16 февраля 2019 года гости столичной «Новой Оперы» погрузились в историю самого «легкого» жанра музыкального театра. Концерт «Четыре короля оперетты» состоит из песен, арий, дуэтов, ансамблей и инструментальных фрагментов сочинений признанных классиков «маленькой оперы».
Оперетту называют «легким» жанром неслучайно. Каждый спектакль воспринимается зрителями как праздник, полный ярких событий, приятных сюрпризов, незабываемых встреч. Все, что происходит на сцене, делается словно играючи, непринужденно, ловко, искренне и естественно. Большинству театралов и в голову не приходит, как все сложно на самом деле. Парящая, беззаботная легкость – результат кропотливого труда, неустанного оттачивания мастерства. Это бесконечный творческий поиск новых ходов, фишек, изюминок, которые «зацепят» любителя театра, заставят его поверить во все подчас невероятные обстоятельства, продиктованные сюжетом.
Артист оперетты – специалист особенный, синтетический. Он должен уметь петь, как в опере, танцевать, как в балете и играть, как в драме, причем очень часто делать все это ему приходится одновременно.
Существует два основных типа героев классической европейской оперетты: лирический дуэт и комический дуэт. Симпатии веселой пары чаще всего оказываются на стороне главных героев (нередко представители разных сюжетных линий дружны или связаны родственными узами). Все вместе они распутывают хитро сплетенный клубок заговоров и интриг, и в финале обретают желанное, выстраданное, абсолютно заслуженное счастье.
Отдельный тип опереточных героев – немолодой комический дуэт. Это могут быть неизвестные родственники кого-либо из центральных персонажей или, например, навязываемые богатые женихи. Между тем, у каждого персонажа среднего возраста и старше тоже есть своя любовная история, очень красивая, романтичная, порой грустная и печальная. Если в спектакле есть такая пара, то именно этим людям приходится распутывать личные проблемы юнцов. Разумеется, закон жанра предполагает исключительно счастливый конец.
Концерт «Четыре короля оперетты» представляет собой яркий костюмированный бал, посвященный творчеству знаменитых европейских мастеров, подаривших потомкам немало шедевров самого «легкого» жанра музыкального театра – И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ж.Оффенбаха. В исполнении солистов и симфонического оркестра театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Валерия Крицкова звучат знаменитые, но не заезженные фрагменты любимых сочинений легендарных композиторов.
Король первый – Иоганн Штраус (1825 – 1899).
«Цыганский барон» (1885):
Увертюра. Исполняет оркестр.
Ария Баринкая. Солист – Александр Мартынов (баритон).
Песня Саффи. Солистка – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано).
Дуэт Саффи и Баринкая. Солисты – Светлана Скрипкина, Александр Мартынов.
Куплеты Омоная. Солист – Андрей Борисенко (баритон).
Увертюра с первых секунд погружает нас в неповторимую атмосферу Вены с ее вальсами, польками, мазурками и иными бальными танцами. В этой музыке – вольный дух цыганского народа, его страсть, характер, стремление к абсолютной свободе. Здесь и зажигательные пляски, и свободно гуляющий по миру ветер, и почти домашний уют кочевого лагеря, и тепло очага. Красавица-цыганка Саффи воплотила все эти мотивы в своей песне. Здесь есть природный магнетизм, темперамент, любовь к свободе, ворожба. Горячий, насыщенный, опьяняющий голос захватывает зрителей. А вот Баринкай, персонаж-романтик, только что вернувшийся из дальних странствий, в этот вечер кажется абсолютно равнодушным. Зато «пожилой» Омонай – бодрый, неунывающий человек. Веселыми куплетами он дарит щедрую порцию хорошего настроения.
Король второй – Франц Легар (1870 – 1948).
«Веселая вдова» (1905):
Увертюра. Исполняет оркестр.
Ария графа Данило. Солист – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон).
Песня Ганны. Солистка – Нестан Мебония (сопрано).
Дуэт Ганны и Данило. Солисты – Нестан Мебония, Илья Кузьмин.
Дуэт Камилла и Валентины. Солисты – Нурлан Бекмухамбетов (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Секстет. Солисты – Илья Кузьмин, Нурлан Бакмухамбетов, Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон), Максим Остроухов (тенор), Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон), Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас).
Эта оперетта – приглашение в романтический мир Парижа, его великосветских салонов, роскошных ресторанов, хитрых чиновников, галантных кавалеров и прекрасных дам. Здесь лицемерие дипломатии музыкально и драматически конфликтует со стремлением главных героев к душевной чистоте, солнечному свету, подкупающей естественности и искренности. Потому и стремится благородный аристократ граф Данило каждую свободную минуту провести в легендарном ресторане «Максим», месте, «где забываешь скуку и на душе светлей». Центральный образ оперетты – Ганна Главари, молодая вдова, наследница огромного состояния. Ее песня – красивая романтическая история – полна разных красок: боли, света, веры, надежды, отчаяния, ностальгии, оптимизма. Здесь есть легкая, светлая грусть, нежность, искренность. Лирический дуэт Ганны и Данило – сосредоточение красоты, естественности, мечтательности и наивности. А вторая пара – Камилл и Валентина – представляют комическую сюжетную линию. Их дуэт начинается холодно, а завершается горячим, страстным свиданием в беседке. Это весьма эффектное воплощение тезиса о взаимном притяжении противоположностей: она – лед, он – пламень. Завершает этот «блок» концерта настоящий тост, который шесть мужчин провозглашают во имя женщин.
Король третий – Имре Кальман (1882 – 1953).
«Королева чардаша», или «Сильва» (1915):
Увертюра. Исполняет оркестр.
Терцет Сильвы, Бони и Ферри. Солисты – Галина Бадиковская (сопрано), Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор), Сергей Шеремет.
Дуэт Сильвы и Эвина. Солисты – Галина Бадиковская, Александр Попов (баритон).
Дуэт Стасси и Бони. Солисты – Анна Синицына (меццо-сопрано), Александр Богданов.
Песня Сильвы. Солисты – Галина Бадиковская, Александр Богданов, Сергей Шеремет.
Одно из наиболее знаменитых сочинений И.Кальмана представляет собой билет в манящий мир театрального закулисья. Место действия – кабаре «Орфеум». Нешуточные страсти развиваются вокруг яркой звезды, кумира многочисленной публики, ежедневно до отказа забивающей зал. Артистка Сильва влюблена в молодого князя Эдвина. Сиятельные родители категорически не одобряют увлечение своего сына, тем более, у него уже много лет, с самого детства, есть невеста – графиня Стасси. Но на торжестве, посвященном помолвке, девушка влюбляется в друга своего жениха – графа Бони. В концерте звучат два прекрасных дуэта. Первый – лирический: Сильва и Эдвин вспоминают о своей помолвке, наспех организованной за кулисами театра. Музыка наполнена разнообразными чувствами – светлой грустью и мрачной обидой, легким сожалением и жаркими страстями, незабываемыми ощущениями, изящной иронией и сарказмом. Второй – комический. Бонни и Стасси в стремительной, юмористической, шутливой, энергичной форме фантазируют о том, что было бы, вступи они в брак. «…влюбленных всех лишает разума любовь. Все это знают и понимают, но все равно влюбляться будут вновь и вновь». Блестящий штрих к портрету Сильвы – ее знаменитая песня. Здесь в гармонии сходятся героическое и комическое, лирическое и эмоциональное. «Да, счастья не ищи ты в высоте небесной! Оно перед тобой красой блестит чудесной! … Частица черта в нас, в сиянье женских глаз, и наш коварный взгляд в душе рождает Ад…». Несколько веселых ноток добавляет и оптимистическая песня Бони о том, что «мы живем только раз!».
Король четвертый – Жак Оффенбах (1819 – 1880).
«Орфей в аду» (1874):
Дуэт Эвридики и Орфея. Солисты – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Александр Богданов, Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка).
Ансамбль обманутых женщин. Солистки – Галина Бадиковская, Галина Королева, Нестан Мебония, Анна Синицына, Светлана Скрипкина.
Дуэт Эвридики и Юпитера. Солисты – Галина Королева, Андрей Борисенко.
Канкан. Исполняют все участники вечера.
Французская оперетта представляет собой стильную, тонкую, изысканную пародию, обличающую пороки современного общества. Семейная ссора Эвридики и Орфея превращается в роскошную дуэль сопрано и скрипки. От производимых виртуозами сложнейших пассажей захватывает дух. А мифологическому супругу приходится наблюдать за сценой со стороны. Не менее эффектно обставлен и дуэт Эвридики и Юпитера. Повелитель Олимпа превратился в шмеля и теперь думает, как овладеть прелестной дамой. Здесь можно услышать жужжание гигантского насекомого и увидеть весьма пикантные ухаживания. Между тем, верховное божество эпохи Античности отнюдь не так ловко, как ему хотелось бы. Вот и приходится иметь дело не с одной или двумя, а с целым квинтетом обманутых женщин.
Концерт всегда проходит на одном дыхании. Вечер таит в себе множество приятных сюрпризов и открытий. Оперетта – праздник, который хочется унести с собой. Или хотя бы его частицу в виде хорошего настроения и вдохновения.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Оперетту называют «легким» жанром неслучайно. Каждый спектакль воспринимается зрителями как праздник, полный ярких событий, приятных сюрпризов, незабываемых встреч. Все, что происходит на сцене, делается словно играючи, непринужденно, ловко, искренне и естественно. Большинству театралов и в голову не приходит, как все сложно на самом деле. Парящая, беззаботная легкость – результат кропотливого труда, неустанного оттачивания мастерства. Это бесконечный творческий поиск новых ходов, фишек, изюминок, которые «зацепят» любителя театра, заставят его поверить во все подчас невероятные обстоятельства, продиктованные сюжетом.
Артист оперетты – специалист особенный, синтетический. Он должен уметь петь, как в опере, танцевать, как в балете и играть, как в драме, причем очень часто делать все это ему приходится одновременно.
Существует два основных типа героев классической европейской оперетты: лирический дуэт и комический дуэт. Симпатии веселой пары чаще всего оказываются на стороне главных героев (нередко представители разных сюжетных линий дружны или связаны родственными узами). Все вместе они распутывают хитро сплетенный клубок заговоров и интриг, и в финале обретают желанное, выстраданное, абсолютно заслуженное счастье.
Отдельный тип опереточных героев – немолодой комический дуэт. Это могут быть неизвестные родственники кого-либо из центральных персонажей или, например, навязываемые богатые женихи. Между тем, у каждого персонажа среднего возраста и старше тоже есть своя любовная история, очень красивая, романтичная, порой грустная и печальная. Если в спектакле есть такая пара, то именно этим людям приходится распутывать личные проблемы юнцов. Разумеется, закон жанра предполагает исключительно счастливый конец.
Концерт «Четыре короля оперетты» представляет собой яркий костюмированный бал, посвященный творчеству знаменитых европейских мастеров, подаривших потомкам немало шедевров самого «легкого» жанра музыкального театра – И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ж.Оффенбаха. В исполнении солистов и симфонического оркестра театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Валерия Крицкова звучат знаменитые, но не заезженные фрагменты любимых сочинений легендарных композиторов.
Король первый – Иоганн Штраус (1825 – 1899).
«Цыганский барон» (1885):
Увертюра. Исполняет оркестр.
Ария Баринкая. Солист – Александр Мартынов (баритон).
Песня Саффи. Солистка – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано).
Дуэт Саффи и Баринкая. Солисты – Светлана Скрипкина, Александр Мартынов.
Куплеты Омоная. Солист – Андрей Борисенко (баритон).
Увертюра с первых секунд погружает нас в неповторимую атмосферу Вены с ее вальсами, польками, мазурками и иными бальными танцами. В этой музыке – вольный дух цыганского народа, его страсть, характер, стремление к абсолютной свободе. Здесь и зажигательные пляски, и свободно гуляющий по миру ветер, и почти домашний уют кочевого лагеря, и тепло очага. Красавица-цыганка Саффи воплотила все эти мотивы в своей песне. Здесь есть природный магнетизм, темперамент, любовь к свободе, ворожба. Горячий, насыщенный, опьяняющий голос захватывает зрителей. А вот Баринкай, персонаж-романтик, только что вернувшийся из дальних странствий, в этот вечер кажется абсолютно равнодушным. Зато «пожилой» Омонай – бодрый, неунывающий человек. Веселыми куплетами он дарит щедрую порцию хорошего настроения.
Король второй – Франц Легар (1870 – 1948).
«Веселая вдова» (1905):
Увертюра. Исполняет оркестр.
Ария графа Данило. Солист – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон).
Песня Ганны. Солистка – Нестан Мебония (сопрано).
Дуэт Ганны и Данило. Солисты – Нестан Мебония, Илья Кузьмин.
Дуэт Камилла и Валентины. Солисты – Нурлан Бекмухамбетов (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Секстет. Солисты – Илья Кузьмин, Нурлан Бакмухамбетов, Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон), Максим Остроухов (тенор), Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон), Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас).
Эта оперетта – приглашение в романтический мир Парижа, его великосветских салонов, роскошных ресторанов, хитрых чиновников, галантных кавалеров и прекрасных дам. Здесь лицемерие дипломатии музыкально и драматически конфликтует со стремлением главных героев к душевной чистоте, солнечному свету, подкупающей естественности и искренности. Потому и стремится благородный аристократ граф Данило каждую свободную минуту провести в легендарном ресторане «Максим», месте, «где забываешь скуку и на душе светлей». Центральный образ оперетты – Ганна Главари, молодая вдова, наследница огромного состояния. Ее песня – красивая романтическая история – полна разных красок: боли, света, веры, надежды, отчаяния, ностальгии, оптимизма. Здесь есть легкая, светлая грусть, нежность, искренность. Лирический дуэт Ганны и Данило – сосредоточение красоты, естественности, мечтательности и наивности. А вторая пара – Камилл и Валентина – представляют комическую сюжетную линию. Их дуэт начинается холодно, а завершается горячим, страстным свиданием в беседке. Это весьма эффектное воплощение тезиса о взаимном притяжении противоположностей: она – лед, он – пламень. Завершает этот «блок» концерта настоящий тост, который шесть мужчин провозглашают во имя женщин.
Король третий – Имре Кальман (1882 – 1953).
«Королева чардаша», или «Сильва» (1915):
Увертюра. Исполняет оркестр.
Терцет Сильвы, Бони и Ферри. Солисты – Галина Бадиковская (сопрано), Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор), Сергей Шеремет.
Дуэт Сильвы и Эвина. Солисты – Галина Бадиковская, Александр Попов (баритон).
Дуэт Стасси и Бони. Солисты – Анна Синицына (меццо-сопрано), Александр Богданов.
Песня Сильвы. Солисты – Галина Бадиковская, Александр Богданов, Сергей Шеремет.
Одно из наиболее знаменитых сочинений И.Кальмана представляет собой билет в манящий мир театрального закулисья. Место действия – кабаре «Орфеум». Нешуточные страсти развиваются вокруг яркой звезды, кумира многочисленной публики, ежедневно до отказа забивающей зал. Артистка Сильва влюблена в молодого князя Эдвина. Сиятельные родители категорически не одобряют увлечение своего сына, тем более, у него уже много лет, с самого детства, есть невеста – графиня Стасси. Но на торжестве, посвященном помолвке, девушка влюбляется в друга своего жениха – графа Бони. В концерте звучат два прекрасных дуэта. Первый – лирический: Сильва и Эдвин вспоминают о своей помолвке, наспех организованной за кулисами театра. Музыка наполнена разнообразными чувствами – светлой грустью и мрачной обидой, легким сожалением и жаркими страстями, незабываемыми ощущениями, изящной иронией и сарказмом. Второй – комический. Бонни и Стасси в стремительной, юмористической, шутливой, энергичной форме фантазируют о том, что было бы, вступи они в брак. «…влюбленных всех лишает разума любовь. Все это знают и понимают, но все равно влюбляться будут вновь и вновь». Блестящий штрих к портрету Сильвы – ее знаменитая песня. Здесь в гармонии сходятся героическое и комическое, лирическое и эмоциональное. «Да, счастья не ищи ты в высоте небесной! Оно перед тобой красой блестит чудесной! … Частица черта в нас, в сиянье женских глаз, и наш коварный взгляд в душе рождает Ад…». Несколько веселых ноток добавляет и оптимистическая песня Бони о том, что «мы живем только раз!».
Король четвертый – Жак Оффенбах (1819 – 1880).
«Орфей в аду» (1874):
Дуэт Эвридики и Орфея. Солисты – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Александр Богданов, Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка).
Ансамбль обманутых женщин. Солистки – Галина Бадиковская, Галина Королева, Нестан Мебония, Анна Синицына, Светлана Скрипкина.
Дуэт Эвридики и Юпитера. Солисты – Галина Королева, Андрей Борисенко.
Канкан. Исполняют все участники вечера.
Французская оперетта представляет собой стильную, тонкую, изысканную пародию, обличающую пороки современного общества. Семейная ссора Эвридики и Орфея превращается в роскошную дуэль сопрано и скрипки. От производимых виртуозами сложнейших пассажей захватывает дух. А мифологическому супругу приходится наблюдать за сценой со стороны. Не менее эффектно обставлен и дуэт Эвридики и Юпитера. Повелитель Олимпа превратился в шмеля и теперь думает, как овладеть прелестной дамой. Здесь можно услышать жужжание гигантского насекомого и увидеть весьма пикантные ухаживания. Между тем, верховное божество эпохи Античности отнюдь не так ловко, как ему хотелось бы. Вот и приходится иметь дело не с одной или двумя, а с целым квинтетом обманутых женщин.
Концерт всегда проходит на одном дыхании. Вечер таит в себе множество приятных сюрпризов и открытий. Оперетта – праздник, который хочется унести с собой. Или хотя бы его частицу в виде хорошего настроения и вдохновения.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии