В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова набирает обороты 29-й сезон. В новом творческом году 2019/20 зрители уже смогли насладиться двумя шедеврами русских композиторов и тремя вечерами итальянской камерной музыки, в которых объединились миниатюры, рожденные в течение нескольких столетий.
24 августа 2019 года пришел черед классической итальянской оперы. В этот вечер прозвучал памятник эпохи бельканто – знаменитая «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти (либретто С.Каммарано по мотивам романа В.Скотта «Ламмермурская невеста»). Яркий, красивый во всех смыслах спектакль был полон прекрасной музыки, искренних чувств, гармонии и красоты. 11-е представление ознаменовалось двумя дебютами в небольших партиях.
Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Ханс-Йоахим Фрай.
Сценография и костюмы – Петр Окунев.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Свет – Айвар Салихов.
Премьера состоялась 18 января 2018 года.
Дирижер – Дмитрий Волосников.
В ролях:
Лорд Энрико Эштон – Андрей Борисенко (баритон);
Лючия, его сестра – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Эдгардо Равенсвуд – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Лорд Артуро Бэклоу – Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор, дебют в партии);
Раймондо, священник, наставник Лючии – Отар Кунчулиа (бас);
Алиса, компаньонка Лючии – Галина Бадиковская (сопрано);
Норманно, начальник стражи – Максим Остроухов (тенор);
Дамы и кавалеры, пажи, воины, слуги – артисты хора.
Соло в оркестре:
Арфа – Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов);
Флейта – Николай Донской.
Лючия и Эдгардо. История любви двух молодых британских аристократов развивается на фоне вражды их древних родов. Брат героини, лорд Энрико, и ее возлюбленный ненавидят друг друга, один повинен в разорении семьи другого. Ламмермурский замок – фамильное имение Равенсвудов – в силу обстоятельств переходит в собственность клана Эштонов. Эдгардо теряет не только дом, но и свой титул лорда. Он поклялся на могиле отца отомстить врагу. Все мысли героя заняты лишь этим.
Так продолжалось до тех пор, пока он не спас мирно гулявшую по лесу юную барышню от напавшего дикого зверя. Ирония судьбы: девушка эта – представительница ненавистного семейства, сестра нынешнего старейшины рода Эштон. Теперь в душе Эдгардо борются свет и тьма, любовь и ненависть. Не зарыть ли в землю топор войны? Не пресечь ли разом все неприятельские действия путем женитьбы на наследнице вражеского рода?
У лорда Энрико свои планы по устройству судьбы сестры, а заодно и своей собственной: непростая политическая ситуация в королевстве требует от главы одного из древних, уважаемых кланов сменить круг друзей и знакомых, по-новому расставить приоритеты. Выбор жениха для Лючии пал на лорда Артуро Бэклоу. Родство с этим человеком гарантирует решение множества проблем.
Как же убедить девушку, связанную с любимым клятвой, приказать своему сердцу изменить решение? Как обойтись без клеветы, интриг и жестокого психологического давления? Жестокие методы, которыми пользуется лорд Энрико, приводят к трагической развязке.
Страшная история, захватывающий остросюжетный триллер, каким представляется сюжет оперы, написанный по мотивам романа В.Скотта «Ламмермурская невеста», в волшебной музыке Г.Доницетти обретает совсем иные очертания. Да, мы видим на сцене мрачную готическую постройку; да, чувствуем зловещие флюиды, исходящие от фонтана во дворе замка; да, наблюдаем в «прямом эфире», как молодая девушка теряет рассудок. Но насколько живые, человечные, красивые, искренние, чувственные, драматически достоверные и музыкально насыщенные образы рождаются в чудесных, изысканных, переливающихся, ярких мелодиях в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Дмитрия Волосникова!
Музыкальный материал – не просто фон, на котором рельефно проступают портреты персонажей и вершатся их судьбы. Это полноценный участник событий, дающий достоверные иллюстрации всего происходящего. Солирующие инструменты – арфа и флейта – становятся как бы частью души Лючии на разных этапах спектакля, сперва тонкой, лиричной и цельной, затем поврежденной, раненой, безмерно страдающей. Сложнейшие колоратурные дуэли сопрано с арфой и сопрано с флейтой производят сильнейшее впечатление. Что это? Журчание ручейка или пение птицы? Звон серебристого колокольчика или мягкое сияние алмазной подвески?
Лючия и Эдгардо. Ирина Боженко и Алексей Татаринцев. Дуэт, рожденный на пересечении виртуозных музыкальности и драматизма. Сложнейшие пассажи в исполнении мастеров бельканто уносят зрителей в заоблачные дали. Но мы не только слышим «прекрасное пение». Не менее важно и то, что мы видим двух по-настоящему влюбленных друг в друга героев, людей, ставших как бы частью друг друга. Действительно, моментами казалось, что Лючия и Эдгардо – половинки одного целого, и их существование друг без друга просто не представляется возможным.
В центральном дуэте сошлись гармония и красота, нежность и брутальность, легкость и сила, любовь и страсть. Сложилось впечатление, что герои чувствуют друг друга каждой клеточкой тела, настолько искренне, пронзительно, реалистично они живут в предлагаемых обстоятельствах.
Главные персонажи подобны двум ярким пятнам, выделяющимся на фоне общества. Они одеты в костюмы из материи драгоценного золотого цвета. Да, их души парят над всеми остальными персонажами и толпой, поэтому внешне отличаться тоже должны. Сцена и все, кто на ней находится, облачены либо в богатые красные наряды, либо в лаконичные темно-серые.
Лючия в исполнении Ирины Боженко – эталон трогательной хрупкости и нежности. Внешность героини иллюстрирует ее внутренний мир. Душа юной леди Эштон подобна хрустальной подвеске. При деликатном обращении она будет долго сиять, услаждать зрение и слух. Одно неловкое движение –прелестная вещица разобьется, и починить ее уже не получится. В начале героиня тревожится и мечтает под чарующие певучие звуки арфы, в конце как бы беседует с флейтой, и пение ее вместе с душой устремляется высоко, туда, где миром правит любовь, а не политика и родовая честь.
Эдгардо Алексея Татаринцева – герой, полный лиризма, душевного тепла, света и горячего темперамента. Искренний, эмоциональный, порывистый, артист пропускает через себя каждую перипетию в жизни своего персонажа, делает его максимально человечным и понятным. Потрясающая ария в финале спектакля – насыщенная палитра чувств, царящих в душе морально подавленного, уже практически умершего героя, - красивейший музыкально-драматический монолог, оставляющий пустоту в душе героя и дарящий зрителям неописуемые ощущения.
В спектакле случилось два дебюта. Михаил Новиков впервые исполнил партию лорда Артуро Бэклоу. Богатый, родовитый жених Лючии предстал пылким романтическим героем, трубадуром, поющим изысканную серенаду с целью завоевания сердца прекрасной дамы. Максим Остроухов показал образ хитрого, коварного начальника стражи Норманно, верного помощника лорда Энрико в достижении его честолюбивого, но жестокого плана организации замужества сестры.
Энрико в исполнении Андрея Борисенко – жестокий, властный правитель-самодур, ради достижения личных целей готовый принести в жертву многое, прежде всего – жизнь своей родной сестры. Мощный, насыщенный голос рисует образ тирана-диктатора, безраздельно царящего в собственном доме.
Отар Кунчулиа предстал в образе Раймондо, духовного наставника героин, а Галина Бадиковская – в роли ее компаньонки Алисы.
Артисты хора – самые разные обитатели Ламмермурского замка: родовитые гости свадьбы-триллера Лючии и Артуро, пажи, воины и слуги. Роскошная красно-серо-черная толпа в кринолинах, камзолах, беретах, с веерами, оборками, пряжками и волынками становится свидетелем многих важных событий спектакля. Они танцуют, пируют, наблюдают, обмениваются слухами и сплетнями, обсуждают увиденное. И все это – в изысканной, благородной эстетике «прекрасного пения», головокружительного бельканто.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
24 августа 2019 года пришел черед классической итальянской оперы. В этот вечер прозвучал памятник эпохи бельканто – знаменитая «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти (либретто С.Каммарано по мотивам романа В.Скотта «Ламмермурская невеста»). Яркий, красивый во всех смыслах спектакль был полон прекрасной музыки, искренних чувств, гармонии и красоты. 11-е представление ознаменовалось двумя дебютами в небольших партиях.
Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Ханс-Йоахим Фрай.
Сценография и костюмы – Петр Окунев.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Свет – Айвар Салихов.
Премьера состоялась 18 января 2018 года.
Дирижер – Дмитрий Волосников.
В ролях:
Лорд Энрико Эштон – Андрей Борисенко (баритон);
Лючия, его сестра – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Эдгардо Равенсвуд – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Лорд Артуро Бэклоу – Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор, дебют в партии);
Раймондо, священник, наставник Лючии – Отар Кунчулиа (бас);
Алиса, компаньонка Лючии – Галина Бадиковская (сопрано);
Норманно, начальник стражи – Максим Остроухов (тенор);
Дамы и кавалеры, пажи, воины, слуги – артисты хора.
Соло в оркестре:
Арфа – Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов);
Флейта – Николай Донской.
Лючия и Эдгардо. История любви двух молодых британских аристократов развивается на фоне вражды их древних родов. Брат героини, лорд Энрико, и ее возлюбленный ненавидят друг друга, один повинен в разорении семьи другого. Ламмермурский замок – фамильное имение Равенсвудов – в силу обстоятельств переходит в собственность клана Эштонов. Эдгардо теряет не только дом, но и свой титул лорда. Он поклялся на могиле отца отомстить врагу. Все мысли героя заняты лишь этим.
Так продолжалось до тех пор, пока он не спас мирно гулявшую по лесу юную барышню от напавшего дикого зверя. Ирония судьбы: девушка эта – представительница ненавистного семейства, сестра нынешнего старейшины рода Эштон. Теперь в душе Эдгардо борются свет и тьма, любовь и ненависть. Не зарыть ли в землю топор войны? Не пресечь ли разом все неприятельские действия путем женитьбы на наследнице вражеского рода?
У лорда Энрико свои планы по устройству судьбы сестры, а заодно и своей собственной: непростая политическая ситуация в королевстве требует от главы одного из древних, уважаемых кланов сменить круг друзей и знакомых, по-новому расставить приоритеты. Выбор жениха для Лючии пал на лорда Артуро Бэклоу. Родство с этим человеком гарантирует решение множества проблем.
Как же убедить девушку, связанную с любимым клятвой, приказать своему сердцу изменить решение? Как обойтись без клеветы, интриг и жестокого психологического давления? Жестокие методы, которыми пользуется лорд Энрико, приводят к трагической развязке.
Страшная история, захватывающий остросюжетный триллер, каким представляется сюжет оперы, написанный по мотивам романа В.Скотта «Ламмермурская невеста», в волшебной музыке Г.Доницетти обретает совсем иные очертания. Да, мы видим на сцене мрачную готическую постройку; да, чувствуем зловещие флюиды, исходящие от фонтана во дворе замка; да, наблюдаем в «прямом эфире», как молодая девушка теряет рассудок. Но насколько живые, человечные, красивые, искренние, чувственные, драматически достоверные и музыкально насыщенные образы рождаются в чудесных, изысканных, переливающихся, ярких мелодиях в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Дмитрия Волосникова!
Музыкальный материал – не просто фон, на котором рельефно проступают портреты персонажей и вершатся их судьбы. Это полноценный участник событий, дающий достоверные иллюстрации всего происходящего. Солирующие инструменты – арфа и флейта – становятся как бы частью души Лючии на разных этапах спектакля, сперва тонкой, лиричной и цельной, затем поврежденной, раненой, безмерно страдающей. Сложнейшие колоратурные дуэли сопрано с арфой и сопрано с флейтой производят сильнейшее впечатление. Что это? Журчание ручейка или пение птицы? Звон серебристого колокольчика или мягкое сияние алмазной подвески?
Лючия и Эдгардо. Ирина Боженко и Алексей Татаринцев. Дуэт, рожденный на пересечении виртуозных музыкальности и драматизма. Сложнейшие пассажи в исполнении мастеров бельканто уносят зрителей в заоблачные дали. Но мы не только слышим «прекрасное пение». Не менее важно и то, что мы видим двух по-настоящему влюбленных друг в друга героев, людей, ставших как бы частью друг друга. Действительно, моментами казалось, что Лючия и Эдгардо – половинки одного целого, и их существование друг без друга просто не представляется возможным.
В центральном дуэте сошлись гармония и красота, нежность и брутальность, легкость и сила, любовь и страсть. Сложилось впечатление, что герои чувствуют друг друга каждой клеточкой тела, настолько искренне, пронзительно, реалистично они живут в предлагаемых обстоятельствах.
Главные персонажи подобны двум ярким пятнам, выделяющимся на фоне общества. Они одеты в костюмы из материи драгоценного золотого цвета. Да, их души парят над всеми остальными персонажами и толпой, поэтому внешне отличаться тоже должны. Сцена и все, кто на ней находится, облачены либо в богатые красные наряды, либо в лаконичные темно-серые.
Лючия в исполнении Ирины Боженко – эталон трогательной хрупкости и нежности. Внешность героини иллюстрирует ее внутренний мир. Душа юной леди Эштон подобна хрустальной подвеске. При деликатном обращении она будет долго сиять, услаждать зрение и слух. Одно неловкое движение –прелестная вещица разобьется, и починить ее уже не получится. В начале героиня тревожится и мечтает под чарующие певучие звуки арфы, в конце как бы беседует с флейтой, и пение ее вместе с душой устремляется высоко, туда, где миром правит любовь, а не политика и родовая честь.
Эдгардо Алексея Татаринцева – герой, полный лиризма, душевного тепла, света и горячего темперамента. Искренний, эмоциональный, порывистый, артист пропускает через себя каждую перипетию в жизни своего персонажа, делает его максимально человечным и понятным. Потрясающая ария в финале спектакля – насыщенная палитра чувств, царящих в душе морально подавленного, уже практически умершего героя, - красивейший музыкально-драматический монолог, оставляющий пустоту в душе героя и дарящий зрителям неописуемые ощущения.
В спектакле случилось два дебюта. Михаил Новиков впервые исполнил партию лорда Артуро Бэклоу. Богатый, родовитый жених Лючии предстал пылким романтическим героем, трубадуром, поющим изысканную серенаду с целью завоевания сердца прекрасной дамы. Максим Остроухов показал образ хитрого, коварного начальника стражи Норманно, верного помощника лорда Энрико в достижении его честолюбивого, но жестокого плана организации замужества сестры.
Энрико в исполнении Андрея Борисенко – жестокий, властный правитель-самодур, ради достижения личных целей готовый принести в жертву многое, прежде всего – жизнь своей родной сестры. Мощный, насыщенный голос рисует образ тирана-диктатора, безраздельно царящего в собственном доме.
Отар Кунчулиа предстал в образе Раймондо, духовного наставника героин, а Галина Бадиковская – в роли ее компаньонки Алисы.
Артисты хора – самые разные обитатели Ламмермурского замка: родовитые гости свадьбы-триллера Лючии и Артуро, пажи, воины и слуги. Роскошная красно-серо-черная толпа в кринолинах, камзолах, беретах, с веерами, оборками, пряжками и волынками становится свидетелем многих важных событий спектакля. Они танцуют, пируют, наблюдают, обмениваются слухами и сплетнями, обсуждают увиденное. И все это – в изысканной, благородной эстетике «прекрасного пения», головокружительного бельканто.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии