Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова славится своими оригинальными постановками, интересными самому широкому кругу зрителей. Это касается, прежде всего, камерных вечеров, проходящих в уютном Зеркальном фойе. Программы ставятся таким образом, что зрители ощущают себя соучастниками действа, неотъемлемой частью происходящего. Особый интерес представляют спектакли малой формы, приобретающие в этом пространстве непередаваемую глубину и оказывающие ни с чем не сравнимое воздействие на публику.
Одно из интереснейших представлений малой формы, идущих в пространстве Зеркального фойе театра «Новая Опера» - уникальный спектакль «Черное». Режиссер – Алексей Вэйро. Художник – Этель Иошпа. В постановке заняты артисты камерного хора театра: сопрано Екатерина Большунова, Юлия Васильева, Татьяна Гуляева, Юлия Журавлева, Мария Кондратюк, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина; альты Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Пухальская; тенора Михаил Воробьев, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Евгений Моисеев, Андрей Стебеньков, Владимир Федоткин; басы Сергей Каныгин, Иван Петров, Алмаз Сунгатулллин, Кирилл Троицкий, Василий Фунтиков. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Премьера состоялась 28 мая 2013 года.
Режиссер спектакля Алексей Вэйро обозначил свою постановку как «представление без представления», вариацию на тему домашнего музицирования, когда люди играют на музыкальных инструментах и поют в приватной обстановке, сами для себя, и получают от этого удовольствие и массу положительных эмоций. Вот почему за все эти годы никогда не было даже двух одинаковых «Черных». Это произведение всегда смотрится, как в первый раз. Неизменным остается лишь ощущение эйфории, не покидающее зрителей еще много часов после окончания действа. Данные строки рождаются под впечатлением от спектакля 23 мая 2017 года.
Музыкальные «корни» постановки берут свое начало в самом сердце Америки. В ее основе лежат спиричуэлс – духовные песни афроамериканского народа, «модификации» вокальных экспромтов южноамериканских рабов. Этот жанр возник в последней трети XIX века. Позднее на его базе сформировался джаз. Спиричуэлс базируются на фрагментах католических богослужений, которые активно внедрялись в обиход аборигенов американского континента многочисленными белыми переселенцами.
В спектакле «Черное» звучат такие примеры предшественников джаза, как «Were you there?» - «Был ли ты там?» (аранжировка Н.Т.Burleigh); «Wade in the water» - «Окунись в воду» (аранжировка S.Schultz-Kokerbeck), «Ride the chariot» - «Управляй колесницей» (аранжировка W.H.Smith); «Go tell it on the mountain» - «С горы ты разнеси весть» (аранжировка P.Mussino); «Witness» - «Свидетель Господа» (аранжировка J.Halloran); «Sometimes I feel like a motherless child» - «Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери» (аранжировка J.Klimek); «God’s gonna set this world on fire» - «Бог предаст этот мир огню» (аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan); «Amazing grace» - «Чудесная благодать» (христианский гимн); «I got shoes» - «У меня есть обувь» (аранжировка A.Parker, R.Shaw); «The battle of Jericho» - «Битва при Иерихоне» (аранжировка M.Hogan); «Down to the river to pray» - «У реки молитву вознесу» (аранжировка M.Noia); пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson): «Steal away» - «Проникнуться к Богу», «Nobody knows the trouble I see» - «Никто не знает, как мне трудно», «Standing in the need of prayer» - «Прими мою молитву», «Swing law, sweet chariot» - «Легко колесница несет», «Deep river» - «Глубокая река»; «I’m gonna sing» - «Я буду петь» (традиционные песнопения); «Do, Lord» - «Боже, вспомни обо мне» (аранжировка E.Flathers); «Elijah Rock» - «Пророк Илия» (аранжировка M.Hogan); «Dry bones» - «Сухие кости» (аранжировка L.Jerhart); «Ride on, Jesus, ride» - «Скачи, Иисус» (аранжировка G.Hamilton); «Kumbayah» - «Будь рядом с нами» (аранжировка I.Juras).
Каждый фрагмент спектакля – небольшая сценка, история из жизни афроамериканцев. Несмотря на непростые условия - изнуряющий труд, минимум свобод, бедность, вынужденную адаптацию к неведомой культуре, - эти люди не забывали своих истоков, собственные корни. В их песнях, основанных на элементах католических богослужений, чувствуется безграничная сила, смелость, отвага, внутренний свет, оптимизм, вера и надежда на лучшее будущее.
Сценография постановки представляет собой обособленное пространство, центром которого является огромный круг. Внутри этой фигуры и разворачиваются разнообразные события – будни и праздники, встречи и расставания, радости и печали. Многочисленные граффити и приглушенный свет напоминают магнетическую обстановку ночного клуба – места скопления «неформалов». Здесь есть яркие индивидуальности, но по-настоящему сильными эти люди могут быть только в случае полного единения.
Герои спектакля в течение всего действа совершают магические таинства и ритуалы. Возможно, так они восстанавливают физические и духовные силы, черпают жизненную энергию и творческое вдохновение. «Ритуальные» танцы и иные оригинальные действия, переплетаются с многоголосным пением (главным образом a capella). Так возникает образ «иных» людей, отличных от нас языком и цветом кожи, но умеющих думать, чувствовать и жить точно также, как и все остальные homo sapiens.
Как уже было сказано выше, «Черное» представляет собой вариацию на тему камерного домашнего музицирования. С вечером такого характера ассоциируется, прежде всего, пение под гитару. Среди многочисленных импровизаций такой «этюд» тоже встречается. Это - песня «На фоне Пушкина снимается семейство» (Б.Окуджава). Великий русский поэт также присутствует на сцене, но лишь в качестве эффектного дополнения. Помимо бас-гитары, в спектакле принимают участие такие музыкальные инструменты, как мелодическая гармоника и перкуссия.
На протяжении всего действия Зеркальное фойе находится в полумраке. Несмотря на слабое освещение (а разве можно представить себе афроамериканские поселения, горящие яркими огнями круглые сутки?), все зрители покидают театр в приподнятом, светлом настроении. Спектакль дарит щедрую порцию положительных впечатлений, душевного тепла, уюта и доброты. «Черное» - заряд позитива надолго.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Одно из интереснейших представлений малой формы, идущих в пространстве Зеркального фойе театра «Новая Опера» - уникальный спектакль «Черное». Режиссер – Алексей Вэйро. Художник – Этель Иошпа. В постановке заняты артисты камерного хора театра: сопрано Екатерина Большунова, Юлия Васильева, Татьяна Гуляева, Юлия Журавлева, Мария Кондратюк, Татьяна Малиновская, Елена Хорошенина; альты Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Венера Пахомова, Ольга Пухальская; тенора Михаил Воробьев, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Евгений Моисеев, Андрей Стебеньков, Владимир Федоткин; басы Сергей Каныгин, Иван Петров, Алмаз Сунгатулллин, Кирилл Троицкий, Василий Фунтиков. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Премьера состоялась 28 мая 2013 года.
Режиссер спектакля Алексей Вэйро обозначил свою постановку как «представление без представления», вариацию на тему домашнего музицирования, когда люди играют на музыкальных инструментах и поют в приватной обстановке, сами для себя, и получают от этого удовольствие и массу положительных эмоций. Вот почему за все эти годы никогда не было даже двух одинаковых «Черных». Это произведение всегда смотрится, как в первый раз. Неизменным остается лишь ощущение эйфории, не покидающее зрителей еще много часов после окончания действа. Данные строки рождаются под впечатлением от спектакля 23 мая 2017 года.
Музыкальные «корни» постановки берут свое начало в самом сердце Америки. В ее основе лежат спиричуэлс – духовные песни афроамериканского народа, «модификации» вокальных экспромтов южноамериканских рабов. Этот жанр возник в последней трети XIX века. Позднее на его базе сформировался джаз. Спиричуэлс базируются на фрагментах католических богослужений, которые активно внедрялись в обиход аборигенов американского континента многочисленными белыми переселенцами.
В спектакле «Черное» звучат такие примеры предшественников джаза, как «Were you there?» - «Был ли ты там?» (аранжировка Н.Т.Burleigh); «Wade in the water» - «Окунись в воду» (аранжировка S.Schultz-Kokerbeck), «Ride the chariot» - «Управляй колесницей» (аранжировка W.H.Smith); «Go tell it on the mountain» - «С горы ты разнеси весть» (аранжировка P.Mussino); «Witness» - «Свидетель Господа» (аранжировка J.Halloran); «Sometimes I feel like a motherless child» - «Иногда я чувствую себя ребенком, лишенным матери» (аранжировка J.Klimek); «God’s gonna set this world on fire» - «Бог предаст этот мир огню» (аранжировка M.Hogan, E.B.Hogan); «Amazing grace» - «Чудесная благодать» (христианский гимн); «I got shoes» - «У меня есть обувь» (аранжировка A.Parker, R.Shaw); «The battle of Jericho» - «Битва при Иерихоне» (аранжировка M.Hogan); «Down to the river to pray» - «У реки молитву вознесу» (аранжировка M.Noia); пять спиричуэлс (аранжировка J.Rawson): «Steal away» - «Проникнуться к Богу», «Nobody knows the trouble I see» - «Никто не знает, как мне трудно», «Standing in the need of prayer» - «Прими мою молитву», «Swing law, sweet chariot» - «Легко колесница несет», «Deep river» - «Глубокая река»; «I’m gonna sing» - «Я буду петь» (традиционные песнопения); «Do, Lord» - «Боже, вспомни обо мне» (аранжировка E.Flathers); «Elijah Rock» - «Пророк Илия» (аранжировка M.Hogan); «Dry bones» - «Сухие кости» (аранжировка L.Jerhart); «Ride on, Jesus, ride» - «Скачи, Иисус» (аранжировка G.Hamilton); «Kumbayah» - «Будь рядом с нами» (аранжировка I.Juras).
Каждый фрагмент спектакля – небольшая сценка, история из жизни афроамериканцев. Несмотря на непростые условия - изнуряющий труд, минимум свобод, бедность, вынужденную адаптацию к неведомой культуре, - эти люди не забывали своих истоков, собственные корни. В их песнях, основанных на элементах католических богослужений, чувствуется безграничная сила, смелость, отвага, внутренний свет, оптимизм, вера и надежда на лучшее будущее.
Сценография постановки представляет собой обособленное пространство, центром которого является огромный круг. Внутри этой фигуры и разворачиваются разнообразные события – будни и праздники, встречи и расставания, радости и печали. Многочисленные граффити и приглушенный свет напоминают магнетическую обстановку ночного клуба – места скопления «неформалов». Здесь есть яркие индивидуальности, но по-настоящему сильными эти люди могут быть только в случае полного единения.
Герои спектакля в течение всего действа совершают магические таинства и ритуалы. Возможно, так они восстанавливают физические и духовные силы, черпают жизненную энергию и творческое вдохновение. «Ритуальные» танцы и иные оригинальные действия, переплетаются с многоголосным пением (главным образом a capella). Так возникает образ «иных» людей, отличных от нас языком и цветом кожи, но умеющих думать, чувствовать и жить точно также, как и все остальные homo sapiens.
Как уже было сказано выше, «Черное» представляет собой вариацию на тему камерного домашнего музицирования. С вечером такого характера ассоциируется, прежде всего, пение под гитару. Среди многочисленных импровизаций такой «этюд» тоже встречается. Это - песня «На фоне Пушкина снимается семейство» (Б.Окуджава). Великий русский поэт также присутствует на сцене, но лишь в качестве эффектного дополнения. Помимо бас-гитары, в спектакле принимают участие такие музыкальные инструменты, как мелодическая гармоника и перкуссия.
На протяжении всего действия Зеркальное фойе находится в полумраке. Несмотря на слабое освещение (а разве можно представить себе афроамериканские поселения, горящие яркими огнями круглые сутки?), все зрители покидают театр в приподнятом, светлом настроении. Спектакль дарит щедрую порцию положительных впечатлений, душевного тепла, уюта и доброты. «Черное» - заряд позитива надолго.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии