4 февраля 2020 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло очередное представление хорового спектакля-концерта «Черное. Шаги босиком». Музыкальная основа уникального действа – спиричуэлс (духовные песни афроамериканского народа).
Режиссер: Алексей Вэйро.
Художник: Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая Маска»).
Граффити: Дима Аблек, Паша Объект.
Исполнители: камерный хор театра «Новая Опера».
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Соло:
Кирилл Троицкий;
Сергей Каныгин;
Наталья Кириллова;
Владимир Федоткин;
Елена Хорошенина.
Соло на инструментах:
Мелодическая гармоника: Андрей Стебеньков;
Гитара: Данил Литвинов, Кирилл Троицкий;
Бас-гитара: Кирилл Троицкий;
Перкуссия: Владимир Банковский, Ольга Севастьянова, Андрей Стебеньков, Кирилл Троицкий.
Сопрано:
Екатерина Большунова, Юлия Васильева, Мария Герасименко, Татьяна Гуляева, Юлия Журавлева, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина.
Альты:
Людмила Дроздова, Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Севастьянова (лауреат Международного конкурса).
Тенора:
Ярослав Зайцев, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Павел Саморуков, Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов).
Басы:
Владимир Банковский, Сергей Каныгин, Данил Литвинов (лауреат Международного конкурса), Иван Петров (лауреат Международного конкурса), Кирилл Троицкий, Василий Фунтиков.
Музыкально-драматическая основа уникального спектакля-концерта – парад спиричуэлс:
Were you there - «Был ты там?» (аранжировка H.T.Burleigh);
Wade in the water - «Окунись в воду» (аранжировка S.Schultz-Kokerbeck);
Ride the chariot - «Управляй колесницей» (аранжировка W.H.Smith);
Go tell it on the mountain - «С горы ты разнеси весть» (аранжировка P.Mussino);
Witness - «Свидетель Господа» (аранжировка J.Halloran);
Sometimes I feel like a motherless child - «Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери» (аранжировка J.Klimek);
Oh, freemom! – «О, свобода!» (переложение Т.Шатковской-Айзенберг);
God’s gonna set this world on fire - «Бог предаст этот мир огню» (аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan);
Amazing grace - «Чудесная благодать» (христианский гимн);
I got shoes - «У меня есть обувь» (аранжировка A.Parker, R.Shaw);
The battle of Jericho - «Битва при Ерихоне» (аранжировка M.Hogan);
Down to the river to pray - «У реки молитву вознесу» (аранжировка M.Noia);
Пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson):
Steal away - «Прикоснуться к Богу»;
Nobody knows the trouble I see - «Никто не знает, как мне трудно»;
Standing in the need of prayer - «Прими мою молитву»;
Swing low, sweet chariot - «Легко колесница несет»;
Deep river - «Глубокая река»;
I’m gonna sing - «Я буду петь» (традиционные песнопения);
Do, Lord - «Боже, вспомни обо мне» (аранжировка E.Flathers);
Elijah Rock - «Пророк Илия» (аранжировка M.Hogan);
Dry bones - «Сухие кости» (аранжировка L.Jerhart);
Ride on, Jesus, ride - «Скачи, Иисус» (аранжировка G.Hamilton);
Kumbayah - «Будь рядом с нами» (аранжировка L.Juras).
Также звучит:
Б.Окуджава. «На фоне Пушкина снимается семейство».
«Черное» - живой организм», спектакль, у которого есть сердце и душа. Он живет, растет, меняется, развивается, постепенно обретает форму, стиль, характер и настроение. Жанр постановки режиссер Алексей Вэйро называет «представлением без представления». Здесь есть место постоянным элементам и импровизациям. Первое – музыкальный материал, в который изредка добавляются новые композиции в оригинальных аранжировках. Второе касается всего, что происходит на сцене, что связывает между собой выбранные спиричуэлс. Действия артистов, основанные на экспромтах, всякий раз приводят к тому, что зрители становятся свидетелями рождения нового перформанса.
Спиричуэлс – неотъемлемый элемент национальной музыкальной культуры афроамериканцев. Зародился он на юге США на рубеже XVIII – XIX веков, когда на американский континент было завезено и порабощено множество чернокожих африканцев. Представляют собой духовные песни. В музыкально-лирическом плане это смесь британских баллад и протестантских гимнов.
Песни в спектакле в большинстве своем исполняются a cappella, но постоянно создается ощущение, что объемное, мощное, прочувствованное многоголосие звучит в сопровождении симфонического оркестра. Мелодии напоминают о таких популярных видах музыкального искусства, как джаз и рок, в том числе рок-опера.
Порабощенные афроамериканцы пробовали приобщиться к национальной религии огромной страны, в которую их забросила судьба. В своих молитвах они обращаются к библейским ветхо- и новозаветным персонажам, эти речи отличаются простотой, искренностью, возможно, некоторой фривольностью и фамильярностью.
Герои спектакля – простые люди, с Богом и пророками они разговаривают душевно, открыто, как со старыми добрыми друзьями. В американских многоголосных речах есть мотивы счастья, радости, надежды, веры, любви, отчаяния, оптимизма, пессимизма, безысходности, борьбы за свое место под солнцем и т.д.
Живут наши герои в мрачных подвалах, чьи стены изрисованы пестрыми граффити и слегка подсвечены неоновыми гирляндами. Обитая во мраке, люди стремятся к свету. Все это ощущается в их песнях, в том, как они живут, обращаются друг с другом, танцуют, веселятся, волнуются, скорбят, встречаются, влюбляются, женятся, рожают детей, работают, отдыхают.
Музыка дарит хорошее настроение. Артисты камерного хора театра «Новая Опера», как добрые волшебники, колдуют, создают уютную атмосферу в зале, несут заряд позитива и оптимизма.
«Шаги босиком». Это словосочетание было добавлено к названию спектакля недавно. Оно полностью соответствует нашему представлению о жизни афроамериканских невольников. В таком виде, без обуви, гораздо удобнее зайтись в безумной, энергичной, раскрепощающей, на время избавляющей от всех комплексов и волнений пляске в компании единомышленников и друзей. «Шаги босиком» очищают сознание и душу наших героев, ускоряют их погружение в национальную американскую музыкальную культуру, приближают их к Богу. С надеждой на это в финале звучит песня Kumbayah, my Lord! («Будь рядом с нами, Господи!»).
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Режиссер: Алексей Вэйро.
Художник: Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая Маска»).
Граффити: Дима Аблек, Паша Объект.
Исполнители: камерный хор театра «Новая Опера».
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Соло:
Кирилл Троицкий;
Сергей Каныгин;
Наталья Кириллова;
Владимир Федоткин;
Елена Хорошенина.
Соло на инструментах:
Мелодическая гармоника: Андрей Стебеньков;
Гитара: Данил Литвинов, Кирилл Троицкий;
Бас-гитара: Кирилл Троицкий;
Перкуссия: Владимир Банковский, Ольга Севастьянова, Андрей Стебеньков, Кирилл Троицкий.
Сопрано:
Екатерина Большунова, Юлия Васильева, Мария Герасименко, Татьяна Гуляева, Юлия Журавлева, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина.
Альты:
Людмила Дроздова, Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Севастьянова (лауреат Международного конкурса).
Тенора:
Ярослав Зайцев, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Павел Саморуков, Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов).
Басы:
Владимир Банковский, Сергей Каныгин, Данил Литвинов (лауреат Международного конкурса), Иван Петров (лауреат Международного конкурса), Кирилл Троицкий, Василий Фунтиков.
Музыкально-драматическая основа уникального спектакля-концерта – парад спиричуэлс:
Were you there - «Был ты там?» (аранжировка H.T.Burleigh);
Wade in the water - «Окунись в воду» (аранжировка S.Schultz-Kokerbeck);
Ride the chariot - «Управляй колесницей» (аранжировка W.H.Smith);
Go tell it on the mountain - «С горы ты разнеси весть» (аранжировка P.Mussino);
Witness - «Свидетель Господа» (аранжировка J.Halloran);
Sometimes I feel like a motherless child - «Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери» (аранжировка J.Klimek);
Oh, freemom! – «О, свобода!» (переложение Т.Шатковской-Айзенберг);
God’s gonna set this world on fire - «Бог предаст этот мир огню» (аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan);
Amazing grace - «Чудесная благодать» (христианский гимн);
I got shoes - «У меня есть обувь» (аранжировка A.Parker, R.Shaw);
The battle of Jericho - «Битва при Ерихоне» (аранжировка M.Hogan);
Down to the river to pray - «У реки молитву вознесу» (аранжировка M.Noia);
Пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson):
Steal away - «Прикоснуться к Богу»;
Nobody knows the trouble I see - «Никто не знает, как мне трудно»;
Standing in the need of prayer - «Прими мою молитву»;
Swing low, sweet chariot - «Легко колесница несет»;
Deep river - «Глубокая река»;
I’m gonna sing - «Я буду петь» (традиционные песнопения);
Do, Lord - «Боже, вспомни обо мне» (аранжировка E.Flathers);
Elijah Rock - «Пророк Илия» (аранжировка M.Hogan);
Dry bones - «Сухие кости» (аранжировка L.Jerhart);
Ride on, Jesus, ride - «Скачи, Иисус» (аранжировка G.Hamilton);
Kumbayah - «Будь рядом с нами» (аранжировка L.Juras).
Также звучит:
Б.Окуджава. «На фоне Пушкина снимается семейство».
«Черное» - живой организм», спектакль, у которого есть сердце и душа. Он живет, растет, меняется, развивается, постепенно обретает форму, стиль, характер и настроение. Жанр постановки режиссер Алексей Вэйро называет «представлением без представления». Здесь есть место постоянным элементам и импровизациям. Первое – музыкальный материал, в который изредка добавляются новые композиции в оригинальных аранжировках. Второе касается всего, что происходит на сцене, что связывает между собой выбранные спиричуэлс. Действия артистов, основанные на экспромтах, всякий раз приводят к тому, что зрители становятся свидетелями рождения нового перформанса.
Спиричуэлс – неотъемлемый элемент национальной музыкальной культуры афроамериканцев. Зародился он на юге США на рубеже XVIII – XIX веков, когда на американский континент было завезено и порабощено множество чернокожих африканцев. Представляют собой духовные песни. В музыкально-лирическом плане это смесь британских баллад и протестантских гимнов.
Песни в спектакле в большинстве своем исполняются a cappella, но постоянно создается ощущение, что объемное, мощное, прочувствованное многоголосие звучит в сопровождении симфонического оркестра. Мелодии напоминают о таких популярных видах музыкального искусства, как джаз и рок, в том числе рок-опера.
Порабощенные афроамериканцы пробовали приобщиться к национальной религии огромной страны, в которую их забросила судьба. В своих молитвах они обращаются к библейским ветхо- и новозаветным персонажам, эти речи отличаются простотой, искренностью, возможно, некоторой фривольностью и фамильярностью.
Герои спектакля – простые люди, с Богом и пророками они разговаривают душевно, открыто, как со старыми добрыми друзьями. В американских многоголосных речах есть мотивы счастья, радости, надежды, веры, любви, отчаяния, оптимизма, пессимизма, безысходности, борьбы за свое место под солнцем и т.д.
Живут наши герои в мрачных подвалах, чьи стены изрисованы пестрыми граффити и слегка подсвечены неоновыми гирляндами. Обитая во мраке, люди стремятся к свету. Все это ощущается в их песнях, в том, как они живут, обращаются друг с другом, танцуют, веселятся, волнуются, скорбят, встречаются, влюбляются, женятся, рожают детей, работают, отдыхают.
Музыка дарит хорошее настроение. Артисты камерного хора театра «Новая Опера», как добрые волшебники, колдуют, создают уютную атмосферу в зале, несут заряд позитива и оптимизма.
«Шаги босиком». Это словосочетание было добавлено к названию спектакля недавно. Оно полностью соответствует нашему представлению о жизни афроамериканских невольников. В таком виде, без обуви, гораздо удобнее зайтись в безумной, энергичной, раскрепощающей, на время избавляющей от всех комплексов и волнений пляске в компании единомышленников и друзей. «Шаги босиком» очищают сознание и душу наших героев, ускоряют их погружение в национальную американскую музыкальную культуру, приближают их к Богу. С надеждой на это в финале звучит песня Kumbayah, my Lord! («Будь рядом с нами, Господи!»).
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии