30 октября 2018 года на Основной сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова царила полифония. Вечер хоровой музыки подарил меломанам два совершенно разных духовных сочинения.
Первое отделение:
А.Г.Шнитке. Концерт для хора на стихи Г.Нарекаци (из Книги скорбных песнопений) в переводе Н.Гребнева + фрагмент романа Ф.Кафки «Процесс».
I. О Повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий…;
II. Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью черною до края…;
III. Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов…;
IV. Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим...
Исполняет хор театра «Новая Опера». Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Хоровые концерты всегда производят сильнейшее впечатление своей особенной парадной торжественностью. Принципиальное отличие этого вечера от классических аналогов в том, что на сцене было некоторое движение. Коллектив несколько раз менял свою дислокацию, что никак не повлияло на адекватное восприятие сюжета как некоего целого. Перемещение артистов в паузах между частями произведения сопровождалось ритмически адаптированным чтением фрагментов романа Ф.Кафки «Процесс».
Сочетание декламации, пения a capella (без музыкального сопровождения) и регулярного передвижения артистов напомнило мне о мистериях. И это не случайно: все, что происходило на сцене, представляло собой путешествие человека к наивысшей, крайней точке своего Бытия, кульминации самопостижения и самопознания. Такие таинства возможны лишь на закате земной жизни.
Отсутствие музыкального сопровождения представляется явлением иллюзорным. Четырехголосная полифония (сопрано, альты, тенора, басы) создает такой мощный, объемный, кристально чистый, грозный, но нежный, светлый и одухотворенный звук, что почти физически ощущается присутствие симфонического оркестра.
Несколько месяцев назад, в мае нынешнего года, этот концерт для хора был исполнен в рамках фестиваля хоровой музыки «Иное.3». Тогда жанр вечера был обозначен как акустическое путешествие. Передвижение по пространству фойе зрители осуществляли вместе с артистами. 30 октября публика сидела в зале. Двигались только певцы. Начав свой путь на сцене, заключительную часть концерта они исполняли, стоя в оркестровой яме.
Чем ближе финал пути, тем более «пытливыми» становятся умы путешественников, тем сильнее они хотят познать себя, осознать собственное место в этом мире. В начале концерта прекрасные одухотворенные голоса как бы парят, в конце обретают все более четкие земные черты, твердость образов, выразительность характеров.
Второе отделение:
С.В.Рахманинов. Литургия святого Иоанна Златоуста.
1. Благослови, душа моя, Господа;
2. Слава Отцу и Единородный;
3. Во царствии Твоем;
4. Приидите, поклонимся;
5. Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже;
6. Иже херувимы;
7. Верую;
8. Милость мира;
9. Тебе поем.
Сопрано-соло – Анастасия Хмельницкая (лауреат Международных конкурсов);
10. Достойно есть;
11. Отче наш;
12. Хвалите Господа с небес;
13. Благословен Грядый и Видехом свет истинный;
14. Да исполнятся уста наша;
15. Буди имя Господне;
16. Слава Отцу и Благочестивейшаго.
Исполняет хор театра «Новая Опера». Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Многовековые традиции русской православной церкви, ее гимны и псалмы объединились в авторской канонической литургии С.В.Рахманинова. Это очень светлое, возвышенное сочинение обладает особым свойством очищать душу и приводить в порядок мысли. После его прослушивания мне становится очень тепло, уютно, комфортно, какая бы за окном не была погода, какое время года не значилось бы в календаре.
Артисты во время исполнения находились не на сцене, а на некотором возвышении, в ложах. Две части коллектива стояли напротив друг друга, что позволило голосам полностью завладеть пространством зала. Звук, идущий сверху, прочно, как ничто другое, ассоциируется с высоким академическим искусством.
Исполнение a capella подчеркивает кристальную чистоту, теплоту, одухотворенность, силу и красоту голосов. Божественная полифония, славящая Отца Небесного, производит неизгладимое впечатление, отправляет душу меломана в дальний полет. После таких вечеров мнение о том, что искусство лечит, может восприниматься буквально.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Первое отделение:
А.Г.Шнитке. Концерт для хора на стихи Г.Нарекаци (из Книги скорбных песнопений) в переводе Н.Гребнева + фрагмент романа Ф.Кафки «Процесс».
I. О Повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий…;
II. Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью черною до края…;
III. Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов…;
IV. Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим...
Исполняет хор театра «Новая Опера». Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Хоровые концерты всегда производят сильнейшее впечатление своей особенной парадной торжественностью. Принципиальное отличие этого вечера от классических аналогов в том, что на сцене было некоторое движение. Коллектив несколько раз менял свою дислокацию, что никак не повлияло на адекватное восприятие сюжета как некоего целого. Перемещение артистов в паузах между частями произведения сопровождалось ритмически адаптированным чтением фрагментов романа Ф.Кафки «Процесс».
Сочетание декламации, пения a capella (без музыкального сопровождения) и регулярного передвижения артистов напомнило мне о мистериях. И это не случайно: все, что происходило на сцене, представляло собой путешествие человека к наивысшей, крайней точке своего Бытия, кульминации самопостижения и самопознания. Такие таинства возможны лишь на закате земной жизни.
Отсутствие музыкального сопровождения представляется явлением иллюзорным. Четырехголосная полифония (сопрано, альты, тенора, басы) создает такой мощный, объемный, кристально чистый, грозный, но нежный, светлый и одухотворенный звук, что почти физически ощущается присутствие симфонического оркестра.
Несколько месяцев назад, в мае нынешнего года, этот концерт для хора был исполнен в рамках фестиваля хоровой музыки «Иное.3». Тогда жанр вечера был обозначен как акустическое путешествие. Передвижение по пространству фойе зрители осуществляли вместе с артистами. 30 октября публика сидела в зале. Двигались только певцы. Начав свой путь на сцене, заключительную часть концерта они исполняли, стоя в оркестровой яме.
Чем ближе финал пути, тем более «пытливыми» становятся умы путешественников, тем сильнее они хотят познать себя, осознать собственное место в этом мире. В начале концерта прекрасные одухотворенные голоса как бы парят, в конце обретают все более четкие земные черты, твердость образов, выразительность характеров.
Второе отделение:
С.В.Рахманинов. Литургия святого Иоанна Златоуста.
1. Благослови, душа моя, Господа;
2. Слава Отцу и Единородный;
3. Во царствии Твоем;
4. Приидите, поклонимся;
5. Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже;
6. Иже херувимы;
7. Верую;
8. Милость мира;
9. Тебе поем.
Сопрано-соло – Анастасия Хмельницкая (лауреат Международных конкурсов);
10. Достойно есть;
11. Отче наш;
12. Хвалите Господа с небес;
13. Благословен Грядый и Видехом свет истинный;
14. Да исполнятся уста наша;
15. Буди имя Господне;
16. Слава Отцу и Благочестивейшаго.
Исполняет хор театра «Новая Опера». Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Многовековые традиции русской православной церкви, ее гимны и псалмы объединились в авторской канонической литургии С.В.Рахманинова. Это очень светлое, возвышенное сочинение обладает особым свойством очищать душу и приводить в порядок мысли. После его прослушивания мне становится очень тепло, уютно, комфортно, какая бы за окном не была погода, какое время года не значилось бы в календаре.
Артисты во время исполнения находились не на сцене, а на некотором возвышении, в ложах. Две части коллектива стояли напротив друг друга, что позволило голосам полностью завладеть пространством зала. Звук, идущий сверху, прочно, как ничто другое, ассоциируется с высоким академическим искусством.
Исполнение a capella подчеркивает кристальную чистоту, теплоту, одухотворенность, силу и красоту голосов. Божественная полифония, славящая Отца Небесного, производит неизгладимое впечатление, отправляет душу меломана в дальний полет. После таких вечеров мнение о том, что искусство лечит, может восприниматься буквально.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии