.Стравинский заказал французскому поэту и драматургу Жану Кокто. Текст оперы-оратории написан, главным образом, на латыни, и только Рассказчик читает свои реплики-монологи на певучем, стильном, элегантном французском языке. Античные герои общаются и раскрывают свои души на латыни, представая перед зрителями живыми людьми, выходцами из очень давней эпохи. Это сочинение создает эффект машины времени, которая запускается непосредственно перед началом исполнения, и современные театралы переносятся в древний греческий город Фивы, где уже долго бушует эпидемия чумы.
Рассказчик (Ролан Илер) читает свои монологи мягко, вкрадчиво, беспристрастно. Отсутствие выразительного эмоционального накала позволяет каждому зрителю сосредоточиться на действии и составить свое собственное независимое мнение.
В античной драматургии (сюжет оперы-оратории основан на одноименной трагедии Софокла) роль комментатора и стороннего наблюдателя выполняет хор из двенадцати человек. Переклички высоких (тенора) и низких (басы) голосов окрашены во все оттенки эмоций, от эйфории до отчаяния, от беспечности до предчувствия беды.
В главных ролях царственных особ блистают Георгий Васильев (Эдип) и Маргарита Некрасова (Иокаста). Царь и царица, муж и жена, сын и мать сливаются в яркий, страстный, темпераментный, сильный, величественный, совершенный вокально и убедительный драматически дуэт. Горячие, амбициозные, целеустремленные персонажи, проходя сквозь музыкально-драматическую канву, обретают жизненную энергию и харизму, несмотря на используемый для общения «мертвый» язык.
Глубоко торжественными, человечными, современными предстают и другие персонажи: Креонт (Алексей Антонов), пастух (Антон Бочкарев), Тиресий (Виталий Ефанов) и Вестник (Михаил Первушин).
Кокто и Стравинский задумали написать оперу-ораторию в честь грядущего 20-летия дягилевских «Русских сезонов». Для этого авторы провели кропотливую работу с литературным материалом, значительно сократив текст трагедии Софокла и оставив все основные сюжетные линии. Действие начинается, когда древние Фивы пожинают плоды проклятия Аполлона - переживают насланную эпидемию чумы. На протяжении действия становится понятной предыстория, полная предсказаний, знаков, мистики и таинств.
Античная классика, преобразованная композитором ХХ века и интерпретированная талантливой командой современных артистов (солистов, хора и симфонического оркестра под управлением чуткого, интеллектуального маэстро), не потеряла необходимой легкой патетики, гимнической торжественности и особой силы, но также обрела яркую, стремительную, динамичную форму, получила драматизм и окрасилась яркими красками богатых тембров как каждого отдельного исполнителя, так и всего коллектива в целом.
14 сентября 2021 года на сцене «Новой Оперы» царили легендарные персонажи - французская национальная героиня эпохи Возрождения и античный фиванский правитель, - которые получили долгую жизнь благодаря музыке русских композиторов. 31-й сезон в театре уже в день своего начала познакомил зрителей сразу с двумя раритетами, написанными знаменитыми музыкантами.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии