12 декабря 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова звучал истинный шедевр европейского романтизма – «Фауст». Сочинение объединило два памятника искусства XIX века – музыку француза Ш.Гуно (на либретто Ж.Барбье и М.Карре) и поэтическую драматургию немца И.В.Гете.
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Костюмы – Светлана Грищенкова.
Свет – Никита Смолов.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики – Сергей Сатаров.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.
Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Доктор Фауст – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Маргарита – Елизавета Соина (сопрано);
Мефистофель – Алексей Антонов (бас);
Валентин, брат Маргариты – Артем Гарнов (баритон);
Зибель, студент – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Марта, соседка Маргариты – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Вагнер, солдат – Борис Жуков (бас);
Студенты, девушки, женщины, солдаты, горожане, духи – артисты хора.
Все, что происходит на сцене в этом спектакле, представляется мне волшебной сказкой, где чудеса случаются чуть ли не на каждом шагу. Мы видим некую иллюзию, и представляет ее на суд зрителей настоящий маг-фокусник-чародей-драматург-насмешник. Во всех лицах един персонаж, заведомо наделенный неисчерпаемыми сверхъестественными возможностями. Князь Тьмы. Мефистофель. Один взмах его руки – и яд превращается в эликсир жизни, а не самое лучшее вино – в напиток высшего качества. Он искушает, провоцирует, наблюдает, исследует. Его ледяной смех заглушает ласковое воркование влюбленных голубков, а острый мрачный взгляд пронзает живописное пространство цветущего сада Маргариты.
Алексей Антонов мастерски воплотил образ мага, управляющего не только происходящим, но и собственным голосом, вкрадчивым и таинственным, мощным и инфернальным, острым и леденящим.
Мефистофель – драматург и режиссер развивающегося действа. Кажется, ему подвластно все, вплоть до прохладных капель журчащего ручейка и благоухающих лепестков роз, мыслей, чувств и поступков героев. Но это не так. Коварный, безумно обаятельный ловкач-искуситель абсолютно бессилен против света, любви и добродетели, живущих в душе и сердце Маргариты. Эта хрупкая, нежная, чистая девушка находит в себе нечеловеческие силы для борьбы с повелителем тьмы. Подобно прекрасному цветку, она раскрывается, завидев потрясающие драгоценности. Неведомая сила, непонятная мрачному властелину, быстро возвращает героиню обратно, она же помогает выстоять в вечной, как мир борьбе Добродетели и Порока, Солнца и Луны, Дня и Ночи.
Голос Елизаветы Соиной, мягкий, глубокий, теплый, рисует образы нежной лирической героини и безгранично сильной воительницы, защищающей свое сердце, душу, внутренний мир
Режиссер внутри спектакля… Произнося эту фразу, я провожу параллель с воспоминаниями К.С.Станиславского, описанными в знаменитой книге «Моя жизнь в искусстве». Великий реформатор отечественного театра в самом начале рассказывает, как в детстве играл со своими братьями и сестрами, придумывал куклам и игрушкам биографии, на основании этих выдумок ставил спектакли, которые затем показывал старшим родственникам и их гостям.
Аналогичным образом поступает в нашей истории Мефистофель. Он пытается вмешаться в жизни остальных персонажей, а в конце концов завладеть их душами. Именно такая участь – навсегда попасть в услужение к дьяволу, уготована титульному герою оперы – доктору Фаусту. Старый ученый, всю жизнь занимавшийся наукой, понимает, что достиг полного одиночества, а познания его не позволили сделать важнейшее открытие. «Я печален и одинок» - утверждает он в первом акте. Свой последний день персонаж встречает один – без родных и друзей (их у него просто нет). А как хочется вновь вдохнуть волшебный, пьянящий воздух юности, почувствовать себя сильным, здоровым, неотразимым! Дорогой доктор, в жизни возможно все! Главное – правильные знакомства! Только будьте предельно внимательны – цена за несколько часов эйфории может оказаться непомерно высокой! А выплатить этот долг придется целиком и полностью!
Получилось ли у нашего драматурга совершить волшебное преображение! Да, безусловно! Но только до той степени, к какой он стремился. В итоге у чудесно помолодевшего доктора иногда проскальзывает несвойственное юным ворчание, а ноги его порой предательски подкашиваются. Лицо без морщин и свободно льющийся солнечный голос (правда, с холодными, мрачными нотками) – это еще не законченный портрет героя, способного полностью завладеть мыслями, чувствами, душой и телом «прекрасной барышни».
Голос Георгия Фараджева сияет разными красками – светлым журчащим лиризмом влюбленного героя, ледяным пренебрежением доктора к гостю из Преисподней, меланхоличным драматизмом старого, умирающего ученого.
Не только Маргарита активно сопротивляется черным чарам, но и безответно влюбленный в нее студент Зибель. Темный маг пытается воздействовать и на этого персонажа, лишая его возможности собирать свежие, благоухающие букеты. Но ведь есть же священные места со святой водой! Немного живительной влаги – и цветы больше не вянут в руках доброго, светлого, искреннего, романтично-восторженного юноши. «Победа! Победа! Сатана, я смеюсь над тобой!».
Голос Гаяне Бабаджанян полон мягкости, теплоты, сочных медовых красок. Персонаж травести буквально излучает свет и добро.
А вот Валентин, брат Маргариты и бравый воин, не смог противостоять магической силе. Не зря в начале спектакля он слышит пророчество: «Ты будешь убит кем-то, кого я знаю». Солдат, только что вернувшийся невредимым с войны, погибает от руки светского человека, недалеко от собственного дома. А ведь сперва это был глубоко лирический герой, всерьез обеспокоенный судьбой оставляемой в одиночестве сестры! Пара вмешательств черного колдуна – и мы уже видим злого, агрессивно настроенного рыцаря, проклинающего родного человека.
Голос Артема Гарнова, мягкий, бархатный, благородный, в начале спектакля соответствует лирическому герою, верному и преданному защитнику родных и близких, а также отечества. В конце истории он обретает драматические черты. На смену свету и теплу приходят ледяное презрение, ярость и агрессия.
Есть в этом спектакле персонажи, выделяющиеся из общего трагического рисунка. Это соседка героини Марта, своими манерами и нарядами напоминающая выходца из оперетты, и радушный, беззаботный солдат Вагнер. Но и их судьбы не усеяны лепестками роз: она теперь вдова, он не возвращается домой с войны. Разумеется, оба события подстроены все тем же иллюзионистом-режиссером.
Музыкальный материал оперы полон живых, глубоко человеческих образов. Здесь можно уловить и яркие индивидуальности каждого героя, и их постоянное взаимодействие. Восхитительные, всепоглощающие мелодии в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Яна Латам-Кенига рисуют вечные темы Добра и Зла, Света и Мрака, Солнца и Туч, Любви и Дружбы, Верности и Предательства, Счастья и Горя.
Трагедия И.В.Гете «Фауст» и одноименная опера Ш.Гуно родились в XIX веке. Эпоха романтизма явила миру немало замечательных образов «одиночек», стремящихся сбежать от окружающей их действительности. Они искали лучшую жизнь в сверхъестественных мирах. Именно поэтому тогда широкое распространение получили сказочные, фантастические сюжеты. Здесь «волк-одиночка» - не кто иной, как Мефистофель. Князь Тьмы попытался написать на наших глазах мрачную, загадочную историю, ориентированную на его строгий, взыскательный вкус. Увы, не получилось. Зато вышел прекрасный спектакль, где чудеса встречаются повсеместно, а герои живут своей жизнью, несмотря на вмешательство сторонних сверхчеловеческих сил.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Костюмы – Светлана Грищенкова.
Свет – Никита Смолов.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики – Сергей Сатаров.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.
Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Доктор Фауст – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Маргарита – Елизавета Соина (сопрано);
Мефистофель – Алексей Антонов (бас);
Валентин, брат Маргариты – Артем Гарнов (баритон);
Зибель, студент – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Марта, соседка Маргариты – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Вагнер, солдат – Борис Жуков (бас);
Студенты, девушки, женщины, солдаты, горожане, духи – артисты хора.
Все, что происходит на сцене в этом спектакле, представляется мне волшебной сказкой, где чудеса случаются чуть ли не на каждом шагу. Мы видим некую иллюзию, и представляет ее на суд зрителей настоящий маг-фокусник-чародей-драматург-насмешник. Во всех лицах един персонаж, заведомо наделенный неисчерпаемыми сверхъестественными возможностями. Князь Тьмы. Мефистофель. Один взмах его руки – и яд превращается в эликсир жизни, а не самое лучшее вино – в напиток высшего качества. Он искушает, провоцирует, наблюдает, исследует. Его ледяной смех заглушает ласковое воркование влюбленных голубков, а острый мрачный взгляд пронзает живописное пространство цветущего сада Маргариты.
Алексей Антонов мастерски воплотил образ мага, управляющего не только происходящим, но и собственным голосом, вкрадчивым и таинственным, мощным и инфернальным, острым и леденящим.
Мефистофель – драматург и режиссер развивающегося действа. Кажется, ему подвластно все, вплоть до прохладных капель журчащего ручейка и благоухающих лепестков роз, мыслей, чувств и поступков героев. Но это не так. Коварный, безумно обаятельный ловкач-искуситель абсолютно бессилен против света, любви и добродетели, живущих в душе и сердце Маргариты. Эта хрупкая, нежная, чистая девушка находит в себе нечеловеческие силы для борьбы с повелителем тьмы. Подобно прекрасному цветку, она раскрывается, завидев потрясающие драгоценности. Неведомая сила, непонятная мрачному властелину, быстро возвращает героиню обратно, она же помогает выстоять в вечной, как мир борьбе Добродетели и Порока, Солнца и Луны, Дня и Ночи.
Голос Елизаветы Соиной, мягкий, глубокий, теплый, рисует образы нежной лирической героини и безгранично сильной воительницы, защищающей свое сердце, душу, внутренний мир
Режиссер внутри спектакля… Произнося эту фразу, я провожу параллель с воспоминаниями К.С.Станиславского, описанными в знаменитой книге «Моя жизнь в искусстве». Великий реформатор отечественного театра в самом начале рассказывает, как в детстве играл со своими братьями и сестрами, придумывал куклам и игрушкам биографии, на основании этих выдумок ставил спектакли, которые затем показывал старшим родственникам и их гостям.
Аналогичным образом поступает в нашей истории Мефистофель. Он пытается вмешаться в жизни остальных персонажей, а в конце концов завладеть их душами. Именно такая участь – навсегда попасть в услужение к дьяволу, уготована титульному герою оперы – доктору Фаусту. Старый ученый, всю жизнь занимавшийся наукой, понимает, что достиг полного одиночества, а познания его не позволили сделать важнейшее открытие. «Я печален и одинок» - утверждает он в первом акте. Свой последний день персонаж встречает один – без родных и друзей (их у него просто нет). А как хочется вновь вдохнуть волшебный, пьянящий воздух юности, почувствовать себя сильным, здоровым, неотразимым! Дорогой доктор, в жизни возможно все! Главное – правильные знакомства! Только будьте предельно внимательны – цена за несколько часов эйфории может оказаться непомерно высокой! А выплатить этот долг придется целиком и полностью!
Получилось ли у нашего драматурга совершить волшебное преображение! Да, безусловно! Но только до той степени, к какой он стремился. В итоге у чудесно помолодевшего доктора иногда проскальзывает несвойственное юным ворчание, а ноги его порой предательски подкашиваются. Лицо без морщин и свободно льющийся солнечный голос (правда, с холодными, мрачными нотками) – это еще не законченный портрет героя, способного полностью завладеть мыслями, чувствами, душой и телом «прекрасной барышни».
Голос Георгия Фараджева сияет разными красками – светлым журчащим лиризмом влюбленного героя, ледяным пренебрежением доктора к гостю из Преисподней, меланхоличным драматизмом старого, умирающего ученого.
Не только Маргарита активно сопротивляется черным чарам, но и безответно влюбленный в нее студент Зибель. Темный маг пытается воздействовать и на этого персонажа, лишая его возможности собирать свежие, благоухающие букеты. Но ведь есть же священные места со святой водой! Немного живительной влаги – и цветы больше не вянут в руках доброго, светлого, искреннего, романтично-восторженного юноши. «Победа! Победа! Сатана, я смеюсь над тобой!».
Голос Гаяне Бабаджанян полон мягкости, теплоты, сочных медовых красок. Персонаж травести буквально излучает свет и добро.
А вот Валентин, брат Маргариты и бравый воин, не смог противостоять магической силе. Не зря в начале спектакля он слышит пророчество: «Ты будешь убит кем-то, кого я знаю». Солдат, только что вернувшийся невредимым с войны, погибает от руки светского человека, недалеко от собственного дома. А ведь сперва это был глубоко лирический герой, всерьез обеспокоенный судьбой оставляемой в одиночестве сестры! Пара вмешательств черного колдуна – и мы уже видим злого, агрессивно настроенного рыцаря, проклинающего родного человека.
Голос Артема Гарнова, мягкий, бархатный, благородный, в начале спектакля соответствует лирическому герою, верному и преданному защитнику родных и близких, а также отечества. В конце истории он обретает драматические черты. На смену свету и теплу приходят ледяное презрение, ярость и агрессия.
Есть в этом спектакле персонажи, выделяющиеся из общего трагического рисунка. Это соседка героини Марта, своими манерами и нарядами напоминающая выходца из оперетты, и радушный, беззаботный солдат Вагнер. Но и их судьбы не усеяны лепестками роз: она теперь вдова, он не возвращается домой с войны. Разумеется, оба события подстроены все тем же иллюзионистом-режиссером.
Музыкальный материал оперы полон живых, глубоко человеческих образов. Здесь можно уловить и яркие индивидуальности каждого героя, и их постоянное взаимодействие. Восхитительные, всепоглощающие мелодии в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Яна Латам-Кенига рисуют вечные темы Добра и Зла, Света и Мрака, Солнца и Туч, Любви и Дружбы, Верности и Предательства, Счастья и Горя.
Трагедия И.В.Гете «Фауст» и одноименная опера Ш.Гуно родились в XIX веке. Эпоха романтизма явила миру немало замечательных образов «одиночек», стремящихся сбежать от окружающей их действительности. Они искали лучшую жизнь в сверхъестественных мирах. Именно поэтому тогда широкое распространение получили сказочные, фантастические сюжеты. Здесь «волк-одиночка» - не кто иной, как Мефистофель. Князь Тьмы попытался написать на наших глазах мрачную, загадочную историю, ориентированную на его строгий, взыскательный вкус. Увы, не получилось. Зато вышел прекрасный спектакль, где чудеса встречаются повсеместно, а герои живут своей жизнью, несмотря на вмешательство сторонних сверхчеловеческих сил.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии