Театр – искусство коллективное. Каждый спектакль – результат кропотливого труда множества специалистов. Успешным он станет только в том случае, если собравшиеся люди станут командой, более того – одним организмом, работающим четко и слаженно. Это касается всех видов театра – и драматического, и музыкального, и кукольного, и многих других.
Опера - синтетический вид искусства. Музыкальную драматургию, заложенную в клавирах, партитурах и либретто, раскрывают сложные, подчас излишне оригинальные режиссерские концепции и дирижерские решения. Интересные постановки долго не сходят с афиш репертуарных театров благодаря тем ярким, жизненным, сильным и самобытным образам, которые рождаются на репетициях, а затем стремительно развиваются, неустанно обрастают уникальными деталями, мелочами и нюансами.
Оперный спектакль – результат кропотливого труда огромной команды профессионалов высочайшего уровня: солистов, артистов хора, оркестра, миманса, балета, дирижеров, концертмейстеров, режиссеров, художников, гримеров, костюмеров, монтировщиков, реквизиторов, осветителей, администраторов и так далее. Слаженная работа этого коллектива, где каждый специалист – сильная, талантливая личность, воплощение одухотворенности и интеллекта, рождает произведение, способное проникать в души и сердца зрителей, вызывать самые разные мысли, чувства и эмоции.
Несмотря на то, что любая театральная постановка создается путем коллективного творчества, в музыкальном театре (равно как и в драматическом!) огромное значение приобретают задействованные в процессе персоналии. Действительно, в одних постановках наиболее сильное впечатление производят массовые сцены, а в других куда более важными оказываются отдельно взятые персонажи.
Мне всегда очень нравились постановки, где одинаково важны и личности, и коллективы. К такому виду спектаклей относится опера Дж.Верди «Трубадур» (1852), созданная на либретто С.Каммарано. Литературная основа – одноименная драма А.Г.Гутьерреса. Это сочинение великого итальянца требует пять выдающихся исполнителей, составляющих практически полный спектр основных певческих голосов – от сопрано до баса. Сложнейший музыкальный материал и глубокая, всепоглощающая драматургия не позволяют многим сценам иметь это произведение в своем репертуаре.
16 декабря 2012 года «Трубадур» Дж.Верди впервые прозвучал на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер-постановщик – Марко Гандини. Сценография – Итало Грасси. Костюмы – Симона Моррези. Свет – Верджинио Леврио. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Андрей Лазарев.
История темная, мрачная, мистическая. Она захватывает с первых секунд и не отпускает до финального мгновения. В мощное, напористое действо изящно и гармонично вплетены мелодраматические линии взаимоотношений персонажей – выходцев из разных социальных слоев.
Эти строки рождаются под впечатлением от спектакля, прошедшего 12 мая 2017 года.
Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
В ролях: Граф ди Луна – Андрей Бреус (баритон); Леонора, герцогиня – Марина Нерабеева (сопрано); Азучена, цыганка – Анастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано); Манрико, трубадур – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор); Феррандо, приближенный графа – Андрей Фетисов (бас); Инес, наперсница Леоноры – Екатерина Кичигина (сопрано); Рюиц, друг Манрико / гонец – Максим Остроухов (тенор); старый цыган – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас).
Соло в оркестре: Маргарита Якунина (орган), Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа).
Сценография постановки в основе своей представляет три видоизменяющихся башни, символизирующих важнейшие сюжетные линии – миры Графа, Герцогини и двух Цыган. Живущие изначально самостоятельно, независимо друг от друга, волею судеб эти люди пересекутся, что повлечет за собой множество тяжелейших, трагических событий.
Оригинальные, эффектные костюмы мгновенно позволяют определить, кто перед нами сейчас находится – простой воин, цыган или богатый высокородный человек.
Глубокие потрясения. Родовое проклятье. Любовный треугольник. Война. Кровавая месть. Внутреннее благородство. Свет и Тьма. Нежность и Агрессия. Верность и Предательство. Чувства и Долг. Страсть и Ненависть… В этой опере таится целый калейдоскоп сменяющих друг друга чувств, эмоций и взаимоотношений.
«Вселенная» спектакля вращается вокруг пяти центральных «планет» - главных действующих лиц: молодого графа ди Луны, прекрасной герцогини Леоноры, трубадура Манрико, старой цыганки Азучены и старого воина Феррандо. У каждого героя – своя непростая история, делающая образ ярким, а личность – глубокой.
Граф ди Луна – молодой аристократ, глава древнего рода. Когда-то в его семье произошла трагедия: старая цыганка проявила интерес к его младшему брату, в результате чего малыш стал чахнуть. «Колдунья» была поймана и сожжена на костре. Вскоре ребенок исчез, а на месте казни обнаружились обгоревшие детские кости. Это событие, видимо, подорвало здоровье старого графа, который вскоре скончался. Его старший сын в тот момент поклялся, что попробует найти пропавшего родственника, но все его усилия были тщетны. Повстанцы, семейная трагедия, да еще и безудержная страсть: молодой граф безответно и безнадежно влюбился в Леонору…
Андрей Бреус предстал в сложном, многогранном образе влюбленного человека, одержимого испепеляющей страстью, ревнующего, страдающего, готового пойти на все, чтобы завладеть душой и телом Прекрасной Дамы.
Глубокий, «бархатный» голос благородного «темного» тембра, царственный взгляд и величественная осанка позволили артисту показать истинного аристократа.
Соперник графа на пути к сердцу Леоноры – молодой трубадур Манрико, возглавляющий армию повстанцев. Его Светлость даже не догадывается, что перед ним – пропавший много лет назад младший брат.
Манрико в исполнении Хачатура Бадаляна (дебют в партии) – с одной стороны, нежный, лиричный, «сладкоголосый» трубадур, своими чудесными песнями мгновенно пленяющий сердце молодой герцогини, а с другой – сильный, смелый, благородный, отважный воин, сражающий мечом и «огненным» темпераментом наповал.
Голос артиста рисовал самые разные стороны личности его персонажа – от романтического героя-любовника до сильного полководца, жестокого карателя и беззаветного блюстителя справедливости.
Красавица Леонора в исполнении Марины Нерабеевой тоже неустанно меняется на протяжении всего действа. В начале она предстает классической лирической героиней, легкой, одухотворенной, буквально излучающей светлое, беззаботное счастье.
Но юная герцогиня – не просто счастливо влюбленная девушка. По ходу действия мы видим, что это – очень сильная, драматически наполненная, духовно обогащенная Женщина, готовая на все и способная на многое ради своего Героя. Для того, чтобы спасти его, Леонора решает заплатить самую высокую цену – отдать собственную жизнь.
Один из самых сильных, глубоких и трагических образов не только в этом спектакле, но и во всем творческом наследии Дж.Верди – старая цыганка Азучена. Много лет назад она, еще совсем молодая девушка, стала свидетельницей сожжения своей матери. «Отомсти за мать!» - последняя фраза, которую услышала тогда героиня. Одержимая ненавистью к убийцам – людям старого графа ди Луна, она схватила его ребенка и, после недолгой борьбы с собой, бросила его в костер. Через несколько минут цыганка поняла, что жестоко ошиблась и сожгла свое собственное дитя. Забрав маленького графа, она растила его, как своего сына.
Голос Анастасии Бибичевой, глубокий, насыщенный, «богатый», страстный, рисовал страшные, мрачные, чудовищные картины, леденящие душу.
Азучена – цыганка, чья душа насквозь пропитана свободой, открытыми просторами, прекрасной испанской природой, свежим ветром и прекрасными ночами. Глубокие, трагические ноты появляются в ее голосе в момент пленения, ведь потеря свободы для такого человека равноценна смерти, которая, по сути, наступает еще до момента казни.
Пятый ключевой персонаж спектакля – старый воин Феррандо (Андрей Фетисов), служивший графскому роду ди Луна не один десяток лет. За столь долгое время он успел узнать немало тайн высокородных господ, а также разнообразных историй, прежде всего, печальных. Одной из них он охотно делится со стражниками.
Голос артиста звучит сперва в доверительно-повествовательной, спокойной манере, но затем на смену типичным интонациям рассказчика приходит тревога, смешанная со стремительно нарастающими мрачными предчувствиями.
Интересны и «небольшие» персонажи, верные и преданные друзья главных героев.
Наперсница Леоноры Инес (Екатерина Кичигина) искренне заботится о юной герцогине, охраняет покой ее души.
Друг Манрико Рюиц (Максим Остроухов) – надежный человек, источник важных новостей, как хороших, так и плохих.
Артисты хора предстали в образах слуг графа, подруг Леоноры, приближенных Манрико, монахинь, воинов, цыган и цыганок. Роскошная полифония в этот раз рисовала красками Нежности и Агрессии, Чести и Достоинства, Воинственности и Тревоги, Внутренней Силы и Отваги, Загадочности и Таинственности.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Евгения Самойлова при помощи средств музыкальной выразительности создавал в нашем воображении полотна прекрасной природы Южной Европы, цыганского быта, аристократической роскоши, личностного героизма, предательства и благородства.
Эмоциональный фон оперы насыщен до предела. Средневековая история поражает своей глубиной и жестокостью. События, имевшие место много сотен лет назад, сейчас воспринимаются, как нечто невероятное. Чего здесь только нет – и бурные столкновения темпераментов, и революционные настроения, и межличностные коммуникации, и внутренние переживания, и открытые конфликты, и многое другое. Каждая сцена спектакля – небольшой рассказ, подробно описывающий жизненные обстоятельства героев, очень точно рисующий портрет не сказочных персонажей, а настоящих людей, живущих «здесь» и «сейчас».
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Опера - синтетический вид искусства. Музыкальную драматургию, заложенную в клавирах, партитурах и либретто, раскрывают сложные, подчас излишне оригинальные режиссерские концепции и дирижерские решения. Интересные постановки долго не сходят с афиш репертуарных театров благодаря тем ярким, жизненным, сильным и самобытным образам, которые рождаются на репетициях, а затем стремительно развиваются, неустанно обрастают уникальными деталями, мелочами и нюансами.
Оперный спектакль – результат кропотливого труда огромной команды профессионалов высочайшего уровня: солистов, артистов хора, оркестра, миманса, балета, дирижеров, концертмейстеров, режиссеров, художников, гримеров, костюмеров, монтировщиков, реквизиторов, осветителей, администраторов и так далее. Слаженная работа этого коллектива, где каждый специалист – сильная, талантливая личность, воплощение одухотворенности и интеллекта, рождает произведение, способное проникать в души и сердца зрителей, вызывать самые разные мысли, чувства и эмоции.
Несмотря на то, что любая театральная постановка создается путем коллективного творчества, в музыкальном театре (равно как и в драматическом!) огромное значение приобретают задействованные в процессе персоналии. Действительно, в одних постановках наиболее сильное впечатление производят массовые сцены, а в других куда более важными оказываются отдельно взятые персонажи.
Мне всегда очень нравились постановки, где одинаково важны и личности, и коллективы. К такому виду спектаклей относится опера Дж.Верди «Трубадур» (1852), созданная на либретто С.Каммарано. Литературная основа – одноименная драма А.Г.Гутьерреса. Это сочинение великого итальянца требует пять выдающихся исполнителей, составляющих практически полный спектр основных певческих голосов – от сопрано до баса. Сложнейший музыкальный материал и глубокая, всепоглощающая драматургия не позволяют многим сценам иметь это произведение в своем репертуаре.
16 декабря 2012 года «Трубадур» Дж.Верди впервые прозвучал на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер-постановщик – Марко Гандини. Сценография – Итало Грасси. Костюмы – Симона Моррези. Свет – Верджинио Леврио. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Андрей Лазарев.
История темная, мрачная, мистическая. Она захватывает с первых секунд и не отпускает до финального мгновения. В мощное, напористое действо изящно и гармонично вплетены мелодраматические линии взаимоотношений персонажей – выходцев из разных социальных слоев.
Эти строки рождаются под впечатлением от спектакля, прошедшего 12 мая 2017 года.
Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
В ролях: Граф ди Луна – Андрей Бреус (баритон); Леонора, герцогиня – Марина Нерабеева (сопрано); Азучена, цыганка – Анастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано); Манрико, трубадур – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор); Феррандо, приближенный графа – Андрей Фетисов (бас); Инес, наперсница Леоноры – Екатерина Кичигина (сопрано); Рюиц, друг Манрико / гонец – Максим Остроухов (тенор); старый цыган – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас).
Соло в оркестре: Маргарита Якунина (орган), Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа).
Сценография постановки в основе своей представляет три видоизменяющихся башни, символизирующих важнейшие сюжетные линии – миры Графа, Герцогини и двух Цыган. Живущие изначально самостоятельно, независимо друг от друга, волею судеб эти люди пересекутся, что повлечет за собой множество тяжелейших, трагических событий.
Оригинальные, эффектные костюмы мгновенно позволяют определить, кто перед нами сейчас находится – простой воин, цыган или богатый высокородный человек.
Глубокие потрясения. Родовое проклятье. Любовный треугольник. Война. Кровавая месть. Внутреннее благородство. Свет и Тьма. Нежность и Агрессия. Верность и Предательство. Чувства и Долг. Страсть и Ненависть… В этой опере таится целый калейдоскоп сменяющих друг друга чувств, эмоций и взаимоотношений.
«Вселенная» спектакля вращается вокруг пяти центральных «планет» - главных действующих лиц: молодого графа ди Луны, прекрасной герцогини Леоноры, трубадура Манрико, старой цыганки Азучены и старого воина Феррандо. У каждого героя – своя непростая история, делающая образ ярким, а личность – глубокой.
Граф ди Луна – молодой аристократ, глава древнего рода. Когда-то в его семье произошла трагедия: старая цыганка проявила интерес к его младшему брату, в результате чего малыш стал чахнуть. «Колдунья» была поймана и сожжена на костре. Вскоре ребенок исчез, а на месте казни обнаружились обгоревшие детские кости. Это событие, видимо, подорвало здоровье старого графа, который вскоре скончался. Его старший сын в тот момент поклялся, что попробует найти пропавшего родственника, но все его усилия были тщетны. Повстанцы, семейная трагедия, да еще и безудержная страсть: молодой граф безответно и безнадежно влюбился в Леонору…
Андрей Бреус предстал в сложном, многогранном образе влюбленного человека, одержимого испепеляющей страстью, ревнующего, страдающего, готового пойти на все, чтобы завладеть душой и телом Прекрасной Дамы.
Глубокий, «бархатный» голос благородного «темного» тембра, царственный взгляд и величественная осанка позволили артисту показать истинного аристократа.
Соперник графа на пути к сердцу Леоноры – молодой трубадур Манрико, возглавляющий армию повстанцев. Его Светлость даже не догадывается, что перед ним – пропавший много лет назад младший брат.
Манрико в исполнении Хачатура Бадаляна (дебют в партии) – с одной стороны, нежный, лиричный, «сладкоголосый» трубадур, своими чудесными песнями мгновенно пленяющий сердце молодой герцогини, а с другой – сильный, смелый, благородный, отважный воин, сражающий мечом и «огненным» темпераментом наповал.
Голос артиста рисовал самые разные стороны личности его персонажа – от романтического героя-любовника до сильного полководца, жестокого карателя и беззаветного блюстителя справедливости.
Красавица Леонора в исполнении Марины Нерабеевой тоже неустанно меняется на протяжении всего действа. В начале она предстает классической лирической героиней, легкой, одухотворенной, буквально излучающей светлое, беззаботное счастье.
Но юная герцогиня – не просто счастливо влюбленная девушка. По ходу действия мы видим, что это – очень сильная, драматически наполненная, духовно обогащенная Женщина, готовая на все и способная на многое ради своего Героя. Для того, чтобы спасти его, Леонора решает заплатить самую высокую цену – отдать собственную жизнь.
Один из самых сильных, глубоких и трагических образов не только в этом спектакле, но и во всем творческом наследии Дж.Верди – старая цыганка Азучена. Много лет назад она, еще совсем молодая девушка, стала свидетельницей сожжения своей матери. «Отомсти за мать!» - последняя фраза, которую услышала тогда героиня. Одержимая ненавистью к убийцам – людям старого графа ди Луна, она схватила его ребенка и, после недолгой борьбы с собой, бросила его в костер. Через несколько минут цыганка поняла, что жестоко ошиблась и сожгла свое собственное дитя. Забрав маленького графа, она растила его, как своего сына.
Голос Анастасии Бибичевой, глубокий, насыщенный, «богатый», страстный, рисовал страшные, мрачные, чудовищные картины, леденящие душу.
Азучена – цыганка, чья душа насквозь пропитана свободой, открытыми просторами, прекрасной испанской природой, свежим ветром и прекрасными ночами. Глубокие, трагические ноты появляются в ее голосе в момент пленения, ведь потеря свободы для такого человека равноценна смерти, которая, по сути, наступает еще до момента казни.
Пятый ключевой персонаж спектакля – старый воин Феррандо (Андрей Фетисов), служивший графскому роду ди Луна не один десяток лет. За столь долгое время он успел узнать немало тайн высокородных господ, а также разнообразных историй, прежде всего, печальных. Одной из них он охотно делится со стражниками.
Голос артиста звучит сперва в доверительно-повествовательной, спокойной манере, но затем на смену типичным интонациям рассказчика приходит тревога, смешанная со стремительно нарастающими мрачными предчувствиями.
Интересны и «небольшие» персонажи, верные и преданные друзья главных героев.
Наперсница Леоноры Инес (Екатерина Кичигина) искренне заботится о юной герцогине, охраняет покой ее души.
Друг Манрико Рюиц (Максим Остроухов) – надежный человек, источник важных новостей, как хороших, так и плохих.
Артисты хора предстали в образах слуг графа, подруг Леоноры, приближенных Манрико, монахинь, воинов, цыган и цыганок. Роскошная полифония в этот раз рисовала красками Нежности и Агрессии, Чести и Достоинства, Воинственности и Тревоги, Внутренней Силы и Отваги, Загадочности и Таинственности.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Евгения Самойлова при помощи средств музыкальной выразительности создавал в нашем воображении полотна прекрасной природы Южной Европы, цыганского быта, аристократической роскоши, личностного героизма, предательства и благородства.
Эмоциональный фон оперы насыщен до предела. Средневековая история поражает своей глубиной и жестокостью. События, имевшие место много сотен лет назад, сейчас воспринимаются, как нечто невероятное. Чего здесь только нет – и бурные столкновения темпераментов, и революционные настроения, и межличностные коммуникации, и внутренние переживания, и открытые конфликты, и многое другое. Каждая сцена спектакля – небольшой рассказ, подробно описывающий жизненные обстоятельства героев, очень точно рисующий портрет не сказочных персонажей, а настоящих людей, живущих «здесь» и «сейчас».
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии