1 сентября – начало не только учебного года, но и театрально-концертного сезона. Одни храмы искусства начинают свой творческий год немного раньше, другие – чуть позже, но эта дата уже очень давно считается отправной точкой для старта чего-то нового и интересного.
Издревле на Руси первый день календарной осени начинал новый год. Как известно, всенародно любимый праздник переместился на более привычный зимний экватор во времена Петра I. Тем не менее, отправляясь в первый класс, мы сразу начинаем воспринимать День Знаний – 1 сентября – аналогично 1 января. Это же самый настоящий праздник, и его полагается отмечать, наполняясь яркими, сильными, неизгладимыми впечатлениями. Куда податься за такими ощущениями? Разумеется, в театр.
1 сентября 2019 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, открывший сезон 2019/20 ровно месяц назад, сделал своим зрителям яркий, красочный, искрящийся, сияющий подарок – очередное представление концертной программы «Четыре короля оперетты».
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Первое отделение:
Иоганн Штраус (1825 – 1899). «Цыганский барон» (1885):
Увертюра. Исполняет оркестр;
Ария Баринкая. Солист – Александр Попов (баритон);
Песня Саффи. Солистка – Нестан Мебония (сопрано);
Дуэт Саффи и Баринкая. Солисты – Нестан Мебония, Александр Попов;
Куплеты Омоная. Солист – Андрей Борисенко (баритон).
Франц (Ференц) Легар (1870 – 1948). «Веселая вдова» (1905):
Увертюра. Исполняет оркестр;
Ария графа Данило. Солист – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Песня Ганны. Солистка – Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Дуэт Ганны и Данило. Солисты – Кристина Бикмаева, Илья Кузьмин;
Дуэт Камилла и Валентины. Солисты – Дмитрий Бобров (тенор), Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Секстет. Солисты – Илья Кузьмин, Дмитрий Бобров, Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), Антон Бочкарев (тенор), Сергей Тарасов (бас).
Второе отделение:
Имре Кальман (1882 – 1953). «Королева чардаша» / «Сильва» (1915):
Увертюра. Исполняет оркестр;
Терцет Сильвы, Бони и Ферри. Солисты – Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Антон Бочкарев, Александр Попов;
Дуэт Сильвы и Эдвина. Солисты – Ольга Терентьева, Илья Кузьмин;
Дуэт Стасси и Бони. Солисты – Анна Синицына (меццо-сопрано), Антон Бочкарев;
Песня Сильвы. Солисты – Ольга Терентьева, Антон Бочкарев, Александр Попов.
Жак Оффенбах (1819 – 1880). «Орфей в аду» (1874):
Дуэт Орфея и Эвридики. Солисты – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор), Ирина Боженко, Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Ансамбль обманутых женщин. Солистки – Кристина Бикмаева, Ирина Боженко, Нестан Мебония, Анна Синицына, Ольга Терентьева;
Дуэт Эвридики и Юпитера. Солисты – Ирина Боженко, Дмитрий Орлов;
Канкан. Исполняет оркестр. Солисты: Максим Гусев, Анна Балан (виолончель), Анна Серова (гобой).
Программа концерта практически неизменна, но никогда не бывает двух одинаковых вечеров. Каждое представление состоит из четырех мини-спектаклей. Здесь живут юмор, смех, перья, блестки, немного шампанского, виртуозный вокал, зажигательные танцы, горячие страсти и истинные чувства, в общем, все, за что мы любим «маленькую оперу», самый «легкий» жанр музыкального театра.
Горячие цыганские мотивы уступают место французскому шику, а манящее театральное закулисье – стильному гротеску с элементами античности. Все это находит отражение в интересном, богатом, разнообразном, несущем мотивы счастья, эйфории, веселья, лирики, меланхолии и ностальгии музыкальном материале.
Каждый фрагмент, звучащий в исполнении солистов и оркестра театра под управлением Андрея Лебедева истинные виртуозы вокала, обладающие выразительным драматическим талантом, превращают в маленький спектакль. Мы слышим не просто хиты из любимых оперетт, а настоящие истории, жизни, насыщенные событиями, эмоциями, переживаниями. Одни герои делятся с публикой своими радостями и надеждами, другие – печалями и обидами.
Различны по характеру дуэты. Влюбленные лирические герои обязательно должны пройти через ряд испытаний, немного пострадать и подарить нам несколько чудесных номеров, красивых, сентиментальных, пронзительных. Комические персонажи обязательно помогут и им, и себе в конце обрести заслуженное счастье. Таковы законы «легкого» жанра.
Есть еще одна особенность «маленькой оперы», которая во всем блеске проявляется в гала-вечере «Четыре короля оперетты». Разумеется, артисты-виртуозы блистательно поют, эффектно справляясь с самыми длинными, сложными пассажами. При этом понятно каждое слово, предельно ясен смысл, скрытый в текстах. Но это еще не все. Солисты «Новой Оперы» сопровождают пение энергичными, зажигательными плясками, а все, что происходит в сердцах и душах их героев, можно прочесть по глазам, мимике и жестам.
Как уже сказано выше, несмотря на идентичную программу, никогда не случается двух одинаковых представлений. Каждый солист в тандеме с разными партнерами всякий раз совершенно по-новому пропускает через себя краткий миг сценической жизни своего персонажа. Неизменно одно: в результате творческого взаимодействия коллектива появляется плеяда ярких, интересных образов, людей, живущих в музыкально-драматическом, лирико-комическом, развлекающем, бодрящем, слегка опьяняющем мире классической европейской оперетты.
Кого только нет среди участников опереточного бала. Поочередно вниманию зрителей предстают:
Яркая, завораживающая, околдовывающая чаровница Саффи (Нестан Мебония) с теплым, пряным, мягким голосом;
Простая, но величественная Ганна (Кристина Бикмаева) – сладкоголосая лирическая героиня и девушка с характером;
Немного капризная, гордая, но нежная и ранимая субретка Валентина и самая настоящая «звезда», искрящаяся красавица Эвридика (Ирина Боженко), поражающая воображение сложнейшими колоратурными пассажами;
Великолепная Сильва (Ольга Терентьева) - талантливая артистка, любимица публики, могущая сыграть все, что угодно, с головой уходящая в творчество, но, вопреки бытующему мнению, глубоко чувствующая и способная любить и страдать по-настоящему;
Обаятельная, харизматичная Стасси (Анна Синицына) – еще одна девушка с характером, который может заставить трепетать ее будущего супруга;
Только что возвратившийся из дальних странствий Баринкай – герой, счастливый фактом возвращения на родину и театрал Ферри (Александр Попов) – преданный и верный поклонник звезды кабаре Сильвы. Выразительные жесты и мимика помогают артисту создать два разных, очень ярких образа;
Чрезвычайно утомленный насыщенной светской жизнью граф Данило, мечтающий о приятном вечере в ресторане «Максим», но вынужденный выполнять важное задание, и князь Эдвин (Илья Кузьмин), вспоминающий о былом мимолетном счастье в манящем мире театрального закулисья. Глубокий, бархатный, мягкий голос рисует живописный портрет двух лирических героев благородного происхождения;
Иронично-гротесковый обитатель Олимпа, любвеобильный красавец Юпитер / Зевс (Дмитрий Орлов), спустившийся на Землю и попавший в несколько забавных, щекотливых ситуаций;
Немного лиричный субрет Камилл де Россильон (Дмитрий Бобров), пытающийся подобрать ключик к сердцу своей прекрасной дамы, несмотря на приказ высшего руководства страны жениться на богатой вдове;
Веселый, неунывающий, бодрый, харизматичный граф Бони (Антон Бочкарев), верный друг и преданный поклонник звезды кабаре, внезапно влюбляющийся в молодую графиню, невесту своего друга. Этот персонаж очаровывает искрящимся юмором и энергичным, зажигательным танцем;
Великовозрастный, обладающий несколько старомодными взглядами как на творчество, так и на семейную жизнь музыкант Орфей (Александр Богданов), терзающий свою молодую супругу «академическим» звучанием скрипки.
В программе четко обозначено, какой сольный фрагмент называется арией, а какой – песней. Эти два жанра вокальных произведений требуют различного подхода к исполнению. Первый представляется более торжественным, академическим, связанным с постоянной переменой ритма. Второй напоминает простой рассказ, предшествующий доверительной беседе двух давних друзей.
Персонажи оперетт часто попадают во всевозможные переделки. Одни выходят из неприятной ситуации самостоятельно, с блеском, другим для этого нужна помощь. В любом случае, приключения лирических и комических, молодых и старых, положительных и отрицательных персонажей всегда очень интересны и забавны.
Шуточные ссоры, изысканные ухаживания, размолвки, перемирия, встречи, расставания, согласно требованиям жанра, раньше были поставлены в рамки наигранного гротеска, слишком явной, нарочитой буффонады. Современная оперетта избавилась от этой тенденции, и теперь все, что происходит на сцене, исполняется максимально близкими к естественному звучанию голосами. Теперь зрителя можно развеселить по-другому: ярким танцем, характерной мимикой, говорящим жестом, особыми костюмами и гримом.
«Четыре короля оперетты» - бал, который «Новая Опера» несколько раз в сезон дает в честь авторов и героев знаковых представителей «легкого» жанра музыкального театра. Как видно из программы, в течение двух часов звучат яркие фрагменты, не слишком часто попадающие в концертный репертуар звезд мировой и отечественной сцены и претендентов на участие в тематических национальных и международных конкурсах. Тем интереснее! Выбранные эпизоды заслуживают самого пристального внимания, неизменно дарят щедрую порцию хорошего настроения.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Издревле на Руси первый день календарной осени начинал новый год. Как известно, всенародно любимый праздник переместился на более привычный зимний экватор во времена Петра I. Тем не менее, отправляясь в первый класс, мы сразу начинаем воспринимать День Знаний – 1 сентября – аналогично 1 января. Это же самый настоящий праздник, и его полагается отмечать, наполняясь яркими, сильными, неизгладимыми впечатлениями. Куда податься за такими ощущениями? Разумеется, в театр.
1 сентября 2019 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, открывший сезон 2019/20 ровно месяц назад, сделал своим зрителям яркий, красочный, искрящийся, сияющий подарок – очередное представление концертной программы «Четыре короля оперетты».
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Первое отделение:
Иоганн Штраус (1825 – 1899). «Цыганский барон» (1885):
Увертюра. Исполняет оркестр;
Ария Баринкая. Солист – Александр Попов (баритон);
Песня Саффи. Солистка – Нестан Мебония (сопрано);
Дуэт Саффи и Баринкая. Солисты – Нестан Мебония, Александр Попов;
Куплеты Омоная. Солист – Андрей Борисенко (баритон).
Франц (Ференц) Легар (1870 – 1948). «Веселая вдова» (1905):
Увертюра. Исполняет оркестр;
Ария графа Данило. Солист – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Песня Ганны. Солистка – Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Дуэт Ганны и Данило. Солисты – Кристина Бикмаева, Илья Кузьмин;
Дуэт Камилла и Валентины. Солисты – Дмитрий Бобров (тенор), Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Секстет. Солисты – Илья Кузьмин, Дмитрий Бобров, Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), Антон Бочкарев (тенор), Сергей Тарасов (бас).
Второе отделение:
Имре Кальман (1882 – 1953). «Королева чардаша» / «Сильва» (1915):
Увертюра. Исполняет оркестр;
Терцет Сильвы, Бони и Ферри. Солисты – Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Антон Бочкарев, Александр Попов;
Дуэт Сильвы и Эдвина. Солисты – Ольга Терентьева, Илья Кузьмин;
Дуэт Стасси и Бони. Солисты – Анна Синицына (меццо-сопрано), Антон Бочкарев;
Песня Сильвы. Солисты – Ольга Терентьева, Антон Бочкарев, Александр Попов.
Жак Оффенбах (1819 – 1880). «Орфей в аду» (1874):
Дуэт Орфея и Эвридики. Солисты – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор), Ирина Боженко, Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Ансамбль обманутых женщин. Солистки – Кристина Бикмаева, Ирина Боженко, Нестан Мебония, Анна Синицына, Ольга Терентьева;
Дуэт Эвридики и Юпитера. Солисты – Ирина Боженко, Дмитрий Орлов;
Канкан. Исполняет оркестр. Солисты: Максим Гусев, Анна Балан (виолончель), Анна Серова (гобой).
Программа концерта практически неизменна, но никогда не бывает двух одинаковых вечеров. Каждое представление состоит из четырех мини-спектаклей. Здесь живут юмор, смех, перья, блестки, немного шампанского, виртуозный вокал, зажигательные танцы, горячие страсти и истинные чувства, в общем, все, за что мы любим «маленькую оперу», самый «легкий» жанр музыкального театра.
Горячие цыганские мотивы уступают место французскому шику, а манящее театральное закулисье – стильному гротеску с элементами античности. Все это находит отражение в интересном, богатом, разнообразном, несущем мотивы счастья, эйфории, веселья, лирики, меланхолии и ностальгии музыкальном материале.
Каждый фрагмент, звучащий в исполнении солистов и оркестра театра под управлением Андрея Лебедева истинные виртуозы вокала, обладающие выразительным драматическим талантом, превращают в маленький спектакль. Мы слышим не просто хиты из любимых оперетт, а настоящие истории, жизни, насыщенные событиями, эмоциями, переживаниями. Одни герои делятся с публикой своими радостями и надеждами, другие – печалями и обидами.
Различны по характеру дуэты. Влюбленные лирические герои обязательно должны пройти через ряд испытаний, немного пострадать и подарить нам несколько чудесных номеров, красивых, сентиментальных, пронзительных. Комические персонажи обязательно помогут и им, и себе в конце обрести заслуженное счастье. Таковы законы «легкого» жанра.
Есть еще одна особенность «маленькой оперы», которая во всем блеске проявляется в гала-вечере «Четыре короля оперетты». Разумеется, артисты-виртуозы блистательно поют, эффектно справляясь с самыми длинными, сложными пассажами. При этом понятно каждое слово, предельно ясен смысл, скрытый в текстах. Но это еще не все. Солисты «Новой Оперы» сопровождают пение энергичными, зажигательными плясками, а все, что происходит в сердцах и душах их героев, можно прочесть по глазам, мимике и жестам.
Как уже сказано выше, несмотря на идентичную программу, никогда не случается двух одинаковых представлений. Каждый солист в тандеме с разными партнерами всякий раз совершенно по-новому пропускает через себя краткий миг сценической жизни своего персонажа. Неизменно одно: в результате творческого взаимодействия коллектива появляется плеяда ярких, интересных образов, людей, живущих в музыкально-драматическом, лирико-комическом, развлекающем, бодрящем, слегка опьяняющем мире классической европейской оперетты.
Кого только нет среди участников опереточного бала. Поочередно вниманию зрителей предстают:
Яркая, завораживающая, околдовывающая чаровница Саффи (Нестан Мебония) с теплым, пряным, мягким голосом;
Простая, но величественная Ганна (Кристина Бикмаева) – сладкоголосая лирическая героиня и девушка с характером;
Немного капризная, гордая, но нежная и ранимая субретка Валентина и самая настоящая «звезда», искрящаяся красавица Эвридика (Ирина Боженко), поражающая воображение сложнейшими колоратурными пассажами;
Великолепная Сильва (Ольга Терентьева) - талантливая артистка, любимица публики, могущая сыграть все, что угодно, с головой уходящая в творчество, но, вопреки бытующему мнению, глубоко чувствующая и способная любить и страдать по-настоящему;
Обаятельная, харизматичная Стасси (Анна Синицына) – еще одна девушка с характером, который может заставить трепетать ее будущего супруга;
Только что возвратившийся из дальних странствий Баринкай – герой, счастливый фактом возвращения на родину и театрал Ферри (Александр Попов) – преданный и верный поклонник звезды кабаре Сильвы. Выразительные жесты и мимика помогают артисту создать два разных, очень ярких образа;
Чрезвычайно утомленный насыщенной светской жизнью граф Данило, мечтающий о приятном вечере в ресторане «Максим», но вынужденный выполнять важное задание, и князь Эдвин (Илья Кузьмин), вспоминающий о былом мимолетном счастье в манящем мире театрального закулисья. Глубокий, бархатный, мягкий голос рисует живописный портрет двух лирических героев благородного происхождения;
Иронично-гротесковый обитатель Олимпа, любвеобильный красавец Юпитер / Зевс (Дмитрий Орлов), спустившийся на Землю и попавший в несколько забавных, щекотливых ситуаций;
Немного лиричный субрет Камилл де Россильон (Дмитрий Бобров), пытающийся подобрать ключик к сердцу своей прекрасной дамы, несмотря на приказ высшего руководства страны жениться на богатой вдове;
Веселый, неунывающий, бодрый, харизматичный граф Бони (Антон Бочкарев), верный друг и преданный поклонник звезды кабаре, внезапно влюбляющийся в молодую графиню, невесту своего друга. Этот персонаж очаровывает искрящимся юмором и энергичным, зажигательным танцем;
Великовозрастный, обладающий несколько старомодными взглядами как на творчество, так и на семейную жизнь музыкант Орфей (Александр Богданов), терзающий свою молодую супругу «академическим» звучанием скрипки.
В программе четко обозначено, какой сольный фрагмент называется арией, а какой – песней. Эти два жанра вокальных произведений требуют различного подхода к исполнению. Первый представляется более торжественным, академическим, связанным с постоянной переменой ритма. Второй напоминает простой рассказ, предшествующий доверительной беседе двух давних друзей.
Персонажи оперетт часто попадают во всевозможные переделки. Одни выходят из неприятной ситуации самостоятельно, с блеском, другим для этого нужна помощь. В любом случае, приключения лирических и комических, молодых и старых, положительных и отрицательных персонажей всегда очень интересны и забавны.
Шуточные ссоры, изысканные ухаживания, размолвки, перемирия, встречи, расставания, согласно требованиям жанра, раньше были поставлены в рамки наигранного гротеска, слишком явной, нарочитой буффонады. Современная оперетта избавилась от этой тенденции, и теперь все, что происходит на сцене, исполняется максимально близкими к естественному звучанию голосами. Теперь зрителя можно развеселить по-другому: ярким танцем, характерной мимикой, говорящим жестом, особыми костюмами и гримом.
«Четыре короля оперетты» - бал, который «Новая Опера» несколько раз в сезон дает в честь авторов и героев знаковых представителей «легкого» жанра музыкального театра. Как видно из программы, в течение двух часов звучат яркие фрагменты, не слишком часто попадающие в концертный репертуар звезд мировой и отечественной сцены и претендентов на участие в тематических национальных и международных конкурсах. Тем интереснее! Выбранные эпизоды заслуживают самого пристального внимания, неизменно дарят щедрую порцию хорошего настроения.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии