интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » История и мистика, любовь и ревность, свет и тьма как основные мотивы драматургии "Царской невесты"

 
 
 

История и мистика, любовь и ревность, свет и тьма как основные мотивы драматургии "Царской невесты"

Автор: Ольга Пурчинская от 5-03-2018, 00:52, посмотрело: 1357

2 марта 2018 года в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло 55-е представление спектакля «Царская невеста» (сочинение Н.А.Римского-Корсакова в двух действиях на либретто композитора в соавторстве с И.Тюменевым, литературная основа – одноименная драма Л.Мея) в постановке Юрия Грымова.
Музыкальный руководитель – Феликс Коробов (Заслуженный артист России, Заслуженный артист Республики Абхазия).
Сценография – Владимир Максимов.
Костюмы – Мария Данилова (лауреат Государственной премии России).
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Андрей Лазарев.
Художник по свету – Сергей Мартынов.
Балетмейстер – Игорь Маклов.
Премьера состоялась 23 января 2005 года.

История и мистика, любовь и ревность, свет и тьма как основные мотивы драматургии "Царской невесты"Дирижер – Валерий Крицков.

В ролях:
Василий Собакин, купецАлексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Марфа, его дочьМария Буйносова (сопрано);
Григорий Грязной, опричникАртем Гарнов (баритон);
Малюта Скуратов, опричникСергей Тарасов (бас);
Иван Лыков, бояринВениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Любаша, любовница ГрязногоАнастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Бомелий, царский лекарьДмитрий Бобров (тенор);
Дуняша, подруга МарфыТатьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Домна Сабурова, мать ДуняшиНаталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
Опричники, бояре и боярыни, песенники и песенницы, плясуньи, сенные девушки, слуги, народ – артисты хора.

Охарактеризовать эту оперу в двух словах можно как драму с элементами мистического триллера, основанную на исторических фактах. Основная сюжетная линия - зафиксированный в хрониках факт о том, как искали невесту для царя Ивана Грозного. Практически все персонажи – реальные люди. Их сложные характеры и межличностные взаимодействия раскрываются в насыщенном музыкальном материале и играют яркими красками благодаря выраженному драматическому таланту солистов и артистов хора.

Симфонический оркестр театра под управлением Валерия Крицкова отправляет зрителей в Москву времен опричнины – темного, мрачного, угнетающего периода истории России. Мелодии, главным образом, создают соответствующую атмосферу и поддерживают необходимое настроение. Кроме того, звуковой фон вызывает ощущение чего-то таинственного, загадочного, мистического. Действительно, некоторые события, происходящие в опере, заурядными назвать нельзя. Магия это или шарлатантство – вопрос неоднозначный, но ясно одно: в жизнь людей вмешиваются неведомые силы, лихо меняющие жанр произведения с обыкновенной драмы на остросюжетный триллер.

Режиссер спектакля Юрий Грымов сделал центральной фигурой истории Любашу. В этой партии дебютировала Анастасия Лепешинская. Героиня получилась горячей, страстной, темпераментной. Она любит просто, искренне, по-настоящему, а за счастье свое готова бороться любыми способами. Если в начале мы видим глубокую, страдающую натуру с большим сердцем и широкой душой (а как иначе так взяла бы за душу ее песня?!), то постепенно ею овладевают силы зла. Кажется, по ходу спектакля Любаша попадает под действие сильнейших чар, толкающих ее на преступление. Глубокий, мягкий голос сперва полон теплоты, затем наполняется опустошающей болью и, постепенно, выжигающей ревностью, вытесняющей на дальний план все хорошее.

Той самой «Царской невестой» оказывается дочь богатого купца Марфа Собакина. В титульной партии впервые выступила Мария Буйносова. Главная героиня – воплощение внутреннего света, чистой души и доброго нрава. Голос похож на серебристый колокольчик, нежный и звонкий. Он умиротворяет и ласкает слух. Пока Марфа жива и здорова, ее образ полон энергии и тепла. Приняв порцию отравляющего зелья, она становится трогательно-хрупкой, почти прозрачной. Кажется, что последние слова она допевает уже не на земле, а по пути на небеса.

Виновник страданий обеих героинь – царский опричник Григорий Грязной. В исполнении Артема Гарнова исторический персонаж предстал сложной, противоречивой персоной. С одной стороны, он готов пойти на что угодно, чтобы достичь своей цели. С другой стороны, ему не чуждо и такое важное качество, как раскаяние. К сожалению, осознание тяжести собственного действия приходит к нему слишком поздно, когда уже нельзя повернуть время вспять. Искреннее раскаяние, глубокое страдание, ужас и боль наполняют его существо светом и позволяют принять его не просто одним из двигателей истории, а обыкновенным человеком. Голос меняется, в зависимости от обстоятельств, от брутально-мощного до бархатисто-мягкого, от холодного до теплого, от темного до светлого.

Есть в этой истории и лирический герой – боярин Иван Лыков (Вениамин Егоров), жених Марфы. Облик Ивана Сергеевича напоминает о трубадурах, вагантах и менестрелях. Персонаж покоряет искренностью чувств, живостью эмоций, молодецкой горячностью и чудесным голосом, передающим сложную палитру настроений, от окрыляющей радости до отягощающего отчаяния, от бодрости до меланхолии.

Алексей Тихомиров в партии купца Василия Собакина передал весь спектр чувств, живущих в душе его героя. Это и любящий отец, и щедрый хозяин, и справедливый человек, и успешный делец. Сложный многогранный образ полон доброты и тепла, силы и мужества. Неизгладимое впечатление производит сочетание глубокого драматизма и богатства красок голоса. Персонаж поистине многогранен: спокойный, уверенный в себе глава семейства; родитель, шокированный решением царя и вынужденный отказаться от своей дочери; человек, переживший своего ребенка, совершенно опустошенный морально.

Ярко выраженный характерный персонаж – царский лекарь Бомелий (Дмитрий Бобров). Известный, хитрый, коварный человек, активный делец, кто же он все-таки такой? Доктор или преступник? Волшебник или мошенник? Его главная сила – в знаниях из разных областей. Это – неисчерпаемый источник обогащения и бескрайний простор для деятельности. Предельная концентрация, неусыпное внимание, постоянное нахождение в самой гуще событий и добыча полезной информации – навыки, позволяющие немцу всегда быть «на коне». Голос вкрадчивый, проникающий, обволакивающий, оказывает едва ли не гипнотическое воздействие.

Один из самых жестоких опричников – Малюта Скуратов (Сергей Тарасов) – в этой опере предстает удивительно человечным. В истории о царской невесте он – большой любитель веселых пиров, шумных развлечений и лиричных, протяжных, берущих за душу песен. В то же время, перед нами – исполнитель царских указов, жестокий каратель врагов самодержца. Как же быть в ситуации, когда врагом оказывается приятель и коллега? Оттенки голоса артиста передают настроение.

Непростые времена выпадают на долю купчихи Домны Сабуровой (Наталья Креслина) и ее дочери Дуняши (Татьяна Табачук). В сложившихся обстоятельствах им приходится бороться с самими собой. Дуняша любит свою подругу Марфу, она полна теплоты, искренности и беззаботного веселья. Однако, как только становится ясно, на какой невесте остановил свой выбор царь, ближайшая товарка и ее мать как бы отстраняются от героини, появляется холодное почтение, благоговейный трепет и полное отчуждение.

Артисты хора не только наполнили зал восхитительной полифонией, но и внесли в спектакль несколько эффектных, зрелищных хореографических эпизодов. Опричники и бояре, сенные девушки и слуги, а также соседи Бомелия покорили изяществом движений в энергичных плясках.

Конфликт противоположностей, столкновение добра со злом, света с тьмой, любви с ревностью. Все это – мощный фундамент, на котором строится сложный сюжет оперы «Царская невеста». Классический любовный треугольник здесь развивается при непосредственном участии колдовства. Оттенок мистики делает эту историю по-настоящему интересной, захватывающей, держащей в напряжении до самого конца спектакля.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр