17 ноября 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прозвучало одно из ярчайших сочинений Дж.Верди – «Трубадур» (либретто С.Каммарано, литературная основа – одноименная драма А.Г.Гутьерреса). Сюжет этого произведения развивается вокруг четырех центральных персонажей, но он настолько многосложный, что конспективно описать его в нескольких словах – задача не из легких.
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер – Марко Гандини.
Сценография – Итало Грасси.
Костюмы – Симона Моррези.
Свет – Вирджинио Леврио.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 16 декабря 2012 года.
Дирижер – Александр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).
В ролях:
Граф ди Луна – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Леонора, герцогиня – Светлана Касьян (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Азучена, цыганка – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Манрико, трубадур – Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Феррандо, приближенный графа – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Инес, наперсница Леоноры – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Рюиц, друг Манрико / Гонец – Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, тенор);
Старый цыган – Сергей Тарасов (бас);
Слуги графа, подруги Леоноры, приближенные Манрико, воины, монахини, цыгане и цыганки – артисты хора.
Соло в оркестре:
Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов, орган);
Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа).
В этом спектакле оригинальная, необычная, излишне концептуальная сценография и очень интересные, яркие, запоминающиеся костюмы. Геометрия форм просматривается и в декорациях, и во внешнем облике персонажей.
Оперный театр – уникальное место, где великая сила музыки, виртуозность вокала и глубокий драматизм артистов заставляют публику забыть про необычное визуальное обрамление постановки и сосредоточиться исключительно на сюжете и персоналиях, двигающих его вперед. Зрителям «Новой Оперы» посчастливилось увидеть именно такой спектакль: на сцене и в оркестровой яме царили блестящие исполнители, погрузившиеся в невероятные обстоятельства и заставившие поверить в них публику.
Симфонический оркестр театра под управлением Александра Самоилэ погружал зрителей в разнообразные, самобытные миры Леоноры, Манрико, Азучены и графа ди Луны, помогал проникнуть в самую суть характеров центральных персонажей, понять и принять все, что определяет их поступки. Музыкальное сопровождение, деликатно подаваемое искусным маэстро, сливалось с голосами солистов и артистов хора, составляло с ними единое целое.
Каждый персонаж – человек со своей долгой, сложной историей. Некоторым из них судьба подбросила непростое испытание уже давно, кому-то пришлось проверять силы своего духа и характера прямо по ходу действия. Злой рок определяет по разные стороны баррикад двух родных братьев, один из которых вырос в родном доме, а второй – в местах цыганского кочевья.
По-настоящему величественным, благородным, аристократичным предстал граф ди Луна в исполнении Бориса Стаценко. В этом образе сошлись воин и кавалер, яростный защитник родовой чести и ревностный обожатель прекрасной герцогини. Мощный, раскатистый, глубокий голос богатого, темного, насыщенного тембра ассоциируется с сильной личностью, скорее отрицательным персонажем. Просветление, мягкость, радость, лиризм ощущаются в характере персонажа, когда он ощущает превосходство над соперником в любовном треугольнике: чтобы спасти приговоренного к казни Манрико, Леонора готова пожертвовать собой и отдаться графу.
Светлана Касьян предстала в образе Леоноры – сильной, искренней, светлой, любящей молодой женщины, безгранично преданной своему трубадуру. Вспоминая свою первую встречу с Манрико, она излучает свет, голос звучит мягко и нежно. В начале спектакля мы видели лирическую героиню, прозрачную, тонкую, одухотворенную. Череда драматических событий способствует стремительному взрослению персонажа. В кульминационный момент герцогиня показала твердый, несгибаемый характер, глубочайший драматизм, волю, целеустремленность. Впечатляет разнообразие красок голоса певицы, от солнечных, символизирующих юность, радость, счастье и спокойствие, до мрачных, бесцветных, олицетворяющих предчувствие скорой смерти.
Трубадур Манрико в исполнении Михаила Губского – сгусток энергии, экспрессия во плоти. Его яркий, темпераментный, остро характерный голос как нельзя лучше соответствует непростой натуре главного персонажа, рожденного в богатом аристократическом доме и, в силу череды обстоятельств, выросшего среди цыган. Центральный персонаж настроен воинственно, мечет громовые молнии, душа его не знает мира и покоя.
Маргарита Некрасова предстала в роли цыганки Азучены - сильной, страшной, одержимой жаждой мести старой колдуньи. Эта героиня много лет назад стала свидетелем сожжения своей матери. Трагедия произошла в доме графа ди Луны. «Отомсти за мать!» - последние слова, которые она услышала от родного человека. Для осуществления своей цели цыганка похитила младшего из двух отпрысков старинного рода и собралась бросить его в костер. Роковая случайность: перепутав младенцев, она заживо сожгла собственного малыша. Юного аристократа забрала с собой. Когда Азучена вспоминала «дела давно минувших дней», зрители видели уставшую, охваченную ужасом и безумием старуху. Голос ее выжигал все вокруг, как тот костер, о котором шла речь в арии.
Стала ли Азучена ласковой, доброй матерью для Манрико? Да, она заботливо ухаживала за ним, пока тот залечивал ранения, полученные в очередной битве, но никогда не позволяла потерять воинственный настрой, успокоиться, пожить мирной, счастливой, свободной жизнью. Вот и получился темпераментный воин, оружие мести в руках старой цыганки, одним махом расквитавшейся с потомками человека, отдавшего много лет назад приказ казнить ее мать.
Еще один важнейший персонаж оперы – приближенный графа Феррандо (Владимир Кудашев). Этот сильный, отважный воин много лет верой и правдой служил представителям рода ди Луна. Когда-то он стал свидетелем ужасных событий, а теперь именно ему предстоит узнать в схваченной Азучене ту самую цыганку, которая 15 лет назад похитила младшего сына старого графа.
Квартет «великих голосов» и ярких артистов на два с половиной часа погрузил зрителей в мир горячих страстей, сильных, искренних чувств, суровых нравов, обычаев и традиций. Многочисленные сюжетные линии в спектакле образовались, в том числе, при помощи второстепенных персонажей – наперсницы героини Инес (Светлана Скрипкина), друга трубадура Рюица (Дмитрий Пьянов) и старого цыгана (Сергей Тарасов).
Артисты хора предстали в образах друзей, подруг, представителей окружения главных героев, воинов и монахинь. Яркая, пестрая, харизматичная, колоритная многоголосная толпа добавила в центральные образы интересных красок, сделала их характеры более живыми, близкими и понятными зрителям. Кого здесь только не было – и богатые аристократки, и одухотворенные монахини, и свободолюбивые цыгане, и доблестные солдаты.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер – Марко Гандини.
Сценография – Итало Грасси.
Костюмы – Симона Моррези.
Свет – Вирджинио Леврио.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 16 декабря 2012 года.
Дирижер – Александр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).
В ролях:
Граф ди Луна – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Леонора, герцогиня – Светлана Касьян (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Азучена, цыганка – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Манрико, трубадур – Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Феррандо, приближенный графа – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Инес, наперсница Леоноры – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Рюиц, друг Манрико / Гонец – Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, тенор);
Старый цыган – Сергей Тарасов (бас);
Слуги графа, подруги Леоноры, приближенные Манрико, воины, монахини, цыгане и цыганки – артисты хора.
Соло в оркестре:
Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов, орган);
Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа).
В этом спектакле оригинальная, необычная, излишне концептуальная сценография и очень интересные, яркие, запоминающиеся костюмы. Геометрия форм просматривается и в декорациях, и во внешнем облике персонажей.
Оперный театр – уникальное место, где великая сила музыки, виртуозность вокала и глубокий драматизм артистов заставляют публику забыть про необычное визуальное обрамление постановки и сосредоточиться исключительно на сюжете и персоналиях, двигающих его вперед. Зрителям «Новой Оперы» посчастливилось увидеть именно такой спектакль: на сцене и в оркестровой яме царили блестящие исполнители, погрузившиеся в невероятные обстоятельства и заставившие поверить в них публику.
Симфонический оркестр театра под управлением Александра Самоилэ погружал зрителей в разнообразные, самобытные миры Леоноры, Манрико, Азучены и графа ди Луны, помогал проникнуть в самую суть характеров центральных персонажей, понять и принять все, что определяет их поступки. Музыкальное сопровождение, деликатно подаваемое искусным маэстро, сливалось с голосами солистов и артистов хора, составляло с ними единое целое.
Каждый персонаж – человек со своей долгой, сложной историей. Некоторым из них судьба подбросила непростое испытание уже давно, кому-то пришлось проверять силы своего духа и характера прямо по ходу действия. Злой рок определяет по разные стороны баррикад двух родных братьев, один из которых вырос в родном доме, а второй – в местах цыганского кочевья.
По-настоящему величественным, благородным, аристократичным предстал граф ди Луна в исполнении Бориса Стаценко. В этом образе сошлись воин и кавалер, яростный защитник родовой чести и ревностный обожатель прекрасной герцогини. Мощный, раскатистый, глубокий голос богатого, темного, насыщенного тембра ассоциируется с сильной личностью, скорее отрицательным персонажем. Просветление, мягкость, радость, лиризм ощущаются в характере персонажа, когда он ощущает превосходство над соперником в любовном треугольнике: чтобы спасти приговоренного к казни Манрико, Леонора готова пожертвовать собой и отдаться графу.
Светлана Касьян предстала в образе Леоноры – сильной, искренней, светлой, любящей молодой женщины, безгранично преданной своему трубадуру. Вспоминая свою первую встречу с Манрико, она излучает свет, голос звучит мягко и нежно. В начале спектакля мы видели лирическую героиню, прозрачную, тонкую, одухотворенную. Череда драматических событий способствует стремительному взрослению персонажа. В кульминационный момент герцогиня показала твердый, несгибаемый характер, глубочайший драматизм, волю, целеустремленность. Впечатляет разнообразие красок голоса певицы, от солнечных, символизирующих юность, радость, счастье и спокойствие, до мрачных, бесцветных, олицетворяющих предчувствие скорой смерти.
Трубадур Манрико в исполнении Михаила Губского – сгусток энергии, экспрессия во плоти. Его яркий, темпераментный, остро характерный голос как нельзя лучше соответствует непростой натуре главного персонажа, рожденного в богатом аристократическом доме и, в силу череды обстоятельств, выросшего среди цыган. Центральный персонаж настроен воинственно, мечет громовые молнии, душа его не знает мира и покоя.
Маргарита Некрасова предстала в роли цыганки Азучены - сильной, страшной, одержимой жаждой мести старой колдуньи. Эта героиня много лет назад стала свидетелем сожжения своей матери. Трагедия произошла в доме графа ди Луны. «Отомсти за мать!» - последние слова, которые она услышала от родного человека. Для осуществления своей цели цыганка похитила младшего из двух отпрысков старинного рода и собралась бросить его в костер. Роковая случайность: перепутав младенцев, она заживо сожгла собственного малыша. Юного аристократа забрала с собой. Когда Азучена вспоминала «дела давно минувших дней», зрители видели уставшую, охваченную ужасом и безумием старуху. Голос ее выжигал все вокруг, как тот костер, о котором шла речь в арии.
Стала ли Азучена ласковой, доброй матерью для Манрико? Да, она заботливо ухаживала за ним, пока тот залечивал ранения, полученные в очередной битве, но никогда не позволяла потерять воинственный настрой, успокоиться, пожить мирной, счастливой, свободной жизнью. Вот и получился темпераментный воин, оружие мести в руках старой цыганки, одним махом расквитавшейся с потомками человека, отдавшего много лет назад приказ казнить ее мать.
Еще один важнейший персонаж оперы – приближенный графа Феррандо (Владимир Кудашев). Этот сильный, отважный воин много лет верой и правдой служил представителям рода ди Луна. Когда-то он стал свидетелем ужасных событий, а теперь именно ему предстоит узнать в схваченной Азучене ту самую цыганку, которая 15 лет назад похитила младшего сына старого графа.
Квартет «великих голосов» и ярких артистов на два с половиной часа погрузил зрителей в мир горячих страстей, сильных, искренних чувств, суровых нравов, обычаев и традиций. Многочисленные сюжетные линии в спектакле образовались, в том числе, при помощи второстепенных персонажей – наперсницы героини Инес (Светлана Скрипкина), друга трубадура Рюица (Дмитрий Пьянов) и старого цыгана (Сергей Тарасов).
Артисты хора предстали в образах друзей, подруг, представителей окружения главных героев, воинов и монахинь. Яркая, пестрая, харизматичная, колоритная многоголосная толпа добавила в центральные образы интересных красок, сделала их характеры более живыми, близкими и понятными зрителям. Кого здесь только не было – и богатые аристократки, и одухотворенные монахини, и свободолюбивые цыгане, и доблестные солдаты.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии