интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Историко-драматический триллер Н.А.Римского-Корсакова, Л.А.Мея и Ю.Грымова покидает "Новую Оперу"

 
 
 

Историко-драматический триллер Н.А.Римского-Корсакова, Л.А.Мея и Ю.Грымова покидает "Новую Оперу"

Автор: Ольга Пурчинская от 26-09-2014, 23:21, посмотрело: 2483

«Царская невеста» (1899) – продукт коллективного творчества композитора Н.А.Римского-Корсакова (1844 – 1908) и поэта Л.А.Мея (1822 – 1862), одноименная драма которого стала основой сюжета оперы. Автором либретто стал И.Тюменев (в соавторстве с композитором). Основу сюжета составляет исторический факт женитьбы царя Ивана Грозного. Драматург создавал свое произведение, делая акцент на творческо-художественной составляющей, в связи с чем достоверность становится здесь «персонажем второго плана».

22 октября 1899 года опус впервые продемонстрировали публике на сцене театра Московского товарищества русской частной оперы. В дальнейшем опера регулярно попадала в репертуар ведущих подмостков Российской Империи и Советского Союза. В XXI веке «Царская невеста» по-прежнему популярна, ее можно найти в афишах не только отечественных театров (Москвы, Санкт-Петербурга, Йошкар-Олы и т.д.), но и в городах Ближнего и Дальнего Зарубежья (Берлин, Лондон и т.д.).

23 января 2005 года свою версию драматического шедевра Н.А.Римского-Корсакова на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова представил режиссер Юрий Грымов (музыкальная редакция театра). За 9 сезонов было сыграно 27 представлений.

25 сентября 2014 года на глазах у публики, забившей зал до отказа, «Царская невеста» исполнялась в 28 – последний – раз. Великая драма, подобно птице Феникс, превратилась в пепел, блеснув перед этим ярчайшей вспышкой – великолепным представлением.

Музыка обладает волшебным свойством – она многократно усиливает воздействие сюжета на зрителя, обостряет его мысли и чувства. Оркестр театра «Новая Опера» под управлением Валерия Крицкова создает объемный, панорамный звук, оказывающий гипнотическое воздействие. Подобно огромной линзе, музыкальный фон нагнетает обстановку, при этом он настолько прозрачен, что лишь эффектно оттеняет доминирующие вокальные фрагменты.

Настроиться на события далекого XVI века зрителям помогает сложная деревянная конструкция, представляющая собой и терем, и монастырь, и улицу, и темницу (сценография – Владимир Максимов), а также пышные костюмы (лауреат Государственной премии России Мария Данилова), сшитые с учетом модных тенденций времен Ивана Грозного. Многослойные яркие сарафаны и монохромные черные кафтаны в сочетании с причудливыми головными уборами наглядно демонстрируют, как сложно приживалось в нашей стране что-то новое в допетровские времена. Богатство и пышность женского костюма контрастирует с почти аскетичной простотой формы опричников и бояр.

Кто же она такая – царская невеста? Юная Марфа (Заслуженная артистка России, лауреат премий «CastaDiva» и «Золотая маска» Татьяна Печникова, сопрано), дочь купца Василия Собакина (лауреат Международных конкурсов Виталий Ефанов, бас). Именно на нее в итоге пал выбор жестокого царя. Но сердце ее отдано другому – молодому боярину Ивану Лыкову (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор). Кроме того, девушка вызвала смятение в душе опричника Григория Грязного (лауреат Международного конкурса Анджей Белецкий, баритон). Роза ветров изменила направление чувств Григория, задев его любовницу Любашу (лауреат Международного конкурса Агунда Кулаева, меццо-сопрано). Та, естественно, намерена отомстить. А что может быть страшнее вендетты обиженной женщины? Теперь пути Григория и его подруги ведут в одну точку – дом царского лекаря Бомелия (Сергей Поляков, тенор), известного созданием магических зелий, снадобий и эликсиров. Одна «сторона» «любовного треугольника» приходит за приворотным зельем, другая – за ядом.

Будет свадьба или нет? Станет ли Марфа женой своего избранника или будет вынуждена идти под венец с царем? Найдет ли Григорий Грязной путь к сердцу объекта своей страсти? Сможет ли Любаша осуществить свой коварный план мести? Что же примет в итоге царская невеста – яд или приворотное зелье? Чем закончится эта остросюжетная драма с элементами триллера?

Счастье было близко: после смотрин Марфа вернулась домой, не обремененная статусом избранницы Государя. Но всего один визит меняет дело: появившийся в тереме Собакина опричник Малюта Скуратов (Сергей Артамонов, бас) объявляет, что царь выбрал себе в жены дочь купца. Вместе с шокирующей новостью он принес подарок для невесты. Роскошная обувь становится настоящим фетишем, которому, обходя теперь стороной «счастливую» избранницу, поочередно кланяются ее отец, купеческая жена Домна Сабурова (лауреат Международного конкурса Марина Ефанова, сопрано) и ее дочь Дуняша (Юлия Меннибаева, меццо-сопрано), подруга Марфы.

Что ждет юную героиню впереди? Еще недавно ближайшее окружение теперь держится на почтительном расстоянии от новоявленной «царевны». А после напитка, поданного ей Григорием Грязным, девушка серьезно заболевает. Однако эффект от «волшебного снадобья», созданного кудесником Бомелием, мягко говоря, не оправдывает ожиданий опричника. Атмосфера накаляется до предела! Фантастические арпеджио и лавинообразные нисходящие хроматические пассажи превращаются в линзу, которая многократно усиливает воздействие всего происходящего на публику.

Яркий, динамичный спектакль не произвел бы столь сильного впечатления, если бы не драматически прочувствованные образы, созданные солистами театра.

Центральной фигурой первого акта безо всякого преувеличения можно назвать Любашу. В исполнении Агунды Кулаевой эта героиня, ставшая одним из центров конфликта, его электродвижущей силой, - натура страстная, эмоциональная, способная на сильное чувство и готовая жестоко отомстить своим обидчикам. Правда, не туда она вылила свой негатив, куда, возможно, следовало, но цели своей все же достигла. Любаша – «дитя народа», что угадывается в мотивах ее арии «Снаряжай скорее, матушка родимая». Тихую грусть, печаль девушки подчеркивает исполнение a capella. Голос, единолично заполняющий пространство, словно скорбит в одиночестве.
Совсем другой она становится в ариозо «Ведь я одна тебя люблю», обращенном к Григорию Грязному. Здесь уже ощущается острая душевная боль персонажа, доводящая до отчаяния. Душевные терзания подруги опричника усиливаются, когда она видит ту, которая завладела его мыслями и чувствами.
Натура деятельная, Любаша намерена помочь своему горю самостоятельно. Так что новая отметка на эмоциональном «градуснике» - решительность, которая приводит ее в логово царского лекаря Бомелия. Их дуэт – эффектная дуэль, в которой каждый соперник сражается до победы, то есть добивается того, чего хочет.
Характерная героиня, которая стала рабыней своих чувств и, желая отомстить, переметнулась на сторону Зла. Непрерывные внутренние метания и сопротивления, связь с миром сверхъестественного сделали свое черное дело. Но в воздухе остается вопрос: а как бы сложилась судьба Любаши, пусти она все на самотек и не попытайся отвратить любимого от той, которая подходит ему в жены по своему общественному положению?
В глубоком, роскошном, бархатистом меццо-сопрано Агунды Кулаевой есть что-то, очень похожее на магическое зелье. Только эффект от него будет совсем иным, поскольку остается «послевкусие» уюта, тепла и гармонии, словно после согревающего напитка в промозглую погоду или от глотка живительной влаги в жару, морского воздуха и ласкового летнего солнца. Согревает, успокаивает, насыщает энергией. Но это все не касается героев, против которых что-то есть у персонажа меццо-сопрано.

Во втором акте во главу угла становится другая героиня – Марфа, центральная фигура оперы. Татьяна Печникова в этой роли – юная, светлая, прекрасная. Она только вступает на тонкий лед, более известный под названием «Первая любовь». Сначала новое чувство делает ее счастливой, она весела, беззаботна и в красивом музыкальном обрамлении арии «В Новгороде мы рядом с Ваней жили» рассказывает своей подруге Дуняше о женихе. Нежный «серебристый» смех хрустального сопрано как нельзя лучше отражает внутренний мир девушки, впервые в жизни оказавшейся во власти сильного чувства.
В финале спектакля появляется совсем другая Марфа. Это уже не та девочка, которая еще недавно так беззаботно раскрывала близкому человеку свою душу. Теперь перед нами эфемерное, неземное создание, тело которого ходит по земле, а нутро уже парит высоко над ней. Лихорадочный блеск глаз, спутанная коса и просторная белая рубаха подчеркивают всю воздушность и прозрачность человека, которого сразил тяжкий недуг. А началось это после того, как героиня осушила кубок, полученный из рук Грязного. Труды царского лекаря не пропали зря: у невесты Государя помутился рассудок. Но это – не приворотное зелье, как думал опричник. Месть Любаши достигла своей цели: соперница больше не представляет угрозы. Девушка, думающая, что все происходящее – всего лишь сон, принимает Григория за своего жениха Ивана, с которым так и не успела обвенчаться.

Очень яркий образ Григория Грязного создал Анджей Белецкий. Молодой опричник, с самого начала страдающий от неразделенной любви (переживания томящейся души эмоционально выражаются в речитативе и арии «Куда ты, удаль прежняя, девалась?»), становится, по сути, ключевой фигурой в драматической истории с трагической развязкой. В начале это – томящаяся душа, находящаяся в состоянии тихой грусти. Затем резко, словно девятый вал, накатывает целый шквал эмоций, приводящий к бурному смятению. Конфликт Грязного и Любаши проходит через все произведение, и исчерпан он будет лишь в конце.
Глубокий, насыщенный драматический баритон Анджея Белецкого заполняет зал, подобно водопаду. Встанете под волну правильно – и она принесет вам облегчение в жаркий летний день. Выберете неверную позицию – и напор стихии ухватит за собой. Панорамный, эпический, мощный звук, наполненный целым шквалом человеческих эмоций со всем их внутренним драматизмом, заставляет трепетать каждую клеточку зрительской души.

Очень интересный образ царского лекаря Бомелия создал Сергей Поляков. Хитрый, коварный, хромающий пожилой медик-шарлатан готов угодить каждому, но плата будет высока, причем для каждого «клиента» - свой тариф. Любой обряд, совмещенный с мистикой, никогда никого не довел до добра. Плохо будет и заказчику, и его «жертве». Да и самому «колдуну», вероятнее всего, тоже, иначе почему он горбатый и хромой?

Партии Домны Сабуровой (Марина Ефанова) и Ивана Лыкова (Вениамин Егоров) в данной музыкальной редакции постановки сильно сокращены. Исполнители небольших партий Юлия Меннибаева (Дуняша), Виталий Ефанов (Василий Собакин) и Сергей Артамонов (Малюта Скуратов) создали интересные образы представителей уважаемых сословий эпохи Ивана Грозного.

…Итак, птица феникс (точнее, опера «Царская невеста», поставленная Юрием Грымовым) ярко вспыхнула и превратилась в пепел. Спектакль стал достоянием истории. Но разлука с опусом Н.А.Римского-Корсакова не будет долгой: уже в марте 2015 года в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова ожидается премьера новой постановки (режиссер – Алексей Вэйро). Так что мифический персонаж, «сгоревший» вчера, всего через полгода «возродится из пепла».

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр