22 января 2021 года в рамках традиционного Крещенского фестиваля, посвященного 75-летию со Дня рождения Евгения Колобова в московском театре «Новая Опера» прозвучала литургия Святого Иоанна Златоуста (соч.31) для солистов и хора С.В.Рахманинова.
Хормейстер и дирижер: Юлия Сенюкова.
Режиссер: Алексей Вэйро.
Исполнители: хор театра «Новая Опера».
Литургия Святого Иоанна Златоуста:
1. Благослови душе моя Господа;
2. Слава Отцу и Единородный;
3. Во царствии Твоем;
4. Приидите, поклонимся;
5. Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже;
6. Иже Херувимы;
7. Верую;
8. Милость мира;
9. Тебе поем (сопрано-соло Мария Герасименко);
10. Достойно есть;
11. Отче наш;
12. Хвалите Господа с небес;
13. Благословен Грядый и Видехом свет истинный;
14. Да исполнятся уста наша;
15. Буди имя Господне;
16. Слава Отцу и Благочестивейшаго.
Литургия Святого Иоанна Златоуста - чин (закрепленное канонами православной церкви сочетание молитв, действий и песнопений; их совокупность составляет службу определенного вида) литургии византийского (восточного) обряда. Согласно специальному церковному Уставу, исполняется на службах на протяжении почти всего христианского года.
Автором литургии принято считать Архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, одного из наиболее почитаемых средневековых святых восточного христианского мира.
В обработке С.В.Рахманинова (1910) это сочинение потрясает глубиной звучания, невероятной силой, светлой торжественностью, совершенством гармонии. Литургия исполняется на одном дыхании, не прерывается аплодисментами и антрактами. В результате получается единое произведение крупной формы, полностью овладевающее вниманием всех присутствующих в зале. Слушая ее, человек забывает обо всем, все его мысли и чувства оказываются прикованы к голосам, воздающим славу Всевышнему. Это очень красиво и торжественно.
Литургия Святого Иоанна Златоуста исполняется a cappella, то есть без музыкального сопровождения. Тем не менее, сочинение наполнено элементами симфонизма (масштабность, динамика, торжественность, наличие контрастов, экспрессия), каждая его часть вполне может исполняться не только как молитва, но и стать полноценным концертным номером.
Хор театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова на протяжении всего действа находится в боковых ложах на некотором возвышении от партера. Хормейстер и дирижер Юлия Сенюкова чутко руководит процессом из оркестровой ямы. Поскольку пение доносится сверху, ощущение неземного, сверхъестественного многократно усиливается.
Коллектив из сопрано, альтов, теноров и басов звучит настолько мощно, торжественно, сильно и светло, каждое слово так глубоко проникает в сознание слушателя, что возникает ощущение работы хора в сопровождении симфонического оркестра.
Типы певческих голосов у меня вызывают разные ассоциации: сопрано увязываю с небесной, ангельской нежностью, альтов - с сердечным теплом матери, теноров - с душевными терзаниями, басов - с безграничной силой духа. Здесь есть лирика и страсть, радость и драматизм, торжественность и помпезность.
Результатом хорового слияния становится тонкая, деликатная музыкально-драматическая канва, способная стать путеводной звездой заплутавшим, надежной опорой слабым, моральной поддержкой ищущим, ярким светом пытливым.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии
Хормейстер и дирижер: Юлия Сенюкова.
Режиссер: Алексей Вэйро.
Исполнители: хор театра «Новая Опера».
Литургия Святого Иоанна Златоуста:
1. Благослови душе моя Господа;
2. Слава Отцу и Единородный;
3. Во царствии Твоем;
4. Приидите, поклонимся;
5. Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже;
6. Иже Херувимы;
7. Верую;
8. Милость мира;
9. Тебе поем (сопрано-соло Мария Герасименко);
10. Достойно есть;
11. Отче наш;
12. Хвалите Господа с небес;
13. Благословен Грядый и Видехом свет истинный;
14. Да исполнятся уста наша;
15. Буди имя Господне;
16. Слава Отцу и Благочестивейшаго.
Литургия Святого Иоанна Златоуста - чин (закрепленное канонами православной церкви сочетание молитв, действий и песнопений; их совокупность составляет службу определенного вида) литургии византийского (восточного) обряда. Согласно специальному церковному Уставу, исполняется на службах на протяжении почти всего христианского года.
Автором литургии принято считать Архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, одного из наиболее почитаемых средневековых святых восточного христианского мира.
В обработке С.В.Рахманинова (1910) это сочинение потрясает глубиной звучания, невероятной силой, светлой торжественностью, совершенством гармонии. Литургия исполняется на одном дыхании, не прерывается аплодисментами и антрактами. В результате получается единое произведение крупной формы, полностью овладевающее вниманием всех присутствующих в зале. Слушая ее, человек забывает обо всем, все его мысли и чувства оказываются прикованы к голосам, воздающим славу Всевышнему. Это очень красиво и торжественно.
Литургия Святого Иоанна Златоуста исполняется a cappella, то есть без музыкального сопровождения. Тем не менее, сочинение наполнено элементами симфонизма (масштабность, динамика, торжественность, наличие контрастов, экспрессия), каждая его часть вполне может исполняться не только как молитва, но и стать полноценным концертным номером.
Хор театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова на протяжении всего действа находится в боковых ложах на некотором возвышении от партера. Хормейстер и дирижер Юлия Сенюкова чутко руководит процессом из оркестровой ямы. Поскольку пение доносится сверху, ощущение неземного, сверхъестественного многократно усиливается.
Коллектив из сопрано, альтов, теноров и басов звучит настолько мощно, торжественно, сильно и светло, каждое слово так глубоко проникает в сознание слушателя, что возникает ощущение работы хора в сопровождении симфонического оркестра.
Типы певческих голосов у меня вызывают разные ассоциации: сопрано увязываю с небесной, ангельской нежностью, альтов - с сердечным теплом матери, теноров - с душевными терзаниями, басов - с безграничной силой духа. Здесь есть лирика и страсть, радость и драматизм, торжественность и помпезность.
Результатом хорового слияния становится тонкая, деликатная музыкально-драматическая канва, способная стать путеводной звездой заплутавшим, надежной опорой слабым, моральной поддержкой ищущим, ярким светом пытливым.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии