интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Светлый пасхальный триумф Маргариты на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

 
 
 

Светлый пасхальный триумф Маргариты на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 20-01-2019, 05:54, посмотрело: 1178

С 15 января по 3 февраля 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова проходит традиционный Крещенский фестиваль. В нынешнем году это грандиозное торжество музыки и драмы, вокального и актерского искусства получило название «Главный дирижер».

18 января был показан шедевр эпохи романтизма – опера французского композитора Ш.Гуно (1818 – 1893) «Фауст» (либретто Ж.Барбье и М.Карре, литературная основа – главы из одноименной трагедии И.В.Гете).

Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Костюмы – Светлана Грищенкова.
Свет – Никита Смолов.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики – Сергей Сатаров.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.

Дирижер – Ян Латам-Кениг.

Светлый пасхальный триумф Маргариты на Крещенском фестивале в "Новой Опере"В ролях:
Доктор ФаустХачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
МаргаритаЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
МефистофельЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Валентин, брат МаргаритыАлексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Зибель, студентГаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Марта, соседка МаргаритыИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Вагнер, солдатДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
КлетчатыйСергей Сатаров;
ПажВасилий Петров-Жеребченко.
Студенты, солдаты, горожане, девушки, женщины, духи – артисты хора.

Соло в оркестре:
Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса, орган);
Маргарита Якунина (орган).

Музыкальный руководитель постановки, главный дирижер театра «Новая Опера» Ян Латам-Кениг отмечает стиль шедевра Ш.Гуно как традиционный, «полностью отвечающий французскому мировоззрению, ментальности». Согласно утверждению Маэстро, «слушая «Фауста», замечаешь много элементов. В первую очередь, это особенный музыкальный стиль, не имеющий ничего общего с немецким и даже с русским… Музыка Гуно никогда не бывает «размытой». Она всегда предельно четкая. Какой бы драматической не была сюжетная ситуация, в звучании не будет никакой вульгарной «театральности». Ключевую идею оперы, ее краеугольный камень дирижер представляет как «концепцию добра и зла, идею вечной молодости».

Действительно, музыкальный материал в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Яна Латам-Кенига – тонкий, стильный, изысканный, глубоко интеллектуальный, эстетически обогащенный фундамент спектакля. Живописные полотна, которые возникают в воображении зрителей, многократно усиливают впечатление от созерцаемой сценографии. Образы героев, думающих, любящих, страдающих, мечтающих, грустящих, веселящихся, созерцающих, действующих, переживающих, интригующих, живущих и умирающих, раскрываются в чудесных ариях, дуэтах и ансамблях.

Едва ли не каждый номер оперы – настоящий хит, неизменно дарящий меломанам несколько ярких, незабываемых, по-настоящему счастливых минут. Музыка обогащает персонажей, делает их максимально живыми, настоящими, человечными.

Режиссер Екатерина Одегова попыталась соединить в некоем симбиозе два совершенно разных произведения – оперу «Фауст» и роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (знаменитый советский писатель был преданным поклонником шедевра французского музыкального театра, и даже центральный женский образ в обоих произведениях получил одинаковое имя). В результате помолодевший доктор Фауст и его «верный товарищ» Мефистофель на протяжении всего действия оказываются то в стилизованной под советскую коммуналку каморке, то в старинном немецком городке. Удалось ли постановщику воплотить свое оригинальное решение? Пусть каждый зритель решит это для себя, согласно собственным ощущениям!

Выглядит все очень красиво, каждая сцена интересна, некоторые эпизоды попросту завораживают. Пожалуй, самой нежной, одухотворенной, прекрасной мне представляется сцена в саду Маргариты (второе действие спектакля). Спокойные, пастельные цвета, минимум предметов, аскетичная простота и первозданная прелесть природы – все это наиболее ярко иллюстрирует светлую, чистую, непорочную душу героини.

Коварный Мефистофель не просто так дарит Фаусту возможность вновь насладиться незабываемыми мгновениями юности, еще раз испытать сильные, искренние чувства, с головой погрузиться в бездонный омут горячих страстей. Безмерно обаятельный колдун лишь показывает нам спектакль. Все, что происходит с героями, оказывается четко запрограммированной иллюзией, снятой на камеру и показанной потом в кинотеатре. Да-да, оформление сценического пространства очень напоминает огромный телевизор или кинозал.

Что же самое приятное? Мы видим абсолютно настоящих людей. Их чувства искренни, взаимоотношения трогают до глубины души. Созерцая этот спектакль и слушая великую музыку в виртуозном исполнении, зрители просто не могут не сопереживать персонажам, не симпатизировать, не отторгать, не интересоваться всеми перипетиями знаменитого сюжета.

Драматическое нутро оперы представляет собой главы из трагедии И.В.Гете. Разумеется, для такого спектакля были выбраны сцены, максимально пропитанные чувствами, эмоциями, страстями. Глубокие философские размышления просто не легли бы на музыку, да и яркого, динамичного действия не получилось бы.

Все, что мы видим на сцене, представляет собой поединок двух персонажей – Мефистофеля и Маргариты. Герои находятся по разные стороны баррикад.

Мефистофель в исполнении Евгения Ставинского – не просто темный повелитель, Князь Тьмы. Прежде всего, перед нами возникает человек с глубоким, сложным, многогранным внутренним миром. Он дерзок и обаятелен, могущественен и коварен. Наблюдать за тем, как артист развивает своего героя, делает его все более интересным – истинное удовольствие для зрителя. Персонаж серьезен, но иногда все вокруг сотрясает его мощный, раскатистый, громоподобный смех. Он очень вдумчив, тщательно просчитывает каждый следующий шаг, но ни на одно мгновение не становится скучным «академиком» старого образца. А голос у певца потрясающий! Он проникает глубоко в душу меломана, в течение трех с половиной часов контролирует его мысли. Истинный колдун, блестящий!

Образ Маргариты, созданный Екатериной Петровой, буквально пропитан живостью и обаянием юности. Скромная, простая, глубоко верующая, благовоспитанная девушка, искренне преданная старшему брату – единственному оставшемуся у нее родственнику, ушедшему на войну, - заметно смущается при виде изысканного, элегантно одетого, благовоспитанного молодого человека. А какое потрясающее преображение случается с героиней, когда она видит красивую шкатулку, очень кстати оставленную у дверей маленького домика! Глаза горят, голос расцветает яркими красками и заполняет пространство сложнейшими, головокружительными пассажами. «Ты ли это, Маргарита?!!?». А дальше – первая любовь, эта чудесная «весна жизни»… И вокруг красота – благоухающие цветы, распускающиеся деревья, поющие птицы и журчащие ручьи. Счастье!

А что же было потом? Расплата за запретное чувство, спровоцированное сверхъестественными силами. И видим мы уже не ту беспечно порхающую, легко и изящно кружащуюся в танце девочку, а молодую женщину, терзаемую черной магией. В ее голове звучат песни духов, она больше не может молиться. Но тяжелые испытания открывают сильный, несгибаемый характер, мощный энергетический стержень внутри Маргариты. Голос крепнет, хотя она кажется такой хрупкой, тонкой и нежной.

В итоге – триумф Добра, который приходится на первые секунды светлого Христова Воскресенья. Да-да, опера завершается радостным возвещением о наступлении долгожданной Пасхи, которая, волей случая, совпала с праздником нечистых сил – Вальпургиевой ночью.

Мефистофель – главный творец всего происходящего, драматург и режиссер в одном лице. Все, что является зрителю в спектакле – иллюзия, ловко продуманная и воплощенная этим темным магом и философом. Многолетние наблюдения за людьми позволили ему поставить этот эксперимент.

Доктор Фауст – персонаж, предстающий в двух лицах. Сначала мы знакомимся со старым ученым, завершающим свой жизненный путь, не нашедшем удовлетворения в науке. Его единственная мечта – величайшее сокровище, бесценный дар юности. Молодым ведь подвластно все – и время, и деньги, и чувства, и многое другое. Во всяком случае, такую иллюзию давно уже создала народная молва. Человек, одержимый подобными мыслями – идеальный «клиент» для искусителя. Он ведь даже не будет задумываться о последствиях, а просто подпишет контракт.
Хачатур Бадалян предстает в образе чрезвычайно уставшего от жизни доктора, вечно что-то ищущего, исследующего. Голос отражает тяжесть груза свалившейся на героя информации, главным образом бесполезной. Но в нем также слышатся мотивы давних грехов и не исполненных желаний. А если этот персонаж на что-то решился – преображается мгновенно, как внешне, так и внутренне.

На первый взгляд, молодой Фауст – совсем другой человек: легкая походка, обаятельная улыбка, юный, завораживающе прекрасный светлый, «журчащий», согревающий голос. Но ведь перед зрителями – очередная иллюзия. Романтический герой, благородный красавец из высшего общества (таким его представляет Маргарита), приближаясь к трагической развязке, становится все более раздражительным и нервным. Не так уж и не похож юноша на того почтенного старца!

Бравый солдат Валентин (Алексей Богданчиков) – еще одна «игрушка» в руках Мефистофеля. Изначально это веселый, беспечный человек, искренне любящий свою сестру Маргариту, беспокоящийся о ее безопасности на время своего очередного военного похода. Бархатный, теплый, красивый голос его полон силы, мужества, отваги и благородства. Истинный герой, готовый встать на защиту своих родных и близких.
Возвращение домой меняет персонажа до неузнаваемости. Если раньше его глаза искрились мягким светом, то теперь они мечут громовые молнии. От благородства не осталось и следа, изначально доброго человека сотрясают ненависть и презрение. Голос теперь не ласкает слух, а вызывает мороз по коже.

А вот студент Зибель (Гаяне Бабаджанян) свое испытание темными силами выдержал. Прежде всего, обаятельный юноша, обладающий девичьей грацией и теплым, медовым, насыщенным голосом богатого оттенка, находит, как можно легко и быстро избавиться от последствий проклятья, наложенного Мефистофелем.
Это – лирический герой, обладатель тонкой, хрупкой, нежной души. Он сам похож на те свежие, благоухающие цветы, которые с любовью собирал для Маргариты.

Соло, дуэты и ансамбли прекрасно характеризуют персонажей, максимально раскрывают их человеческое нутро. Но есть в опере еще и несколько замечательных хоровых эпизодов. Массовые сцены знакомят нас со старинным немецким городком, его нравами и обычаями, приглашают в царство Мефистофеля и возвещают о наступлении светлого праздника Пасхи. Восхитительная полифония несет в зрительный зал самые разные настроения – от радости до печали, от беспечности до ужаса.

Театр – место, где постоянно случаются чудеса. Вот и гости «Новой Оперы» встретили Пасху уже 18 января, в крещенский сочельник. И праздник начался триумфом света, безоговорочной победой добра над злом.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр