интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Калейдоскоп шедевров бельканто в сольном концерте Виктории Яровой

 
 
 

Калейдоскоп шедевров бельканто в сольном концерте Виктории Яровой

Автор: Ольга Пурчинская от 30-04-2017, 05:27, посмотрело: 1946

Что нам известно о бельканто – особом способе пения, зародившемся в Италии? Такое название носит вокальная техника, характерными чертами которой являются плавный переход от звука к звуку, непринужденное извлечение звука, красота, насыщенность и богатство тембра, изящество и легкость звуковедения, одинаково стабильного как в медленных фрагментах арии, так и в быстрых.

Соприкосновение с творчеством мастера бельканто – особое удовольствие, настоящий пир для ценителя оперного искусства, солнечной Италии и всего, что связано с академической музыкальной традицией этой страны.

Виктория Яровая, солистка московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова – интереснейшая певица с очень красивым, богатым, теплым, насыщенным голосом редко встречающегося тембра – колоратурное меццо-сопрано. Репертуар артистки насыщен операми Дж.Россини (в которых немало партий написано как раз для такого голоса). К сожалению, за границей ее можно услышать гораздо чаще, чем в России, и потому каждое выступление становится значительным событием в культурной жизни столицы.

Калейдоскоп шедевров бельканто в сольном концерте Виктории Яровой27 апреля 2017 года на сцене «Новой Оперы» состоялся сольный концерт Виктории Яровой (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано). Вечер прошел при участии симфонического оркестра театра. Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Специальный гость – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас).

В программу концерта вошли вокальные и симфонические фрагменты опер-шедевров бельканто: «Свадьба Фигаро» (увертюра), «Милосердие Тита» (ария Сесто «Parto, parto») и «Так поступают все» (ария Дорабеллы «Smanie implacabile») В.А.Моцарта; «Сорока-воровка» (увертюра), «Деметрио и Полибио» (ария Сивено), «Итальянка в Алжире» (речитатив и рондо Изабеллы, ария Мустафы, дуэт Мустафы и Изабеллы, каватина Изабеллы), «Бьянка и Фальеро» (ария Фальеро), «Золушка» (увертюра) и «Семирамида» (ария Арзаче) Дж.Россини; «Норма» (увертюра), «Капулетти и Монтекки» (каватина Ромео) и «Сомнамбула» (каватина графа Родольфо) В.Беллини.

В этот вечер Виктория Яровая показала совершенно разных персонажей – и лирических, и трагических, и комических. Артистка блистала как в ролях женщин, так и в образах травести. Виртуозная вокальная техника певицы гармонично сочетается с глубокой драматургической подлинностью каждой героини (и каждого героя!).

Каждый номер концерта превратился в маленький спектакль, где сложнейшие вокально-инструментальные пассажи (неоднократно меняющие темп в течение одной арии, каватины или дуэта) слились воедино с радостями и печалями, мыслями и действиями, философией и решимостью, поисками и находками.

Очень интересно наблюдать за развитием характера персонажа травести в рамках одной арии. За несколько минут юный герой успевает не только попереживать и поплакать, но и обрести новые для себя воинственные, агрессивные черты характера. Если в начале фрагмента человек страдает, то в конце он уже жаждет кровавой мести и готов организовать военный поход против жестокого обидчика.

Всем героям и героинями Виктории Яровой свойственны жгучий темперамент, страсть, взрывная энергетика, харизма, утонченная элегантность и безграничное обаяние. Стремительный полет голоса кружит голову и завораживает. Предельное внимание к каждому пассажу, к каждой ноте дополняется четкой дикцией – понятно каждое слово.

Один из ярчайших эпизодов концерта – дуэт Изабеллы и Мустафы из оперы Дж.Россини «Итальянка в Алжире». Живая мимика и четкие жесты героини вечера и специального гостя Евгения Ставинского дополнили роскошную вокальную «дуэль», ассоциирующуюся с музыкальной комедией. Как правило, победителями из подобных противостояний выходят зрители и искусство.

Евгений Ставинский показал себя не только как вокалиста-виртуоза, мастера бельканто, но и как блестящего актера, успешно реализующегося в самых разных амплуа – и в комическом, и в мелодраматическом. Классическая итальянская маска и благородный, справедливый принц получились очень настоящими и интересными.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева в этот вечер блистал в разных амплуа. Зрители погружались то в атмосферу праздника, то в бескрайний мир волшебных сказок, то в водоворот художественно скорректированных исторических событий. Нежные, «кружевные» мелодии переплетались с яркими, острохарактерными мотивами, комедия – с трагедией, торжество – с революционным настроем.

Музыка эпохи бельканто напоминает мне драгоценное полотно, щедро сдобренное восхитительными декоративными элементами. Да, порой они выглядят довольно необычно в условиях заявленного сюжета. Но до чего же красиво звучат пассажи, исполняемые вокалистами-виртуозами в сопровождении симфонического оркестра! Это – «лакомое блюдо» для меломана.

На один вечер солисты «Новой Оперы» Виктория Яровая и Евгений Ставинский погрузили зрителей в бескрайний мир итальянской вокальной культуры. После концерта мне показалось, что даже воздух стал теплее, как будто его прогрело ласковое южное солнце.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр