интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Пять великих голосов и самый запутанный сюжет в четвертый вечер фестиваля Вероники Джиоевой "Пространство оперы"

 
 
 

Пять великих голосов и самый запутанный сюжет в четвертый вечер фестиваля Вероники Джиоевой "Пространство оперы"

Автор: Ольга Пурчинская от 19-03-2018, 04:49, посмотрело: 1262

Пять великих голосов и самый запутанный сюжет в четвертый вечер фестиваля Вероники Джиоевой "Пространство оперы"17 марта 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел четвертый вечер фестиваля Вероники Джиоевой (Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания, Народная артистка Республики Южная Осетия, сопрано) «Пространство оперы». Еще один штрих к творческому портрету певицы в пяти частях – «Трубадур» Джузеппе Верди.
Либретто Сальваторе Каммарано.
Литературная основа – одноименная драма Антонио Гарсиа Гутьерреса.

Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.

В ролях:
Граф ди ЛунаСергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Леонора, герцогиняВероника Джиоева;
Азучена, цыганкаАнастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Манрико, трубадурХачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Феррандо, приближенный графаВиталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Инес, наперсница ЛеонорыИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Рюиц, друг Манрико / ГонецМаксим Остроухов (тенор);
Старый цыганДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Слуги графа, подруги Леоноры, монахини, приближенные Манрико, воины, цыгане и цыганки – артисты хора.

Соло в оркестре:
Анна Маргулис (Заслуженная артистка России, орган);
Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа).

Несмотря на то, что опера прозвучала в концертном исполнении, у меня создалось устойчивое ощущение присутствия на спектакле. Музыкальный материал и работы солистов и артистов хора настолько сильны и глубоки, образы такие живые, искренние и естественные, что казалось, будто все происходит по-настоящему. Сила искусства позволила представить самые разные картины, от светлых и прекрасных (сквозная тема любви Манрико и Леоноры) до мрачных и чудовищных (история Азучены и графского сына). Тщательно продуманные музыкально-драматические образы, яркие сольные номера, восхитительные ансамбли и массовые сцены полностью поглощают внимание зрителя, заставляют его почувствовать себя не сторонним наблюдателем, а соучастником поистине грандиозного действа.

«Трубадур» - опера со сложным, запутанным сюжетом. Здесь пересекаются и сплетаются в живописное панно несколько сюжетных линий. Симфонический оркестр театра под управлением Евгения Самойлова красками музыки углубляет и оживляет внутренние миры каждого центрального персонажа – Манрико, Леоноры, Азучены и графа ди Луны. Также предстают такие разные среды обитания или вынужденного пребывания героев – замок графа, цыганский табор, лагерь и тюремная башня. Мрачные, агрессивные мотивы войны сосуществуют с нежными, светлыми, трепетными лирическими мелодиями, а открытые, порывистые эмоции – с драмами, живущими глубоко в душах героев.

Когда-то легендарный тенор Энрико Карузо сказал, что для исполнения оперы «Трубадур» необходимо четыре великих певца. Действительно, партии ключевых персонажей сложны и интересны. Выдающиеся солисты не просто поют, они гармонично живут в предлагаемых обстоятельствах. Каждому слову, жесту, эмоции я верила безоговорочно, что максимально усилило ощущение присутствия на спектакле. Великий шедевр Дж.Верди в исполнении наших блестящих современников, истинных жемчужин театральной сцены, обрел четкие очертания и выразительную форму.

Сила и нежность. Трепет и страсть. Воля и характер. Отчаяние и смелость. Хрупкость и решительность. Все эти черты соединились в образе герцогини Леоноры, созданном Вероникой Джиоевой (дебют в партии). В голосе певицы потрясающе сочетаются глубина и легкость, богатство красок, широта души, завораживающая мягкость и теплота. Красота тембра и яркое актерское дарование заставляют сопереживать героине, верить каждому слову и действию. В кульминационный момент истории, когда Леонора принимает яд, казалось, что вместе с ней похолодело не одно сердце в зале!

Титульный персонаж оперы – Манрико, трубадур, выросший в условиях цыганского кочевья и ставший впоследствии лидером армии повстанцев.
Хачатур Бадалян создал образ бравого воина, преданного сына и горячего, пылкого, страстного влюбленного. Голос его выражает и теплоту, и агрессию, и любовь, и ненависть, и добро, и зло, и тепло, и холод, и верность, и благородство. Осанка, взгляд, мимика и жесты выдают аристократа, хотя об истинном совеем происхождении (потомок графского рода, похищенный в раннем детстве цыганкой) он и не догадывается. В кульминационный момент сердце героя кипит от страсти, в глазах его горит лихорадочный огонь, а добела раскаленный голос буквально рассекает атмосферу.

«Отомсти за мать!». Эта короткая фраза стала смыслом жизни цыганки Азучены. Много лет назад она увидела, как ее мать заживо сожгли на костре. В последние секунды жизни та произнесла слова, навсегда впечатавшиеся в сознание ее дочери. Месть оказалась жестокой и ужасной. Был похищен младший сын графа ди Луны. Цыганка собиралась бросить его в костер, но вместо ребенка врага уничтожила своего собственного малыша. Возможно, именно тогда рассудок ее помутился, и Азучена сошла с ума.
Анастасия Бибичева создала образ, в котором уживаются меланхолия и лихорадка, печаль и злоба, мрак и мистика, ужас и отчаяние. Огонь в глазах героини давно погас, и разгорается с новой силой лишь при возвращении к мысли о «миссии». «Отомсти за мать!». Короткие три слова оказывают на героиню ментальное, гипнотическое воздействие. Старая, уставшая от жизни цыганка мгновенно преображается: взгляд становится решительным, осанка – волевой. Грустный, «потухший» голос мгновенно обретает яркие краски, невероятную силу, мощь, оттенки страсти, ужаса, гнева и горячей ненависти. А ведь еще совсем недавно это была мать, выхаживающая тяжело раненного в неравном бою сына! От тепла, мягкости и искренней заботы не осталось и следа. Ведь все это делалось для достижения глобальной жестокой цели.

Сильный, целеустремленный, наделенный властью, одержимый страстью и страдающий от неразделенной любви. Таков портрет еще одного ключевого персонажа оперы – графа ди Луны. Образ, созданный Сергеем Мурзаевым, поражает глубиной и замкнутостью чувств. Истинный аристократ! Все переживания, мучения и мысли героя переданы голосом – насыщенным, выразительным, мощным. Смелость и отвага, боль и отчаяние, жестокость и решимость, разум и расчет в исполнении глубокого, красивого, пряного, бархатистого баритона яркими, четкими мазками ложились на музыкально-драматический портрет одного из оперных «злодеев».

Не менее важен, на мой взгляд, в этой опере и пятый голос - самый низкий, бас. Виталий Ефанов исполнил партию Феррандо, военачальника из ближайшего окружения графа ди Луны. Этот персонаж всегда оказывается там, где он нужен. Голос его стремительно заполняет пространство зала, каждое слово впечатывается в сознание не только внимательно слушающих слуг и солдат, но и доходят до каждого зрителя. Воспоминания героя о событиях далекого прошлого тяжки и мучительны, до сих пор приносят ему страдания. Показать свое внутреннее состояние такой человек никак не может, но выражение лица и потухший на секунду взгляд говорят красноречивее всяких слов.

Невероятный, потрясающий, незабываемый квинтет! Его эффектно дополнили исполнители небольших партий: преданной и мудрой наперсницы герцогини Инес (Ирина Ромишевская), верного друга трубадура Рюица, быстрого, как ветер гонца (обе партии – Максим Остроухов) и старого цыгана (Дмитрий Орлов).

Артисты хора ярко, живописно проиллюстрировали такие разные места действия оперы - от вольного, свободолюбивого духа цыганского табора до светлого, кристально-чистого пространства монастыря, от страстного, кипящего военного лагеря повстанцев до спокойной, вальяжной среды обитания охраны замка графа ди Луны. Музыкальный материал в сочетании с насыщенной полифонией позволяет проникнуть в самую суть событий и антуража гораздо быстрее, чем, в некоторых случаях, излишне оригинальные и не всегда выверенные концептуальные решения режиссеров-постановщиков.

Пять великих голосов правили бал на концертном исполнении оперы Дж.Верди «Трубадур». Таким незабываемым, полным сильных впечатлений и открытий, стал четвертый вечер фестиваля «Пространство оперы».

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр