История переселения африканских народов на территорию США ознаменовалось как минимум одним важным явлением в мировой музыкальной культуре. Порабощенные люди с иным цветом кожи, бывшие по рождению язычниками, на новом месте жительства приняли христианство. Обращенные в другую веру, они, окрыленные надеждой на спасение от рабской зависимости и дальнейшую лучшую участь, молились Богу очень горячо и искренне. Духовные песни получили название «спиричуэлс». Развитие этого вида народного творчества впоследствии привело к возникновению популярного направления в искусстве – джаза.
Афроамериканский музыкальный фольклор стал основой уникального спектакля «Черное», играющегося в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 24 мая 2016 года постановку можно было увидеть в рамках фестиваля хоровой музыки «Иное». Режиссер – Алексей Вэйро. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Художник – Этель Иошпа. Граффити – Дима Аблек и Паша Объект. Герои действа – артисты камерного хора театра: сопрано – Екатерина Большунова, Татьяна Гуляева, Мария Кондратюк, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина; альты – Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Пухальская; тенора – Михаил Воробьев, Алексей Ломакин, Евгений Моисеев, Андрей Стебеньков, Владимир Федоткин; басы – Эдуард Бабий, Сергей Каныгин, Иван Петров, Владимир Стрельцов, Алмаз Сунгатулин, Кирилл Троицкий.
Визуальное решение спектакля – замкнутое пространство, расписанное яркими граффити. На полу – огромный ковер. В середине – священный круг, внутри которого и происходит действие. Герои – люди с иным цветом кожи, попавшие в силу определенных обстоятельств в тяжелые условия. Но жизнь их мало отличается от привычной нам. Точно также они радуются и печалятся, веселятся и горюют, смеются и страдают, молятся и танцуют, ссорятся и мирятся, пируют и отдыхают, верят и надеются, любят и ненавидят…
Во всех жизненных ситуациях героев спектакля вдохновляют прекрасные песни: «Were you there?» («Был ты там?», аранжировка Н.Т.Burleigh), «Wade in the water» («Окунись в воду», аранжировка S.Schultz-Kokerbeck), «Ride the chariot» («Управляй колесницей», аранжировка W.H.Smith), «Go tell it on the mountain» («С горы ты разнеси весть», аранжировка P.Mussino), «Witness» («Свидетель Господа», аранжировка J.Halloran), «Sometimes I feel like a motherless child» («Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери», аранжировка J.Klimek), «God’s gonna set this world on fire» («Бог предаст этот мир огню», аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan), «Amazing grace» («Чудесная благодать», христианский гимн), «На фоне Пушкина снимается семейство» (Б.Окуджава), «I got shoes» («У меня есть обувь», аранжировка A.Parker, R.Shaw), «The battle of Jericho» («Битва при Иерихоне», аранжировка M.Hogan), «Down to the river to pray» («У реки молитву вознесу», аранжировка M.Noia), пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson): «Steal away» («Проникнуться к Богу»), «Nobody knows the trouble I see» («Никто не знает, как мне трудно»), «Standing in the need of prayer» («Прими мою молитву»), «Swing law, sweet chariot» («Легко колесница несет»), «Deep river», («Глубокая река»), «I’m gonna sing» («Я буду петь», традиционные песнопения), «Do, Lord» («Боже, вспомни обо мне», аранжировка E.Flathers), «Elijah Rock» («Пророк Илия», аранжировка M.Hogan), «Dry bones» («Сухие кости», аранжировка L.Jerhart), «Ride on, Jesus, ride» («Скачи, Иисус», аранжировка G.Hamilton), «Kumbayah» («Будь рядом с нами», аранжировка I.Juras).
Все эти мелодии когда-то родились в душах и сердцах людей, вынужденно расставшихся с одним из главных своих «сокровищ» - свободой. Это искренние, прочувствованные мотивы, в которых почти физически можно ощутить боль, отчаяние, страх, веру, надежду, несгибаемый оптимизм, неугасающий внутренний свет.
Артисты камерного хора театра «Новая Опера» передают всю сложную палитру чувств, живущих внутри «иных» людей. В ходе действа зрители становились свидетелями фантастических таинств и ритуалов, искренних молитв и эстетически-духовного взаимодействия мужского и женского начал. Тяжелейшая судьба героев спектакля «Черное» не сломила их дух. Нищета и полная зависимость от хозяев-рабовладельцев не забила индивидуальности.
Стремление афроамериканцев к новой, вольной жизни вдохновляло их на создание прекрасных произведений искусства. С течением времени из церковных песнопений спиричуэлс возникли любимые многими современными людьми джазовые ритмы, в том числе блюз, регтайм, бибоп, свинг и т.д. Отголоски этих жанров прослеживаются в использованных в спектакле аранжировках.
Свет. Оптимизм. Добро. Вера. Надежда. Любовь. Мудрость… Все эти прекрасные чувства и состояния наполнили все мое существо по окончании спектакля «Черное». Кстати, эта постановка открывает оперных артистов с совершенно новой стороны и будет интересна в том числе зрителям, не относящим себя к поклонникам классической академической музыки.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Афроамериканский музыкальный фольклор стал основой уникального спектакля «Черное», играющегося в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 24 мая 2016 года постановку можно было увидеть в рамках фестиваля хоровой музыки «Иное». Режиссер – Алексей Вэйро. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Художник – Этель Иошпа. Граффити – Дима Аблек и Паша Объект. Герои действа – артисты камерного хора театра: сопрано – Екатерина Большунова, Татьяна Гуляева, Мария Кондратюк, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина; альты – Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Пухальская; тенора – Михаил Воробьев, Алексей Ломакин, Евгений Моисеев, Андрей Стебеньков, Владимир Федоткин; басы – Эдуард Бабий, Сергей Каныгин, Иван Петров, Владимир Стрельцов, Алмаз Сунгатулин, Кирилл Троицкий.
Визуальное решение спектакля – замкнутое пространство, расписанное яркими граффити. На полу – огромный ковер. В середине – священный круг, внутри которого и происходит действие. Герои – люди с иным цветом кожи, попавшие в силу определенных обстоятельств в тяжелые условия. Но жизнь их мало отличается от привычной нам. Точно также они радуются и печалятся, веселятся и горюют, смеются и страдают, молятся и танцуют, ссорятся и мирятся, пируют и отдыхают, верят и надеются, любят и ненавидят…
Во всех жизненных ситуациях героев спектакля вдохновляют прекрасные песни: «Were you there?» («Был ты там?», аранжировка Н.Т.Burleigh), «Wade in the water» («Окунись в воду», аранжировка S.Schultz-Kokerbeck), «Ride the chariot» («Управляй колесницей», аранжировка W.H.Smith), «Go tell it on the mountain» («С горы ты разнеси весть», аранжировка P.Mussino), «Witness» («Свидетель Господа», аранжировка J.Halloran), «Sometimes I feel like a motherless child» («Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери», аранжировка J.Klimek), «God’s gonna set this world on fire» («Бог предаст этот мир огню», аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan), «Amazing grace» («Чудесная благодать», христианский гимн), «На фоне Пушкина снимается семейство» (Б.Окуджава), «I got shoes» («У меня есть обувь», аранжировка A.Parker, R.Shaw), «The battle of Jericho» («Битва при Иерихоне», аранжировка M.Hogan), «Down to the river to pray» («У реки молитву вознесу», аранжировка M.Noia), пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson): «Steal away» («Проникнуться к Богу»), «Nobody knows the trouble I see» («Никто не знает, как мне трудно»), «Standing in the need of prayer» («Прими мою молитву»), «Swing law, sweet chariot» («Легко колесница несет»), «Deep river», («Глубокая река»), «I’m gonna sing» («Я буду петь», традиционные песнопения), «Do, Lord» («Боже, вспомни обо мне», аранжировка E.Flathers), «Elijah Rock» («Пророк Илия», аранжировка M.Hogan), «Dry bones» («Сухие кости», аранжировка L.Jerhart), «Ride on, Jesus, ride» («Скачи, Иисус», аранжировка G.Hamilton), «Kumbayah» («Будь рядом с нами», аранжировка I.Juras).
Все эти мелодии когда-то родились в душах и сердцах людей, вынужденно расставшихся с одним из главных своих «сокровищ» - свободой. Это искренние, прочувствованные мотивы, в которых почти физически можно ощутить боль, отчаяние, страх, веру, надежду, несгибаемый оптимизм, неугасающий внутренний свет.
Артисты камерного хора театра «Новая Опера» передают всю сложную палитру чувств, живущих внутри «иных» людей. В ходе действа зрители становились свидетелями фантастических таинств и ритуалов, искренних молитв и эстетически-духовного взаимодействия мужского и женского начал. Тяжелейшая судьба героев спектакля «Черное» не сломила их дух. Нищета и полная зависимость от хозяев-рабовладельцев не забила индивидуальности.
Стремление афроамериканцев к новой, вольной жизни вдохновляло их на создание прекрасных произведений искусства. С течением времени из церковных песнопений спиричуэлс возникли любимые многими современными людьми джазовые ритмы, в том числе блюз, регтайм, бибоп, свинг и т.д. Отголоски этих жанров прослеживаются в использованных в спектакле аранжировках.
Свет. Оптимизм. Добро. Вера. Надежда. Любовь. Мудрость… Все эти прекрасные чувства и состояния наполнили все мое существо по окончании спектакля «Черное». Кстати, эта постановка открывает оперных артистов с совершенно новой стороны и будет интересна в том числе зрителям, не относящим себя к поклонникам классической академической музыки.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии