В 2017 году музыкальный мир отмечает 135-летие со дня рождения Игоря Федоровича Стравинского (1882 – 1971) – русского композитора, пианиста и дирижера. Музыка Маэстро по-настоящему глубокая. Она вызывает шквал эмоций. В мелодиях зашифровано множество тайн и загадок. Удивительно, но, слушая «темные», «мрачные» мотивы, чуть ли не физически ощущаешь свет, ясность ума и отправляешь мысли в свободный творческий полет.
В связи со знаменательной для отечественной (и мировой!) культуры датой в текущем году по всей стране запланировано немало мероприятий, призванных помочь ценителям музыкального искусства насладиться многочисленными плодами творчества И.Ф.Стравинского, как признанными хитами, так и малоизвестными сочинениями.
24 мая 2017 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошла премьера уникального проекта «Стравинский», посвященного 135-летию со дня рождения композитора. Концертная программа в двух отделениях открывает меломанам разные направления в творчестве Маэстро.
Первое отделение. «Вавилон». Духовные сочинения в концертном исполнении:
Кантата «Вавилон» на слова из I Книги Моисеевой (XI; 1 – 9) для мужского хора и оркестра с чтецом. Чтец – Кирилл Троицкий;
Оратория «Treni» - «Плач пророка Иеремии» (первое исполнение в России) для солистов, смешанного хора и оркестра на латинский текст из Ветхого Завета:
I, De Elegia Prima (Первая элегия)
II. De Elegia Tertia (Третья элегия)
1. Querimonia («Жалоба»)
2. Sensu Spei («Чувство надежды»)
3. Solacium («Утешение»)
III. De Elegia Quinta (Пятая элегия)
Солисты: Елена Хорошенина (сопрано), Татьяна Метлина (альт), Владимир Федоткин (тенор I), Юрий Воробьев (тенор II), Кирилл Троицкий (бас I), Иван Петров (бас II).
Соло в оркестре: Василий Бронников (лауреат Международных конкурсов, флюгельгорн);
«Requiem Canticles» - «Заупокойные песнопения» для контральто и баса соло, хора и камерного оркестра на латинские канонические тексты:
I. Прелюдия
II. Exaudi («Услышь моление мое»)
III. Dies irae («День гнева»)
IV. Tuba mirum («Трубный дивный глас»)
V. Интерлюдия
VI. Rex tremendae («Царь грозного величия»)
VII. Lacrimosa («Слезная»)
VIII. Libera me («Освободи меня»)
IX. Постлюдия
Солисты: Татьяна Метлина (контральто), Сергей Каныгин (бас).
Соло в оркестре: скрипки – Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов), Елена Иванова (лауреат Международных конкурсов); альт – Павел Безинский (лауреат Международных конкурсов); виолончель – Сергей Лушин; контрабас – Александр Малюгов; трубы – Василий Бронников, Николай Асеев; фагот – Алексей Русанов.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Хормейстер – Юлия Сенюкова. Режиссер – Алексей Вэйро.
Духовные сочинения И.Ф.Стравинского наполнены глубоким смыслом. Благодаря музыкальной драматургии знакомые библейские тексты прочно закрепляются в сознании, как бы «впечатываются» в него. Звучащие в первом отделении концерта произведения впечатляют не только своими подтекстами, но и некоторой театральностью, позволяющей еще лучше усвоить содержание. Режиссер и артисты хора и симфонического оркестра «Новой Оперы» в точности доносят до зрителей все то, что, возможно, хотел сказать нам своими текстами композитор. «Темный», несколько мрачный оттенок музыки чудесное многоголосие раскрасило яркими красками, добавило солнечного света, ясности и внутренней гармонии.
Все, что происходит на сцене, напоминает некое таинство, возможно, посвящение или обряд. Богатая голосовая палитра создает удивительную атмосферу. В течение первой половины вечера мы услышали и скорбный плач, и светлую грусть, и неистовые молитвы, и эмоции сторонних наблюдателей, и гипнотически-зловещий шепот, и диалоги людей с высшими силами, и многое другое.
Торжественная, несколько помпезная обстановка, царящая в это время в зале, позволяет мгновенно погрузиться в бездонную глубину духовного творчества И.Ф.Стравинского и сразу оценить удивительное сочетание стихийной силы и доступности этой музыки. Богатые, насыщенные мелодии, усиленные отборными голосами, создают безграничный простор для творческой мысли и фантазии.
Второе отделение. «Весна священная». Балет.
Хореография, сценография – Режис Обадиа (Франция). Костюмы – Елизавета Вергасова (Франция). Свет – Владимир Алексеев. Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Дирижер – Валерий Крицков. Артисты театра «Балет Москва».
Солисты: Галина Грачева, Роман Андрейкин (лауреат премии «Золотая маска»). Кордебалет: Камила Абузова, Мария Бодрова, Ирина Лобкова, Александр Рудик, Ольга Тимошенко, Константин Матулевский, Алексей Нарутто, Илья Романов, Артем Хромых, Александр Шуйский.
Соло в оркестре: фагот – Инна Шегай (лауреат Международного конкурса).
Этот спектакль вошел в репертуар театра «Балет Москва» в 2013 году, когда отмечался вековой юбилей одного из знаменитейших сочинений Стравинского и по всему миру создавалось множество разнообразных вариаций балета, поражающих порой излишней смелостью и весьма оригинальными постановочными решениями.
Французский хореограф Режис Обадиа основывает свою творческую концепцию на взаимодействии четырех стихий – огня (танец), ветра (музыка), земли (песок на сцене) и воды (символ устойчивости природы). Такова картина внутреннего мира постановщика, и именно в этом необычном пространстве разворачивается сюжет. Стихии не борются друг с другом, не конфликтуют. Напротив, они пытаются достигнуть некоего компромисса, гармонии, совершенства.
Музыкальный материал «рисует» перед нами яркие фрагменты пробуждения природы после долгой зимней спячки. Мы отчетливо слышим мелодичное пение птиц, легкое дуновение ветерка, звонкое журчание ручейков. Проходит минута – и еще совсем недавно совершенно ясное небо затягивает плотная масса облаков. Начинается гроза с неизбежным завыванием ветра и грозными раскатами грома. Такая она – весна. Внезапная. Переменчивая. Насыщенная событиями. Долгожданная. Священная.
За два часа гости «Новой Оперы» совершают путешествие по двум разным мирам творчества одного композитора – духовному и светскому. Музыка композитора поражает своей невероятной глубиной, драматургической наполненностью и доступностью авторского языка.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
В связи со знаменательной для отечественной (и мировой!) культуры датой в текущем году по всей стране запланировано немало мероприятий, призванных помочь ценителям музыкального искусства насладиться многочисленными плодами творчества И.Ф.Стравинского, как признанными хитами, так и малоизвестными сочинениями.
24 мая 2017 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошла премьера уникального проекта «Стравинский», посвященного 135-летию со дня рождения композитора. Концертная программа в двух отделениях открывает меломанам разные направления в творчестве Маэстро.
Первое отделение. «Вавилон». Духовные сочинения в концертном исполнении:
Кантата «Вавилон» на слова из I Книги Моисеевой (XI; 1 – 9) для мужского хора и оркестра с чтецом. Чтец – Кирилл Троицкий;
Оратория «Treni» - «Плач пророка Иеремии» (первое исполнение в России) для солистов, смешанного хора и оркестра на латинский текст из Ветхого Завета:
I, De Elegia Prima (Первая элегия)
II. De Elegia Tertia (Третья элегия)
1. Querimonia («Жалоба»)
2. Sensu Spei («Чувство надежды»)
3. Solacium («Утешение»)
III. De Elegia Quinta (Пятая элегия)
Солисты: Елена Хорошенина (сопрано), Татьяна Метлина (альт), Владимир Федоткин (тенор I), Юрий Воробьев (тенор II), Кирилл Троицкий (бас I), Иван Петров (бас II).
Соло в оркестре: Василий Бронников (лауреат Международных конкурсов, флюгельгорн);
«Requiem Canticles» - «Заупокойные песнопения» для контральто и баса соло, хора и камерного оркестра на латинские канонические тексты:
I. Прелюдия
II. Exaudi («Услышь моление мое»)
III. Dies irae («День гнева»)
IV. Tuba mirum («Трубный дивный глас»)
V. Интерлюдия
VI. Rex tremendae («Царь грозного величия»)
VII. Lacrimosa («Слезная»)
VIII. Libera me («Освободи меня»)
IX. Постлюдия
Солисты: Татьяна Метлина (контральто), Сергей Каныгин (бас).
Соло в оркестре: скрипки – Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов), Елена Иванова (лауреат Международных конкурсов); альт – Павел Безинский (лауреат Международных конкурсов); виолончель – Сергей Лушин; контрабас – Александр Малюгов; трубы – Василий Бронников, Николай Асеев; фагот – Алексей Русанов.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Хормейстер – Юлия Сенюкова. Режиссер – Алексей Вэйро.
Духовные сочинения И.Ф.Стравинского наполнены глубоким смыслом. Благодаря музыкальной драматургии знакомые библейские тексты прочно закрепляются в сознании, как бы «впечатываются» в него. Звучащие в первом отделении концерта произведения впечатляют не только своими подтекстами, но и некоторой театральностью, позволяющей еще лучше усвоить содержание. Режиссер и артисты хора и симфонического оркестра «Новой Оперы» в точности доносят до зрителей все то, что, возможно, хотел сказать нам своими текстами композитор. «Темный», несколько мрачный оттенок музыки чудесное многоголосие раскрасило яркими красками, добавило солнечного света, ясности и внутренней гармонии.
Все, что происходит на сцене, напоминает некое таинство, возможно, посвящение или обряд. Богатая голосовая палитра создает удивительную атмосферу. В течение первой половины вечера мы услышали и скорбный плач, и светлую грусть, и неистовые молитвы, и эмоции сторонних наблюдателей, и гипнотически-зловещий шепот, и диалоги людей с высшими силами, и многое другое.
Торжественная, несколько помпезная обстановка, царящая в это время в зале, позволяет мгновенно погрузиться в бездонную глубину духовного творчества И.Ф.Стравинского и сразу оценить удивительное сочетание стихийной силы и доступности этой музыки. Богатые, насыщенные мелодии, усиленные отборными голосами, создают безграничный простор для творческой мысли и фантазии.
Второе отделение. «Весна священная». Балет.
Хореография, сценография – Режис Обадиа (Франция). Костюмы – Елизавета Вергасова (Франция). Свет – Владимир Алексеев. Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Дирижер – Валерий Крицков. Артисты театра «Балет Москва».
Солисты: Галина Грачева, Роман Андрейкин (лауреат премии «Золотая маска»). Кордебалет: Камила Абузова, Мария Бодрова, Ирина Лобкова, Александр Рудик, Ольга Тимошенко, Константин Матулевский, Алексей Нарутто, Илья Романов, Артем Хромых, Александр Шуйский.
Соло в оркестре: фагот – Инна Шегай (лауреат Международного конкурса).
Этот спектакль вошел в репертуар театра «Балет Москва» в 2013 году, когда отмечался вековой юбилей одного из знаменитейших сочинений Стравинского и по всему миру создавалось множество разнообразных вариаций балета, поражающих порой излишней смелостью и весьма оригинальными постановочными решениями.
Французский хореограф Режис Обадиа основывает свою творческую концепцию на взаимодействии четырех стихий – огня (танец), ветра (музыка), земли (песок на сцене) и воды (символ устойчивости природы). Такова картина внутреннего мира постановщика, и именно в этом необычном пространстве разворачивается сюжет. Стихии не борются друг с другом, не конфликтуют. Напротив, они пытаются достигнуть некоего компромисса, гармонии, совершенства.
Музыкальный материал «рисует» перед нами яркие фрагменты пробуждения природы после долгой зимней спячки. Мы отчетливо слышим мелодичное пение птиц, легкое дуновение ветерка, звонкое журчание ручейков. Проходит минута – и еще совсем недавно совершенно ясное небо затягивает плотная масса облаков. Начинается гроза с неизбежным завыванием ветра и грозными раскатами грома. Такая она – весна. Внезапная. Переменчивая. Насыщенная событиями. Долгожданная. Священная.
За два часа гости «Новой Оперы» совершают путешествие по двум разным мирам творчества одного композитора – духовному и светскому. Музыка композитора поражает своей невероятной глубиной, драматургической наполненностью и доступностью авторского языка.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии