8 ноября 2018 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел спектакль «Черное». В исполнении артистов камерного хора прозвучали духовные произведения афроамериканцев – спиричуэлс.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Художник – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Граффити – Дима Аблек, Паша Объект.
Камерный хор театра «Новая Опера»:
Сопрано:
Екатерина Большунова, Юлия Васильева, Татьяна Гуляева, Юлия Журавлева, Мария Кондратюк, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина.
Альты:
Наталья Кириллова, Людмила Козлова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Пухальская (лауреат Международного конкурса).
Тенора:
Михаил Воробьев, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Павел Саморуков, Андрей Стебеньков, Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов).
Басы:
Владимир Банковский, Сергей Каныгин, Иван Петров (лауреат Международного конкурса), Кирилл Троицкий, Василий Фунтиков.
Соло:
Михаил Воробьев;
Сергей Каныгин;
Наталья Кириллова;
Владимир Федоткин;
Елена Хорошенина.
Инструментальное сопровождение:
Мелодическая гармоника – Михаил Воробьев;
Бас-гитара – Кирилл Троицкий;
Перкуссия – Ольга Пухальская, Андрей Стебеньков, Кирилл Троицкий.
В спектакле звучат спиричуэлс:
Were you there - «Был ты там?» (аранжировка H.T.Burleigh);
Wade in the water - «Окунись в воду» (аранжировка S.Schultz-Kokerbeck);
Ride the chariot - «Управляй колесницей» (аранжировка W.H.Smith);
Go tell it on the mountain - «С горы ты разнеси весть» (аранжировка P.Mussino);
Witness - «Свидетель Господа» (аранжировка J.Halloran);
Sometimes I feel like a motherless child - «Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери» (аранжировка J.Klimek);
God’s gonna set this world on fire - «Бог предаст этот мир огню» (аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan);
Amazing grace - «Чудесная благодать» (христианский гимн);
I got shoes - «У меня есть обувь» (аранжировка A.Parker, R.Shaw);
The battle of Jericho - «Битва при Ерихоне» (аранжировка M.Hogan);
Down to the river to pray - «У реки молитву вознесу» (аранжировка M.Noia);
Пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson):
Steal away - «Прикоснуться к Богу»;
Nobody knows the trouble I see - «Никто не знает, как мне трудно»;
Standing in the need of prayer - «Прими мою молитву»;
Swing low, sweet chariot - «Легко колесница несет»;
Deep river - «Глубокая река»;
I’m gonna sing - «Я буду петь» (традиционные песнопения);
Do, Lord - «Боже, вспомни обо мне» (аранжировка E.Flathers);
Elijah Rock - «Пророк Илия» (аранжировка M.Hogan);
Dry bones - «Сухие кости» (аранжировка L.Jerhart);
Ride on, Jesus, ride - «Скачи, Иисус» (аранжировка G.Hamilton);
Kumbayah - «Будь рядом с нами» (аранжировка L.Juras).
Также звучит:
Б.Окуджава. «На фоне Пушкина снимается семейство».
Мелодическая основа спектакля – спиричуэлс. Это особое явление в мировой культуре. Духовные песни афроамериканцев официально были названы музыкальным жанром в последней трети XIX века. По сути, это – своего рода модификация песен, которыми грели душу чернокожие рабы американского Юга.
Спиричуэлс в основе своей имеют духовные гимны, которые завезли на американский континент белые переселенцы. Иностранные мелодии несколько видоизменились, обрели самобытный национальный колорит. Можно сказать, что спиричуэлс – это облегченные католические молитвы, поданные в понятной для афроамериканцев форме. Позднее эти мелодии стали основой для зарождения любимого многими рода музыкального искусства – джаза. Действительно, внимательно слушая каждый номер спектакля «Черное», можно уловить ритмы, характерные для знаменитых импровизированных миниатюр, блюзов и т.д.
А импровизации в этой уникальной постановке повсюду. Происходящее на сцене никогда не повторяется. Каждый раз зрители видят совершенно разные спектакли. Музыка – основа всего. Антураж меняется от представления к представлению. Герои – обыкновенные люди, представители афроамериканского народа. Их жизнь на американском континенте началась с попадания в рабство. Народ пленен, но не сломлен.
Звучат духовные песни, вокруг – яркие граффити, слабо освещенные неоновыми лампами. Герои живут, встречаются, расстаются, влюбляются, заводят семью, верят, надеются, любят, работают, отдыхают, грустят, веселятся, страдают, рождаются, умирают… В их сердцах живет свет, в глазах и душах – чистота. Чудесная музыка придает им силы двигаться дальше, несмотря ни на что. Люди всегда вместе, они верны и преданны друг другу.
Голоса артистов рисуют сложные, многогранные образы мужчин, женщин, отцов, матерей, братьев, сестер, родных, друзей, воинов. Мягкость и доброта, сила и уверенность, смех и слезы, радость и печаль, любовь и надежда, - все смешалось в чудесной полифонии с импровизационно-джазовым оттенком.
Гармоничное сосуществование персонажей в спектакле, безоговорочная вера каждого участника в предлагаемые обстоятельства, тщательное выстраивание образов напомнили о знаменитых мюзиклах Л.Бернстайна, Э.Ллойд-Уэббера и других композиторов. Все это – яркие примеры того, как элемент национальной культуры может послужить основой для грандиозного действа.
Спектакль «Черное» всегда оставляет очень светлое впечатление, наполняет добром, дарит мощный заряд положительной энергии. А как же иначе, ведь духовная музыка окрыляет! А в такой оригинальной подаче еще и несет с собой множество любопытных открытий.
Череда магических ритуалов, общение с духами предков, афроамериканские танцы - все это стимулирует внимательно взглянуть на афроамериканскую культуру, попытаться проникнуть в самую ее суть.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Художник – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Граффити – Дима Аблек, Паша Объект.
Камерный хор театра «Новая Опера»:
Сопрано:
Екатерина Большунова, Юлия Васильева, Татьяна Гуляева, Юлия Журавлева, Мария Кондратюк, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина.
Альты:
Наталья Кириллова, Людмила Козлова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Пухальская (лауреат Международного конкурса).
Тенора:
Михаил Воробьев, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Павел Саморуков, Андрей Стебеньков, Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов).
Басы:
Владимир Банковский, Сергей Каныгин, Иван Петров (лауреат Международного конкурса), Кирилл Троицкий, Василий Фунтиков.
Соло:
Михаил Воробьев;
Сергей Каныгин;
Наталья Кириллова;
Владимир Федоткин;
Елена Хорошенина.
Инструментальное сопровождение:
Мелодическая гармоника – Михаил Воробьев;
Бас-гитара – Кирилл Троицкий;
Перкуссия – Ольга Пухальская, Андрей Стебеньков, Кирилл Троицкий.
В спектакле звучат спиричуэлс:
Were you there - «Был ты там?» (аранжировка H.T.Burleigh);
Wade in the water - «Окунись в воду» (аранжировка S.Schultz-Kokerbeck);
Ride the chariot - «Управляй колесницей» (аранжировка W.H.Smith);
Go tell it on the mountain - «С горы ты разнеси весть» (аранжировка P.Mussino);
Witness - «Свидетель Господа» (аранжировка J.Halloran);
Sometimes I feel like a motherless child - «Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери» (аранжировка J.Klimek);
God’s gonna set this world on fire - «Бог предаст этот мир огню» (аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan);
Amazing grace - «Чудесная благодать» (христианский гимн);
I got shoes - «У меня есть обувь» (аранжировка A.Parker, R.Shaw);
The battle of Jericho - «Битва при Ерихоне» (аранжировка M.Hogan);
Down to the river to pray - «У реки молитву вознесу» (аранжировка M.Noia);
Пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson):
Steal away - «Прикоснуться к Богу»;
Nobody knows the trouble I see - «Никто не знает, как мне трудно»;
Standing in the need of prayer - «Прими мою молитву»;
Swing low, sweet chariot - «Легко колесница несет»;
Deep river - «Глубокая река»;
I’m gonna sing - «Я буду петь» (традиционные песнопения);
Do, Lord - «Боже, вспомни обо мне» (аранжировка E.Flathers);
Elijah Rock - «Пророк Илия» (аранжировка M.Hogan);
Dry bones - «Сухие кости» (аранжировка L.Jerhart);
Ride on, Jesus, ride - «Скачи, Иисус» (аранжировка G.Hamilton);
Kumbayah - «Будь рядом с нами» (аранжировка L.Juras).
Также звучит:
Б.Окуджава. «На фоне Пушкина снимается семейство».
Мелодическая основа спектакля – спиричуэлс. Это особое явление в мировой культуре. Духовные песни афроамериканцев официально были названы музыкальным жанром в последней трети XIX века. По сути, это – своего рода модификация песен, которыми грели душу чернокожие рабы американского Юга.
Спиричуэлс в основе своей имеют духовные гимны, которые завезли на американский континент белые переселенцы. Иностранные мелодии несколько видоизменились, обрели самобытный национальный колорит. Можно сказать, что спиричуэлс – это облегченные католические молитвы, поданные в понятной для афроамериканцев форме. Позднее эти мелодии стали основой для зарождения любимого многими рода музыкального искусства – джаза. Действительно, внимательно слушая каждый номер спектакля «Черное», можно уловить ритмы, характерные для знаменитых импровизированных миниатюр, блюзов и т.д.
А импровизации в этой уникальной постановке повсюду. Происходящее на сцене никогда не повторяется. Каждый раз зрители видят совершенно разные спектакли. Музыка – основа всего. Антураж меняется от представления к представлению. Герои – обыкновенные люди, представители афроамериканского народа. Их жизнь на американском континенте началась с попадания в рабство. Народ пленен, но не сломлен.
Звучат духовные песни, вокруг – яркие граффити, слабо освещенные неоновыми лампами. Герои живут, встречаются, расстаются, влюбляются, заводят семью, верят, надеются, любят, работают, отдыхают, грустят, веселятся, страдают, рождаются, умирают… В их сердцах живет свет, в глазах и душах – чистота. Чудесная музыка придает им силы двигаться дальше, несмотря ни на что. Люди всегда вместе, они верны и преданны друг другу.
Голоса артистов рисуют сложные, многогранные образы мужчин, женщин, отцов, матерей, братьев, сестер, родных, друзей, воинов. Мягкость и доброта, сила и уверенность, смех и слезы, радость и печаль, любовь и надежда, - все смешалось в чудесной полифонии с импровизационно-джазовым оттенком.
Гармоничное сосуществование персонажей в спектакле, безоговорочная вера каждого участника в предлагаемые обстоятельства, тщательное выстраивание образов напомнили о знаменитых мюзиклах Л.Бернстайна, Э.Ллойд-Уэббера и других композиторов. Все это – яркие примеры того, как элемент национальной культуры может послужить основой для грандиозного действа.
Спектакль «Черное» всегда оставляет очень светлое впечатление, наполняет добром, дарит мощный заряд положительной энергии. А как же иначе, ведь духовная музыка окрыляет! А в такой оригинальной подаче еще и несет с собой множество любопытных открытий.
Череда магических ритуалов, общение с духами предков, афроамериканские танцы - все это стимулирует внимательно взглянуть на афроамериканскую культуру, попытаться проникнуть в самую ее суть.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии