Комическая опера (опера-буффа) – особая форма музыкального театра. В числе ее характерных черт – непрерывное движение, высокая динамика развития сюжета, виртуозное исполнение сложнейших вокальных партий, уместный юмор, актуальные шутки, постоянно возникающие веселые, забавные ситуации и так далее.
В подобных спектаклях огромное значение имеет как каждый отдельно взятый персонаж, так и весь ансамбль – солисты + хор + симфонический оркестр. И сольные номера, и дуэты, и массовые сцены – это восхитительная панорама ярких картин, таинственно мерцающих драгоценным блеском музыкальности, виртуозного пения, драматического таланта, сочных красок и нестандартных постановочных решений.
Опера В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» (либретто Лоренцо да Понте, литературная основа – комедия П.О.К.де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро») – знаменитый пример произведения такого рода. Очень яркую, интересную постановку сочинения венского классика осуществил московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Алексей Вэйро. Сценография – Ульрике Йохум. Костюмы – Ян Майер. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Хореограф – Сергей Сатаров. Художники по свету – Ханнес Зеземанн, Ханс Фрюндт. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн. Премьера состоялась 7 октября 2014 года.
Все смешалось в замке графа Альмавивы в этот безумный день свадьбы его камердинера Фигаро и Сюзанны, горничной графини. Оригинальный спектакль Алексея Вэйро, по словам режиссера, базируется на теме «Я и другой». Основа сюжета – «связь людей через любовь. Жанр мы определили как трагикомедию. Это смех, но смех над бездной, смех от ощущения трагичности, конечности жизни. Визуальное решение спектакля акцентирует идею превращения чистой, белой, идеальной поверхности в реальность, обладающую конкретными очертания¬ми, наполненную людьми и событиями».
Эта версия «Свадьбы Фигаро» - не тот яркий, веселый праздник, полный искрометного юмора и безудержного веселья, к которому привыкли многие любители классического театра. Здесь мы видим историю, основанную на знаменитом сюжете, но наполненную своим особым смыслом, имеющую глубокий философский подтекст. Стремительное развитие событий и постоянное движение на сцене не отвлекают от того, что режиссер написал «между строк». Проникая в самую суть интересного замысла, можно увидеть серьезную борьбу между «высшим обществом» и «рабочим классом», обычно скрываемую за изысканными мизансценами и порой излишне вычурной пышностью.
Спектакль, играемый в похожем на кубическое пространстве, сильно наклоненном вперед, всякий раз поражает не только работами артистов-виртуозов, но и буйством красок. К концу представления изначально белая поверхность становится разноцветной, тем самым добавляя в «чистое», не затуманенное мировоззрение титульного персонажа живые, естественные чувства. Смотреть эту постановку всегда интересно – всякий раз она сталкивает с новым необычным экспериментом. Эти строки рождаются под впечатлением, вынесенным из театра 19 июня 2017 года.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях: Граф Альмавива – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); графиня Альмавива – Екатерина Миронычева (сопрано); Сюзанна, горничная графини – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Фигаро, камердинер графа – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); Керубино, паж – Анна Синицына (меццо-сопрано); Марцелина – Екатерина Кичигина (сопрано); Бартоло – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас); Базилио, учитель пения – Максим Остроухов (тенор); дон Курцио, судья – Антон Бочкарев (тенор); Антонио, садовник – Сергей Тарасов (бас); Барбарина, его дочь – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано).
«Свадьба Фигаро» в «Новой Опере» - созвездие виртуозов. Каждый артист – яркая индивидуальность, персонажи получаются комичными, выдвигающими на авансцену собственные недостатки и тут же прикрывающие их острыми шутками или подчеркнуто галантными манерами. При этом мы видим настоящий ансамбль, все участники которого гармонично образуют единое целое. Массовые сцены – особое явление, когда на одних театральных подмостках встречаются представители разных сословий, тембров и амплуа. Такие эпизоды подобны фейерверку, озаряющему ночное небо фантастическими каскадами вспышек.
Фигаро и Сюзанна готовятся к новому этапу жизни. Отныне они пойдут по жизни вместе, рука об руку. Пока миры этих персонажей не окрашены в яркие цвета, что отражено в их костюмах белого и нежно-розового цветов соответственно. Герои молоды, полны надежд на светлое будущее и готовы сражаться за свое счастье, даже если для этого потребуется принять самые жесткие меры.
Заглавный персонаж в исполнении Дмитрия Орлова в каждом эпизоде предстает в новом настроении. Глаза его попеременно выражают то безмятежность, спокойствие, счастье, то тревогу, тщательно замаскированную под острую шутку и даже сарказм, то легкую иронию, то явную насмешку, то душевные терзания и боль. Насыщенный, благородный бас яркими красками рисует богатый внутренний мир персонажа, могущего обернуть даже самую щекотливую ситуацию в свою пользу.
Сюзанна Ирины Боженко – воплощение нежности и изящества. Но это – только внешность, которая, как известно, бывает обманчива. Внутри этой хрупкой девушки скрывается сильная воля и несгибаемый характер. Она бойкая, решительная и отважная. Такая героиня будет отчаянно защищаться, оберегать все, что ей дорого. Звонкий, светлый, похожий на серебристый ручеек голос создает образ веселой оптимистки, символизирует чистоту и гармонию ее внутреннего мира.
Граф и графиня Альмавива женаты уже несколько лет. За это время чувства супругов заметно поостыли, по крайней мере, одного из них. Теперь сиятельный супруг, как и многие другие знатные господа, постоянно ищет себе новые увлечения и очень зорко следит за женой. Супруга же страдает из-за охлаждения взаимоотношений внутри семьи и, заручившись поддержкой верных слуг, предпринимает решительные меры для восстановления былой силы чувств. Красные костюмы персонажей будто символизируют тот огонь, что горит в душе каждого из них. Кроме того, этот цвет ассоциируется с царственными особами, и смотрится не просто ярким пятном, а гармоничной деталью на общем «полотне» спектакля.
В опере Дж.Россини «Севильский цирюльник» мы видим графа Альмавиву лирическим героем. Там юный влюбленный (разумеется, не без посторонней помощи) выходит победителем в увлекательном сражении за руку и сердце Прекрасной Дамы, спасает от навязчивых ухаживаний опекуна и женится на ней.
В «Свадьбе Фигаро» этот персонаж предстает уже совсем другим человеком. Здесь перед нами – хозяин огромного замка, властелин многих душ. Он находится как бы в плену у собственных желаний, коим постоянно потакает. Такая персона не привыкла отказывать себе в чем-либо. Идя на поводу своих прихотей, может не сдержать давно уже данного обещания. Обитателей графского дома, подчинившихся воле своего господина, ждет щедрая награда, непокорным уготована непростая, безрадостная жизнь.
Илья Кузьмин тонко передает все особенности характера своего персонажа, создает и внешний образ утонченного аристократа, и его сложный, тщательно завуалированный внутренний мир. Благородный, эмоционально наполненный, богатый голос артиста «рисует» сложные картины настроения графа: от легкой влюбленности до испепеляющей страсти, от стремительно нарастающего гнева до неожиданного раскаяния, от хозяйской щедрости и радушия до неукротимого желания отомстить.
Графиня Альмавива в исполнении Екатерина Миронычевой – изысканная, благородная аристократка и сложная, цельная натура. С одной стороны, перед нами – замужняя дама, страдающая из-за охлаждения некогда горячо любящего супруга. Однако, стоит только внимательно приглядеться, как можно увидеть, что в этой, вроде бы, лирической героине еще не погас тот огонек, который несколько лет назад покорил юного графа. Сильный характер, харизма, мощная энергетика добавляют лирическому образу яркие, насыщенные тона. Нежный, «журчащий» голос певицы, словно зеркало, отражает душевное состояние ее персонажа. Графиня мгновенно меняет линию поведения в зависимости от обстоятельств. Настроение ее постоянно перестраивается от легкой меланхолии к непоколебимой решительности, от светлой грусти к искрящемуся кокетству. Истинная аристократка, она никогда не позволяет себе выдавать собственное эмоциональное состояние. Душу она может излить только самой себе, находясь в собственных покоях.
Полон жизненных сил, изящной буффонады и безграничного обаяния дуэт Марцелины (Екатерина Кичигина) и Бартоло (Владимир Кудашев). Оба персонажа уже давно «точат зуб» на Фигаро. Одна требует вернуть старый долг (либо взять ее в жены), второй до сих пор не забыл, кто именно помог графу обойти все препятствия и жениться на его богатой воспитаннице. Но события в этот безумный день постоянно все переворачивают с ног на голову. В ходе судебного разбирательства выясняются подробности очень давней истории. Лихо закрученное дело превращает ответчика в потерянного сына, а обоих истцов – в его родителей.
Один из самых ярких персонажей – юный паж Керубино. В исполнении Анны Синицыной этот герой предстает дерзким, грубоватым, довольно нахальным мальчишкой, еще совсем не знающим жизнь. Он трогателен, наивен, старается во всем походить на своего господина (что не всегда благоприятно сказывается на его поведении). Юноше еще многое предстоит испытать впервые, в том числе – любовь. Он очарован красавицей графиней и посещает ее покои гораздо чаще, чем следовало бы.
Дон Базилио (Максим Остроухов), - знаменитый учитель пения, а также давний поклонник сплетен и распространитель непроверенной (или собственноручно сфабрикованной) информации. В своей побочной деятельности он – настоящий виртуоз! Ловкий, хитрый, коварный, находчивый, харизматичный, этот персонаж точно никогда и нигде не пропадет. А если придется, он быстро «заляжет на дно», пока тучи над головой не разойдутся, и снова не выглянет солнце.
Яркие штрихи к роскошному ансамблю добавили исполнители небольших партий – вездесущего, неутомимого садовника Антонио (Сергей Тарасов), очаровательной сладкоголосой Барбарины (Ольга Ионова) и строгого, но справедливого судьи дона Курцио (Антон Бочкарев).
Артисты хора в этом спектакле – крестьяне, слуги, гости и иные персонажи. Девушки искренне преданы графине. Они дарят цветы своей госпоже и нежными голосами выражают свои чувства. Исполнители партий обитателей и посетителей замка демонстрируют ласкающее слух многоголосие, без которого просто невозможно себе представить такой массовый, веселый праздник, как свадьба. Находясь в постоянном движении, эти персонажи не позволяют ни на минуту забыть о том, что события разворачиваются в безумный день.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева погрузил публику в бескрайний мир сложных характеров, взаимоотношений и явлений на замкнутой территории «государства в миниатюре». Щедрые музыкальные краски добавили немало ярких штрихов на театральное «полотно», главными действующими лицами которого становятся Личность и Общество, как тесно взаимодействующие, так и конфликтующие друг с другом.
Особая роль в создании музыкальных портретов героев отведена клавесину (Татьяна Сотникова). Специфическое звучание старинного инструмента очень чутко ловит смену настроения каждого персонажа и создает определенный эмоциональный фон.
Массовые сцены в опере «Свадьба Фигаро» - совершенно особенное явление, которое очень сложно описать словами. Это тот самый случай, когда на глазах зрителей происходит чудо – слияние солистов, хора и симфонического оркестра в единое целое. На несколько минут мы погружаемся в мир гармонии, совершенства, великолепной музыки, виртуозного вокала и остроумной драматургии.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
В подобных спектаклях огромное значение имеет как каждый отдельно взятый персонаж, так и весь ансамбль – солисты + хор + симфонический оркестр. И сольные номера, и дуэты, и массовые сцены – это восхитительная панорама ярких картин, таинственно мерцающих драгоценным блеском музыкальности, виртуозного пения, драматического таланта, сочных красок и нестандартных постановочных решений.
Опера В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» (либретто Лоренцо да Понте, литературная основа – комедия П.О.К.де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро») – знаменитый пример произведения такого рода. Очень яркую, интересную постановку сочинения венского классика осуществил московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Алексей Вэйро. Сценография – Ульрике Йохум. Костюмы – Ян Майер. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Хореограф – Сергей Сатаров. Художники по свету – Ханнес Зеземанн, Ханс Фрюндт. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн. Премьера состоялась 7 октября 2014 года.
Все смешалось в замке графа Альмавивы в этот безумный день свадьбы его камердинера Фигаро и Сюзанны, горничной графини. Оригинальный спектакль Алексея Вэйро, по словам режиссера, базируется на теме «Я и другой». Основа сюжета – «связь людей через любовь. Жанр мы определили как трагикомедию. Это смех, но смех над бездной, смех от ощущения трагичности, конечности жизни. Визуальное решение спектакля акцентирует идею превращения чистой, белой, идеальной поверхности в реальность, обладающую конкретными очертания¬ми, наполненную людьми и событиями».
Эта версия «Свадьбы Фигаро» - не тот яркий, веселый праздник, полный искрометного юмора и безудержного веселья, к которому привыкли многие любители классического театра. Здесь мы видим историю, основанную на знаменитом сюжете, но наполненную своим особым смыслом, имеющую глубокий философский подтекст. Стремительное развитие событий и постоянное движение на сцене не отвлекают от того, что режиссер написал «между строк». Проникая в самую суть интересного замысла, можно увидеть серьезную борьбу между «высшим обществом» и «рабочим классом», обычно скрываемую за изысканными мизансценами и порой излишне вычурной пышностью.
Спектакль, играемый в похожем на кубическое пространстве, сильно наклоненном вперед, всякий раз поражает не только работами артистов-виртуозов, но и буйством красок. К концу представления изначально белая поверхность становится разноцветной, тем самым добавляя в «чистое», не затуманенное мировоззрение титульного персонажа живые, естественные чувства. Смотреть эту постановку всегда интересно – всякий раз она сталкивает с новым необычным экспериментом. Эти строки рождаются под впечатлением, вынесенным из театра 19 июня 2017 года.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях: Граф Альмавива – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); графиня Альмавива – Екатерина Миронычева (сопрано); Сюзанна, горничная графини – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Фигаро, камердинер графа – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); Керубино, паж – Анна Синицына (меццо-сопрано); Марцелина – Екатерина Кичигина (сопрано); Бартоло – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас); Базилио, учитель пения – Максим Остроухов (тенор); дон Курцио, судья – Антон Бочкарев (тенор); Антонио, садовник – Сергей Тарасов (бас); Барбарина, его дочь – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано).
«Свадьба Фигаро» в «Новой Опере» - созвездие виртуозов. Каждый артист – яркая индивидуальность, персонажи получаются комичными, выдвигающими на авансцену собственные недостатки и тут же прикрывающие их острыми шутками или подчеркнуто галантными манерами. При этом мы видим настоящий ансамбль, все участники которого гармонично образуют единое целое. Массовые сцены – особое явление, когда на одних театральных подмостках встречаются представители разных сословий, тембров и амплуа. Такие эпизоды подобны фейерверку, озаряющему ночное небо фантастическими каскадами вспышек.
Фигаро и Сюзанна готовятся к новому этапу жизни. Отныне они пойдут по жизни вместе, рука об руку. Пока миры этих персонажей не окрашены в яркие цвета, что отражено в их костюмах белого и нежно-розового цветов соответственно. Герои молоды, полны надежд на светлое будущее и готовы сражаться за свое счастье, даже если для этого потребуется принять самые жесткие меры.
Заглавный персонаж в исполнении Дмитрия Орлова в каждом эпизоде предстает в новом настроении. Глаза его попеременно выражают то безмятежность, спокойствие, счастье, то тревогу, тщательно замаскированную под острую шутку и даже сарказм, то легкую иронию, то явную насмешку, то душевные терзания и боль. Насыщенный, благородный бас яркими красками рисует богатый внутренний мир персонажа, могущего обернуть даже самую щекотливую ситуацию в свою пользу.
Сюзанна Ирины Боженко – воплощение нежности и изящества. Но это – только внешность, которая, как известно, бывает обманчива. Внутри этой хрупкой девушки скрывается сильная воля и несгибаемый характер. Она бойкая, решительная и отважная. Такая героиня будет отчаянно защищаться, оберегать все, что ей дорого. Звонкий, светлый, похожий на серебристый ручеек голос создает образ веселой оптимистки, символизирует чистоту и гармонию ее внутреннего мира.
Граф и графиня Альмавива женаты уже несколько лет. За это время чувства супругов заметно поостыли, по крайней мере, одного из них. Теперь сиятельный супруг, как и многие другие знатные господа, постоянно ищет себе новые увлечения и очень зорко следит за женой. Супруга же страдает из-за охлаждения взаимоотношений внутри семьи и, заручившись поддержкой верных слуг, предпринимает решительные меры для восстановления былой силы чувств. Красные костюмы персонажей будто символизируют тот огонь, что горит в душе каждого из них. Кроме того, этот цвет ассоциируется с царственными особами, и смотрится не просто ярким пятном, а гармоничной деталью на общем «полотне» спектакля.
В опере Дж.Россини «Севильский цирюльник» мы видим графа Альмавиву лирическим героем. Там юный влюбленный (разумеется, не без посторонней помощи) выходит победителем в увлекательном сражении за руку и сердце Прекрасной Дамы, спасает от навязчивых ухаживаний опекуна и женится на ней.
В «Свадьбе Фигаро» этот персонаж предстает уже совсем другим человеком. Здесь перед нами – хозяин огромного замка, властелин многих душ. Он находится как бы в плену у собственных желаний, коим постоянно потакает. Такая персона не привыкла отказывать себе в чем-либо. Идя на поводу своих прихотей, может не сдержать давно уже данного обещания. Обитателей графского дома, подчинившихся воле своего господина, ждет щедрая награда, непокорным уготована непростая, безрадостная жизнь.
Илья Кузьмин тонко передает все особенности характера своего персонажа, создает и внешний образ утонченного аристократа, и его сложный, тщательно завуалированный внутренний мир. Благородный, эмоционально наполненный, богатый голос артиста «рисует» сложные картины настроения графа: от легкой влюбленности до испепеляющей страсти, от стремительно нарастающего гнева до неожиданного раскаяния, от хозяйской щедрости и радушия до неукротимого желания отомстить.
Графиня Альмавива в исполнении Екатерина Миронычевой – изысканная, благородная аристократка и сложная, цельная натура. С одной стороны, перед нами – замужняя дама, страдающая из-за охлаждения некогда горячо любящего супруга. Однако, стоит только внимательно приглядеться, как можно увидеть, что в этой, вроде бы, лирической героине еще не погас тот огонек, который несколько лет назад покорил юного графа. Сильный характер, харизма, мощная энергетика добавляют лирическому образу яркие, насыщенные тона. Нежный, «журчащий» голос певицы, словно зеркало, отражает душевное состояние ее персонажа. Графиня мгновенно меняет линию поведения в зависимости от обстоятельств. Настроение ее постоянно перестраивается от легкой меланхолии к непоколебимой решительности, от светлой грусти к искрящемуся кокетству. Истинная аристократка, она никогда не позволяет себе выдавать собственное эмоциональное состояние. Душу она может излить только самой себе, находясь в собственных покоях.
Полон жизненных сил, изящной буффонады и безграничного обаяния дуэт Марцелины (Екатерина Кичигина) и Бартоло (Владимир Кудашев). Оба персонажа уже давно «точат зуб» на Фигаро. Одна требует вернуть старый долг (либо взять ее в жены), второй до сих пор не забыл, кто именно помог графу обойти все препятствия и жениться на его богатой воспитаннице. Но события в этот безумный день постоянно все переворачивают с ног на голову. В ходе судебного разбирательства выясняются подробности очень давней истории. Лихо закрученное дело превращает ответчика в потерянного сына, а обоих истцов – в его родителей.
Один из самых ярких персонажей – юный паж Керубино. В исполнении Анны Синицыной этот герой предстает дерзким, грубоватым, довольно нахальным мальчишкой, еще совсем не знающим жизнь. Он трогателен, наивен, старается во всем походить на своего господина (что не всегда благоприятно сказывается на его поведении). Юноше еще многое предстоит испытать впервые, в том числе – любовь. Он очарован красавицей графиней и посещает ее покои гораздо чаще, чем следовало бы.
Дон Базилио (Максим Остроухов), - знаменитый учитель пения, а также давний поклонник сплетен и распространитель непроверенной (или собственноручно сфабрикованной) информации. В своей побочной деятельности он – настоящий виртуоз! Ловкий, хитрый, коварный, находчивый, харизматичный, этот персонаж точно никогда и нигде не пропадет. А если придется, он быстро «заляжет на дно», пока тучи над головой не разойдутся, и снова не выглянет солнце.
Яркие штрихи к роскошному ансамблю добавили исполнители небольших партий – вездесущего, неутомимого садовника Антонио (Сергей Тарасов), очаровательной сладкоголосой Барбарины (Ольга Ионова) и строгого, но справедливого судьи дона Курцио (Антон Бочкарев).
Артисты хора в этом спектакле – крестьяне, слуги, гости и иные персонажи. Девушки искренне преданы графине. Они дарят цветы своей госпоже и нежными голосами выражают свои чувства. Исполнители партий обитателей и посетителей замка демонстрируют ласкающее слух многоголосие, без которого просто невозможно себе представить такой массовый, веселый праздник, как свадьба. Находясь в постоянном движении, эти персонажи не позволяют ни на минуту забыть о том, что события разворачиваются в безумный день.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева погрузил публику в бескрайний мир сложных характеров, взаимоотношений и явлений на замкнутой территории «государства в миниатюре». Щедрые музыкальные краски добавили немало ярких штрихов на театральное «полотно», главными действующими лицами которого становятся Личность и Общество, как тесно взаимодействующие, так и конфликтующие друг с другом.
Особая роль в создании музыкальных портретов героев отведена клавесину (Татьяна Сотникова). Специфическое звучание старинного инструмента очень чутко ловит смену настроения каждого персонажа и создает определенный эмоциональный фон.
Массовые сцены в опере «Свадьба Фигаро» - совершенно особенное явление, которое очень сложно описать словами. Это тот самый случай, когда на глазах зрителей происходит чудо – слияние солистов, хора и симфонического оркестра в единое целое. На несколько минут мы погружаемся в мир гармонии, совершенства, великолепной музыки, виртуозного вокала и остроумной драматургии.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии