26 января 2020 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в рамках ежегодного Крещенского фестиваля прошел концерт «Испанские эпизоды». В исполнении солистов и музыкантов оркестра звучали песни и романсы испанских композиторов, а также миниатюры русских, европейских и мексиканских композиторов, вдохновленных мотивами и образами жаркой, солнечной, очень красивой и самобытной страны.
Солисты:
Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Нестан Мебония (сопрано);
Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон).
Партия фортепиано:
Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние», лауреат премии Фонда Ирины Архиповой);
Анна Ситникова (дипломант Международного конкурса).
Солисты оркестра:
Скрипка: Максим Гусев (лауреат Международного конкурса);
Маримба: Виктор Сыч.
Ведущий:
Михаил Сегельман.
Первое отделение:
Э.Гранадос (1867 – 1916).
Canciones amatorias – «Песни любви»:
№5. Llorad Corazon – «Плачь, сердце»;
№3. No lloreis ojuelos – «Полно плакать, очи».
Солистка: Ирина Боженко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Ф.Моррено Торроба (1891 – 1982).
Amor, vida de mia vida – «Любовь моей жизни» из сарсуэлы Maravilla – «Чудо».
Солист: Алексей Богданчиков. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Ф.Моррено Торроба.
La petenera – «Петенера» из сарсуэлы La Marchenera – «Ла марченера».
Солистка: Нестан Мебония. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
А.Барди (1884 – 1941).
Gallo Ciego – «Слепой петух», танго.
Солист: Максим Гусев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
М.Понсе (1882 – 1948).
Estrellita – «Звездочка», мексиканская серенада.
Солист: Георгий Фараджев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев. Скрипка: Максим Гусев.
Х.М.Лакалье (1859 – 1937).
Amapola – «Амапола» на стихи Х.М.Лакалье.
Солист: Георгий Фараджев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев. Скрипка: Максим Гусев.
М.Равель (1875 – 1937).
Вокализ-этюд в виде хабанеры.
Солистка: Мария Буйносова. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
П.Виардо (1821 – 1910).
Madrid – «Мадрид» на стихи А.де Мюссе.
Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
В.ди Кьяра (1864 – 1937).
Испанское болеро La Spagnola – «Гордая прелесть осанки» на стихи А.Дженизе.
Солистка: Нестан Мебония. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Ж.Бизе (1838 – 1875).
Ouvre ton coeur – «Открой свое сердце» на стихи Л.Делатра.
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Л.Делиб (1836 – 1891).
Chanson espagnole – «Испанская песня» на стихи А.Мюссе.
Солистка: Ирина Боженко. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
К.Сен-Санс (1835 – 1921).
Bolero – «Болеро» на стихи Ж.Барбье.
Солистки: Мария Буйносова, Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Второе отделение:
М.И.Глинка (1804 – 1857).
«Я здесь, Инезилья…» на стихи А.С.Пушкина.
Солист: Георгий Фараджев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
П.И.Чайковский (1840 – 1893).
Серенада Дон Жуана на стихи А.К.Толстого.
Солист: Алексей Богданчиков. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Д.Д.Шостакович (1906 – 1975).
«Испанские песни», соч.100:
№1. «Прощай, Гренада!» в переводе С.Болотина;
№2. «Звездочки» в переводе Т.Сикорской;
№3. «Первая встреча» в переводе С.Болотина.
Солистка: Юлия Меннибаева. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Г.В.Свиридов (1915 – 1998).
«Маритана» из музыки к спектаклю «Дон Сезар де Базан».
Солист: Алексей Богданчиков. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Т.Шатковская-Айзенберг.
«Душа Испании», рапсодия для маримбы.
Солист: Виктор Сыч.
Л.Бонфа (1922 – 2001).
Manha de Carnaval – «Утро карнавала» из кинофильма «Черный Орфей».
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
К.Мендоса-и-Кортес (1862 – 1957).
Cielito lindo – «Солнышко».
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
М.де Фалья (1876 – 1946).
Семь испанских народных песен:
1. El pano moruno – «Мавританская шаль»;
2. Seguidilla murciana – «Сегидилья мурсиана»;
3. Asturiana – «Астуриана»;
4. Jota – «Хота»;
5. Nana – «Колыбельная»;
6. Cacion – «Кансьон»;
7. Polo – «Поло».
Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Ф.Лопес (1916 – 1995).
Mexico – «Мексико» из оперетты La chanteur de Mexico – «Певец из Мексики».
Солисты: Станислав Мостовой, Георгий Фараджев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Испанская музыкальная традиция очень богата и насыщена, насчитывает не одну сотню лет. Изначально каждая провинция имела свою самобытную культуру, уникальные особенности композиции вокальных, инструментальных, танцевальных мелодий были во всех регионах страны – Каталонии, Андалусии, Астурии, Наварре, Галисии и др. По прошествии длинного промежутка времени под влиянием различных исторических событий локальные особенности выходили за пределы одной местности, интегрировались друг в друга, все теснее сплетались. Результатом стал особый национальный стиль, колорит, характер музыки, делающий ее узнаваемой и любимой во всем мире.
В начале VIII века, в 711 году, Испания оказалась под игом арабских завоевателей. Долгое пребывание в зависимости от иностранных и иноверных угнетателей внесло значительные коррективы в быт, традиции, обычаи и порядки коренного населения европейской страны. Изменения затронули и национальную культуру. Тогда «золотой век» переживала восточная музыка, которая прижилась в Испании. Даже в современных мелодиях, созданных представителями коренного населения, можно уловить ориентальные мотивы.
Испания – южная страна с яркой природой, жарким солнцем, теплым морем, потрясающей архитектурой, зажигательными танцами, задушевными песнями, горячими характерами и страстными натурами. Это одно из наиболее часто предпочитаемых мест отдыха среди населения северных стран, в том числе России.
Программа концерта «Испанские эпизоды» не только знакомила зрителей с жемчужинами национальной музыкальной традиции этой страны (Э.Гранадос, Ф.Моррено Торроба, А.Барди и др.), но и с сочинениями русских (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Г.В.Свиридов, Д.Д.Шостакович, Т.Шатковская-Айзенберг), французских (Ж.Бизе, Л.Делиб, К.Сен-Санс, М.Равель, П.Виардо) и мексиканского (М.Понсе) композиторов, вдохновленных яркими, колоритными образами.
Испанский театр подарил мировому культурному наследию особый музыкально-драматический жанр – сарсуэлу, синтетический вид сценического искусства, аналог оперетты, основанный на сочетании вокальных номеров с энергичными танцами и разговорными диалогами. За пределами своей страны этот представитель музыкального театра обрел известность благодаря творчеству знаменитого тенора Пласидо Доминго.
Гости концерта «Испанские эпизоды» получили возможность услышать два фрагмента из сарсуэл композитора Ф.Моррено Торробы. Мелодии полны огненной страсти, горячего темперамента, дарят хорошее настроение, завораживают глубиной музыки и красотой вокально-драматических образов.
Интересны не только диалоги голоса и рояля, но и дуэты музыкальных инструментов. Мелодии настолько выверены драматически, что в танго «Слепой петух» можно услышать крик бойкой, яркой, темпераментной птицы. Образ явно прослеживается в короткой, но очень содержательной «беседе» скрипки и рояля.
«Душа Испании» рельефно проступает сквозь завораживающие, необычные звуки маримбы. Мелодии современного российского композитора Татьяны Шатковской-Айзенберг бережно хранят в себе образы и явления, символизирующие Испанию в наших глазах. Это и Кармен, и Дон Кихот, и коррида, и сиеста, и Веласкес, и Гойя, и Мадрид, и Барселона, и Герника, и многое другое. Слушая рапсодию и прикрывая глаза, можно явно увидеть все упомянутое.
Все мелодии по-испански горячи, искренни и страстны. Все чувства героев солисты в сопровождении фортепиано выражают настолько глубоко и жизненно, что зритель верит каждому слову. Драматический талант исполнителей позволяет понять смысл сочинения даже без знания языка. Особенно интересно звучит нежная лирика, подкрепленная бурным испанским темпераментом.
Продолжили тему миниатюры русских композиторов, на которые их вдохновила Испания. Это и «Маритана» из музыки к спектаклю «Дон Сезар де Базан» Г.В.Свиридова, и романс «Я здесь, Инезилья…» М.И.Глинки, и Серенада Дон Жуана П.И.Чайковского. Нашим выдающимся соотечественникам удалось уловить национальный колорит южной страны, создать нужную атмосферу и правильное настроение. В каждом слове, аккорде, ноте чувствуется жар горячего солнца и прохлада легкого морского ветерка, а лиризм и нежность гармонично сосуществуют с героическим характером, сильным темпераментом, чувственностью и страстностью натур.
Болеро, испанское болеро, народные песни, фрагменты киномузыки, романсы и замечательные образцы инструментальной музыки позволили гостям концерта на несколько часов перенестись из промозглой, пасмурной, зимней Москвы в по-летнему теплую, приветливую, обаятельную Испанию. В этой «поездке» меломанов сопровождал ведущий вечера Михаил Сегельман, рассказавший много интересного о музыкальной традиции южной страны, о каждом прозвучавшем сочинении.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Солисты:
Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Нестан Мебония (сопрано);
Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон).
Партия фортепиано:
Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние», лауреат премии Фонда Ирины Архиповой);
Анна Ситникова (дипломант Международного конкурса).
Солисты оркестра:
Скрипка: Максим Гусев (лауреат Международного конкурса);
Маримба: Виктор Сыч.
Ведущий:
Михаил Сегельман.
Первое отделение:
Э.Гранадос (1867 – 1916).
Canciones amatorias – «Песни любви»:
№5. Llorad Corazon – «Плачь, сердце»;
№3. No lloreis ojuelos – «Полно плакать, очи».
Солистка: Ирина Боженко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Ф.Моррено Торроба (1891 – 1982).
Amor, vida de mia vida – «Любовь моей жизни» из сарсуэлы Maravilla – «Чудо».
Солист: Алексей Богданчиков. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Ф.Моррено Торроба.
La petenera – «Петенера» из сарсуэлы La Marchenera – «Ла марченера».
Солистка: Нестан Мебония. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
А.Барди (1884 – 1941).
Gallo Ciego – «Слепой петух», танго.
Солист: Максим Гусев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
М.Понсе (1882 – 1948).
Estrellita – «Звездочка», мексиканская серенада.
Солист: Георгий Фараджев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев. Скрипка: Максим Гусев.
Х.М.Лакалье (1859 – 1937).
Amapola – «Амапола» на стихи Х.М.Лакалье.
Солист: Георгий Фараджев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев. Скрипка: Максим Гусев.
М.Равель (1875 – 1937).
Вокализ-этюд в виде хабанеры.
Солистка: Мария Буйносова. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
П.Виардо (1821 – 1910).
Madrid – «Мадрид» на стихи А.де Мюссе.
Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
В.ди Кьяра (1864 – 1937).
Испанское болеро La Spagnola – «Гордая прелесть осанки» на стихи А.Дженизе.
Солистка: Нестан Мебония. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Ж.Бизе (1838 – 1875).
Ouvre ton coeur – «Открой свое сердце» на стихи Л.Делатра.
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Л.Делиб (1836 – 1891).
Chanson espagnole – «Испанская песня» на стихи А.Мюссе.
Солистка: Ирина Боженко. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
К.Сен-Санс (1835 – 1921).
Bolero – «Болеро» на стихи Ж.Барбье.
Солистки: Мария Буйносова, Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Второе отделение:
М.И.Глинка (1804 – 1857).
«Я здесь, Инезилья…» на стихи А.С.Пушкина.
Солист: Георгий Фараджев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
П.И.Чайковский (1840 – 1893).
Серенада Дон Жуана на стихи А.К.Толстого.
Солист: Алексей Богданчиков. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Д.Д.Шостакович (1906 – 1975).
«Испанские песни», соч.100:
№1. «Прощай, Гренада!» в переводе С.Болотина;
№2. «Звездочки» в переводе Т.Сикорской;
№3. «Первая встреча» в переводе С.Болотина.
Солистка: Юлия Меннибаева. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Г.В.Свиридов (1915 – 1998).
«Маритана» из музыки к спектаклю «Дон Сезар де Базан».
Солист: Алексей Богданчиков. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Т.Шатковская-Айзенберг.
«Душа Испании», рапсодия для маримбы.
Солист: Виктор Сыч.
Л.Бонфа (1922 – 2001).
Manha de Carnaval – «Утро карнавала» из кинофильма «Черный Орфей».
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
К.Мендоса-и-Кортес (1862 – 1957).
Cielito lindo – «Солнышко».
Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
М.де Фалья (1876 – 1946).
Семь испанских народных песен:
1. El pano moruno – «Мавританская шаль»;
2. Seguidilla murciana – «Сегидилья мурсиана»;
3. Asturiana – «Астуриана»;
4. Jota – «Хота»;
5. Nana – «Колыбельная»;
6. Cacion – «Кансьон»;
7. Polo – «Поло».
Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Ф.Лопес (1916 – 1995).
Mexico – «Мексико» из оперетты La chanteur de Mexico – «Певец из Мексики».
Солисты: Станислав Мостовой, Георгий Фараджев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Испанская музыкальная традиция очень богата и насыщена, насчитывает не одну сотню лет. Изначально каждая провинция имела свою самобытную культуру, уникальные особенности композиции вокальных, инструментальных, танцевальных мелодий были во всех регионах страны – Каталонии, Андалусии, Астурии, Наварре, Галисии и др. По прошествии длинного промежутка времени под влиянием различных исторических событий локальные особенности выходили за пределы одной местности, интегрировались друг в друга, все теснее сплетались. Результатом стал особый национальный стиль, колорит, характер музыки, делающий ее узнаваемой и любимой во всем мире.
В начале VIII века, в 711 году, Испания оказалась под игом арабских завоевателей. Долгое пребывание в зависимости от иностранных и иноверных угнетателей внесло значительные коррективы в быт, традиции, обычаи и порядки коренного населения европейской страны. Изменения затронули и национальную культуру. Тогда «золотой век» переживала восточная музыка, которая прижилась в Испании. Даже в современных мелодиях, созданных представителями коренного населения, можно уловить ориентальные мотивы.
Испания – южная страна с яркой природой, жарким солнцем, теплым морем, потрясающей архитектурой, зажигательными танцами, задушевными песнями, горячими характерами и страстными натурами. Это одно из наиболее часто предпочитаемых мест отдыха среди населения северных стран, в том числе России.
Программа концерта «Испанские эпизоды» не только знакомила зрителей с жемчужинами национальной музыкальной традиции этой страны (Э.Гранадос, Ф.Моррено Торроба, А.Барди и др.), но и с сочинениями русских (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Г.В.Свиридов, Д.Д.Шостакович, Т.Шатковская-Айзенберг), французских (Ж.Бизе, Л.Делиб, К.Сен-Санс, М.Равель, П.Виардо) и мексиканского (М.Понсе) композиторов, вдохновленных яркими, колоритными образами.
Испанский театр подарил мировому культурному наследию особый музыкально-драматический жанр – сарсуэлу, синтетический вид сценического искусства, аналог оперетты, основанный на сочетании вокальных номеров с энергичными танцами и разговорными диалогами. За пределами своей страны этот представитель музыкального театра обрел известность благодаря творчеству знаменитого тенора Пласидо Доминго.
Гости концерта «Испанские эпизоды» получили возможность услышать два фрагмента из сарсуэл композитора Ф.Моррено Торробы. Мелодии полны огненной страсти, горячего темперамента, дарят хорошее настроение, завораживают глубиной музыки и красотой вокально-драматических образов.
Интересны не только диалоги голоса и рояля, но и дуэты музыкальных инструментов. Мелодии настолько выверены драматически, что в танго «Слепой петух» можно услышать крик бойкой, яркой, темпераментной птицы. Образ явно прослеживается в короткой, но очень содержательной «беседе» скрипки и рояля.
«Душа Испании» рельефно проступает сквозь завораживающие, необычные звуки маримбы. Мелодии современного российского композитора Татьяны Шатковской-Айзенберг бережно хранят в себе образы и явления, символизирующие Испанию в наших глазах. Это и Кармен, и Дон Кихот, и коррида, и сиеста, и Веласкес, и Гойя, и Мадрид, и Барселона, и Герника, и многое другое. Слушая рапсодию и прикрывая глаза, можно явно увидеть все упомянутое.
Все мелодии по-испански горячи, искренни и страстны. Все чувства героев солисты в сопровождении фортепиано выражают настолько глубоко и жизненно, что зритель верит каждому слову. Драматический талант исполнителей позволяет понять смысл сочинения даже без знания языка. Особенно интересно звучит нежная лирика, подкрепленная бурным испанским темпераментом.
Продолжили тему миниатюры русских композиторов, на которые их вдохновила Испания. Это и «Маритана» из музыки к спектаклю «Дон Сезар де Базан» Г.В.Свиридова, и романс «Я здесь, Инезилья…» М.И.Глинки, и Серенада Дон Жуана П.И.Чайковского. Нашим выдающимся соотечественникам удалось уловить национальный колорит южной страны, создать нужную атмосферу и правильное настроение. В каждом слове, аккорде, ноте чувствуется жар горячего солнца и прохлада легкого морского ветерка, а лиризм и нежность гармонично сосуществуют с героическим характером, сильным темпераментом, чувственностью и страстностью натур.
Болеро, испанское болеро, народные песни, фрагменты киномузыки, романсы и замечательные образцы инструментальной музыки позволили гостям концерта на несколько часов перенестись из промозглой, пасмурной, зимней Москвы в по-летнему теплую, приветливую, обаятельную Испанию. В этой «поездке» меломанов сопровождал ведущий вечера Михаил Сегельман, рассказавший много интересного о музыкальной традиции южной страны, о каждом прозвучавшем сочинении.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии