интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Вокально-хореографическая интерпретация страсти и любви в новооперной "Кармен"

 
 
 

Вокально-хореографическая интерпретация страсти и любви в новооперной "Кармен"

Автор: Ольга Пурчинская от 23-02-2021, 07:12, посмотрело: 1120

Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова представил первую премьеру юбилейного XXX сезона - «Кармен» Ж.Бизе (либретто А.Мельяка и Л.Галеви, литературная основа - одноименная новелла П.Мериме). Серия из четырех спектаклей проходит в праздничный уик-энд 19-21 и 23 февраля 2021 года. Эти строки рождаются под впечатлением от показов 20 и 21 февраля.

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).
Сценическая редакция и режиссер-постановщик: Юрий Александров (Народный артист России).
Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Хореограф-постановщик: Надежда Калинина.
Художник по свету: Сергей Скорнецкий (лауреат премии «Золотая Маска»).
Хормейстер: Юлия Сенюкова.

20 февраля:

Вокально-хореографическая интерпретация страсти и любви в новооперной "Кармен"В ролях:
Он: Иван Звягинцев;
Она: Ксения Пухловская;
Кармен, цыганка: Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Дон Хозе, капрал: Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Эскамильо, тореадор: Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Микаэла, крестьянка: Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Цунига, капитан: Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Моралес, сержант: Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Фраскита, цыганка: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мерседес, цыганка: Ирина Ромишевская (Заслуженный артистка России, меццо-сопрано);
Данкайро, контрабандист: Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Ремендадо, контрабандист: Антон Бочкарев (тенор);
Лилас Пастья, хозяин таверны: Игорь Попеляев;
Солдаты, работницы табачной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, пикадоры, народ: артисты хора.

Соло в оркестре:
Георгий Петров (лауреат Международных конкурсов, флейта);
Анастасия Серова (английский рожок);
Александр Карпов (лауреат Международных конкурсов, кларнет);
Николай Солохин (фагот);
Юрий Таран (валторна);
Николай Винтер (лауреат Международного конкурса, труба);
Вадим Васильев (труба);
Элина Моруз (лауреат Международных конкурсов, арфа);
Анна Июдина (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Дмитрий Устименко (виолончель).

Дирижер оркестра за сценой: Александр Жиленков.

21 февраля:

Вокально-хореографическая интерпретация страсти и любви в новооперной "Кармен"В ролях:
Он: Иван Звягинцев;
Она: Ксения Пухловская;
Кармен: Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, меццо-сопрано);
Дон Хозе: Георгий Васильев (тенор);
Эскамильо: Андрей Бреус (баритон);
Микаэла: Зарина Абаева (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Цунига: Андрей Фетисов (бас);
Моралес: Александр Попов (баритон);
Фраскита: Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мерседес: Галина Бадиковская (сопрано);
Данкайро: Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Ремендадо: Максим Остроухов (тенор);
Лилас Пастья: Игорь Попеляев;
Солдаты, работницы табачной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, пикадоры, народ: артисты хора.

Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (флейта);
Мария Шапарь (английский рожок);
Андрей Сухарев (кларнет);
Инна Шегай (лауреат Международного конкурса, фагот);
Антон Искеев (валторна);
Валерий Конов (труба);
Николай Асеев (труба);
Оксана Сушкова (лауреат Международных конкурсов, арфа);
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Анна Балан (виолончель).

Дирижер оркестра за сценой: Александр Жиленков.

«Кармен» - одна из наиболее популярных опер за всю историю этого вида искусства. Ее известность давно уже вышла далеко за рамки узкого круга меломанов. Отдельные фрагменты сочинения свободно могут напеть даже далекие от музыкального театра люди. «Хабанеру», «Сегидилью», «Куплеты Эскамильо», арию Хозе «с цветком» хотя бы раз слышало подавляющее большинство населения Земли.

Сегодня оперу «Кармен» обязательно хотят иметь в своем постоянном репертуаре все оперные театры мира. А начиналось все для этого сочинения Жоржа Бизе далеко не так благополучно. Первое ее представление прошло в Париже 3 марта 1875 года с оглушительным провалом. Жители французской столицы приняли новое сочинение 36-летнего композитора очень горячо: негативные отзывы о спектакле, главным действующим лицом которого стала цыганка, а на сцене присутствовали работницы сигаретной фабрики, цыгане, контрабандисты и прочие «простые» люди, превратились в настоящую травлю. При этом критики отмечали, что музыкальный материал более, чем достойный. Не выдержав продолжительного потока негатива, талантливый автор с тонкой душевной организацией скончался ровно через три месяца после премьеры.

С течением времени публика постепенно привыкла к сюжету, основанному на жизни «простых» людей, постановки принимались все более тепло. Через некоторое время «Кармен» стала одной из самых популярных опер по всему миру. Количество ее постановок на сегодняшний день сосчитать очень сложно. Что бы, согласно оригинальным решениям режиссеров, не происходило на сцене, театралы с удовольствием слушают свою любимую музыку, вновь и вновь наслаждаются восхитительными вокальными и оркестровыми номерами.

В «Новой Опере» появилась своя «Кармен», очень яркая, красочная, динамичная, оригинальная. Слово - постановщикам.

Александр Самоилэ, музыкальный руководитель и дирижер:
«… «Кармен» Ж.Бизе - это опера опер.
Ее стихийная подлинность требует особой энергетики, иначе появляются обыденность и хрестоматийность, губительные для мифа о Кармен. Особенность нашей постановки в том, что на протяжении всего спектакля в образах Кармен и Хозе параллельно развиваются две линии - реальное и идеальное. Схватка женщины и мужчины, игры и подлинности, реальности и мечты достигают апогея в финале оперы. Это - режиссерская находка Юрия Александрова. Неожиданность сценического и музыкального решения заставляет воспринимать финал буквально как удар в солнечное сплетение.
Эта постановка для меня уже седьмая или восьмая, и просто дирижировать мне уже неинтересно. Свою музыкально-исполнительскую сверхзадачу я вижу в том, чтобы совместить Испанию, ее жгучие, необузданные чувства, с Францией, более сдержанной и изысканной. Ведь Жорж Бизе - французский композитор, и в его музыке присутствует все это изящество. При этом сама Кармен не просто испанка, а цыганка! Это же коррида и бушующие со страшной силой эмоции! И все эти инфернальные, буйные, кровожадные порывы гораздо ближе человеческой психологии. И зачастую артисты во время пения легко поддаются испанским страстям, а публика, конечно, очень любит красное: кровь, ревность, убийства. И все же исполнение должно отображать взгляд на Испанию через призму композитора-француза. Сохранить французскую сдержанность в испанской трагедии - вот наша задача»
.

Юрий Александров, режиссер-постановщик:
«Поверьте, в данном случае речь шла не о том, чтобы удивить! Скорее, перечитать, переосмыслить, по-новому взглянуть на извечные проблемы. Профессия режиссера уникальна: она дает возможность распоряжаться временем и пространством, создавая новую реальность, характеры и судьбы… На первый план выходят тончайшие нюансы взаимоотношений персонажей. Меня всегда интересует не что происходит, а как»

Сочетание испанской экспрессии и французской сдержанности, на котором делает акцент музыкальный руководитель, маэстро Александр Самоилэ, ощущается с первых секунд увертюры. Знаменитый симфонический фрагмент оркестр под его руководством исполняет ярко, динамично, стремительно. Роскошная мелодия пролетает, как комета, озаряя все вокруг своим невероятным сиянием, даря бесценное тепло и ощущение праздника.

Главные герои спектакля - цыганка Кармен и сержант Хозе - представлены двумя парами.
Первая - вокалисты, которые молниеносно проживают «реальную» сценическую жизнь своих персонажей. От их взаимоотношений, полных испепеляющей страсти, искры летят во все стороны. Анастасия Лепешинская и Михаил Губский представили дуэт дерзкой насмешницы и чуть простоватого созерцателя. Валерия Пфистер и Георгий Васильев стремительно развивали историю любви пылающей внутри, но иронично-спокойной внешне цыганки и горячего, страстного, порывистого стража правопорядка. Удивительны метаморфозы, происходящие во время действия с героиней, которая поочередно предстает работницей сигаретной фабрики, пленительной танцовщицей, обреченной фаталисткой, отчаянной контрабандисткой и обольстительной музой тореадора. За каждым новым преобразованием героини скрывается очередной яркий, красочный костюм белого, красного и черного цветов. Трансформации Хозе связаны, главным образом, не с внешним видом, а с внутренним миром героя. Статный, красивый молодой человек в начале, он, пройдя через череду сложных испытаний, мрачнеет и стареет буквально на глазах. Это достигается путем слияния грима, осанки и, прежде всего, драматическим талантом артистов.
Вторая - танцовщики, развивающие «идеальную» историю любви. Его (Иван Звягинцев) и Ее (Ксения Пухловская) все время тянет друг к другу, они становятся как бы частями одного целого. Герой не может существовать без героини и наоборот. Легкие, изящные, грациозные, пластичные движения эффектно рисуют нежность и страсть, красоту и элегантность, жизнь и смерть.

Каждый вокальный дуэт Кармен и Хозе - яркая, горячая, восхитительная дуэль опьяняющего, пряного, теплого, богатого красками меццо-сопрано и горячего, солнечного, добела раскаленного, мощного тенора.

Молодая крестьянка Микаэла - невеста дона Хозе, самый лирический персонаж оперы. В исполнении Зарины Абаевой она скромна, нерешительна, глубока, выразительна, безгранично предана герою и его матери. В интерпретации Екатерины Петровой героиня - воплощение юности, легкости, порой беспечности. Певучие, мелодичные, мягкие, нежные голоса артисток - чудесное воплощение французской оперной классики.

Тореадор Эскамильо - беззаботный, гордый, яркий, изысканный персонаж, борец, герой, который, в силу своего ремесла, каждый день смотрит в глаза смерти: каждый бой может стать для него последним. В исполнении Андрея Бреуса это человек-праздник, человек-комета, стремительно пробегающий по жизни и надолго оставляющий след в памяти всех, кто находится на сцене и в зрительном зале, сгусток энергии и харизмы, что ощущается и в походке, и в осанке, и в голосе. Анджей Белецкий предстал в образе более спокойного, сдержанного, несколько надменного и самовлюбленного персонажа.

Если квартет главных действующих лиц – герои трагико-драматически, то второстепенные персонажи, главным образом, драматико-комические. Это и подруги Кармен, цыганки Фраскита (Кристина Бикмаева, Галина Королева) и Мерседес (Ирина Ромишевская, Галина Бадиковская), и капитан Цунига (Владимир Кудашев, Андрей Фетисов), и контрабандисты Данкайро (Илья Кузьмин, Олег Шагоцкий) и Ремендадо (Антон Бочкарев, Максим Остроухов), и сержант Моралес (Дмитрий Орлов, Александр Попов).

Дуэт цыганок (Кристина Бикмаева и Ирина Ромишевская, Галина Королева и Галина Бадиковская) добавляет ярких красок в вокальную палитру сольных номеров (куплеты Эскаиильо) и массовых сцен. Сочетание высокого и низкого голосов и разных темпераментов очень гармонично, в результате получается очень интересный творческий тандем.

Дуэт контрабандистов - вокальные «сражения» двух энергичных, молодых и опытных корсаров (Антон Бочкарев, Илья Кузьмин) или опытных пиратов (Олег Шагоцкий, Максим Остроухов), у которых за плечами немало успешных плаваний.

Капитан Цунига (Владимир Кудашев, Андрей Фетисов) - насмешник и любитель юных красавиц, который очень часто уходит ни с чем. Моментами это происходит весьма комично.

Сержант Моралес (Дмитрий Орлов, Александр Попов) - страж правопорядка, вместе с другими солдатами зорко следит за соблюдением правил поведения в обществе, но и сам не прочь «пошплить».

В опере «Кармен» огромное значение получает самый «многоликий» персонаж - хор. Солдаты, работницы табачной фабрики, цыгане и цыганки, пикадоры, народ и молодые люди - это не только могучая вокальная сила, объемный полифонический звук четырех основных типов голосов (сопрано, альт, тенор, бас), но и необходимые участники массовых сцен. Они попадают в драку, которую провоцирует Кармен в начале спектакля, составляют ценные кадры группы контрабандистов, веселятся в таверне у Лиласа Пастьи и очень красивым, торжественным парадом приходят на корриду.

Изысканные, яркие декорации и костюмы, на глазах преображающиеся при игре света, - это красочная обложка, завершающий штрих к красивому спектаклю, где правят бал свет и тьма, нежность и страсть, любовь и ненависть, творчество и талант. Здесь есть множество нюансов и мелочей, каждый зритель найдет для себя что-то замечательное и интересное.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Еще Фотографии:

20 февраля

21 февраля

Категория: Театр » Музыкальный театр