интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Блестящий юмор, торжество справедливости и оригинальная версия знаменитой сказки в опере Россини "Золушка"

 
 
 

Блестящий юмор, торжество справедливости и оригинальная версия знаменитой сказки в опере Россини "Золушка"

Автор: Ольга Пурчинская от 10-04-2017, 05:05, посмотрело: 2103

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры».
Алидоро. «Золушка». Дж.Россини


Один из самых интересных и захватывающих видов спектаклей можно обозначить как «театр внутри театра». Давайте представим себе такую картину: во время увертюры на сцену выходят два молодых стройных красавца. Перебросившись парой слов (разумеется, шепотом), они меняются костюмами. Один наряд роскошный и богатый, явно принадлежит высокопоставленному человеку. Второе одеяние выглядит куда скромнее, в такие обычно облачаются слуги знатных господ. Дух веселого маскарада проникает в действие с самого начала и не покидает до самого конца.

Что же это за произведение? Комическая опера Дж.Россини «Золушка» (либретто Я.Феретти) – одна из жемчужин репертуара московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель и дирижер – Дмитрий Волосников. Сценография и режиссура – Виктор Герасименко (Заслуженный художник России). Компьютерная графика и анимация – Эрик Громилов. Графический дизайн – Екатерина Волкова. Пластика – Иван Фадеев. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Художник по свету – Айвар Салихов. Премьера состоялась 7 октября 2011 года. Эти строки рождаются под впечатлением от спектакля 7 апреля 2017 года.
Блестящий юмор, торжество справедливости и оригинальная версия знаменитой сказки в опере Россини "Золушка"В ролях: Золушка, падчерица дона МаньификоВиктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано); дон Рамиро, принцАлексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор); Дандини, его камердинерИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); Алидоро, волшебникДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); дон Маньифико, барон, отец Клоринды и ТисбыВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас); КлориндаЭльвира Хохолова (Заслуженная артистка России, сопрано); ТисбаИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано).
Соло в оркестре: Георгий Петров (лауреат Международных конкурсов, флейта), Борис Сокол (Заслуженный артист России, кларнет), Алексей Русанов (фагот), Тарас Золотько (гобой), Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса, клавесин).

События первых нескольких секунд спектакля явно дают понять, что зрелище будет ярким и красочным, с выразительными оттенками праздника, легкого и беззаботного веселья. В общем, практически сразу становится ясно, что на наших глазах развернется опера-буффа в самых лучших традициях этого жанра музыкального театра. Более того, это будет очень похоже на знаменитую сказку Ш.Перро о Золушке, но с некоторыми заметными изменениями. Здесь бедная девушка, внешне очаровательная и внутренне прекрасная, живет в доме богатого барона – своего отчима. Когда умирает ее мать, жизнь несчастной сиротки превращается в бесконечную череду приказов, унижений и оскорблений. Дон Маньифико и его дочери – Клоринда и Тисба – сделали из «бедной родственницы» не только «девочку для битья», но и служанку.
Настоящий переполох поднимается в роскошном замке барона, когда юные барышни получают приглашение на бал во дворец принца. Дон Рамиро ищет себе невесту, для чего устраивает бал. Клоринда и Тисба взволнованы: с минуты на минуту царственная особа появится на пороге их дома!
Вскоре Его Высочество действительно приезжает. Но он переодет в костюм своего камердинера Дандини, который, в свою очередь, временно исполняет обязанности принца. Точнее, он должен испытать потенциальных невест на добродетели – бескорыстие, искренность и т.д.
«Золушка» - волшебная сказка, а это значит, что в ней всегда есть место вмешательству сверхъестественного. Опера Дж.Россини не стала исключением из этого золотого правила. Здесь творцом чудес становится мудрейший советник принца – Алидоро, наблюдающий за обитателями жилища дона Маньифико с самого начала и оценивающий их личностные качества самостоятельно. Мгновенно разобравшись в ситуации, чародей воздаст всем по заслугам. В накладе не останется никто по обе стороны от оркестровой ямы!

Спектакль очень яркий, красивый. Он полон постановочных эффектов, завораживающих публику от мала до велика. Гигантские видеопроекции создают чудеса у зрителей на глазах. Цветущий сад, как по волшебству, прекращается в небольшую комнатку, которую вынуждена занимать Золушка в роскошном доме своего отчима. Воздушные, светлые, чистые мечты героини превращаются в карету, запряженную четверкой лошадей и призванную доставить ее на бал. В кульминационные моменты на сказочной стене возникает множество часов, отсчитывающих время, оставшееся до торжества справедливости.

Действие наполнено искрометным юмором, искрящимся весельем, забавными ситуациями и самым праздничным напитком – шампанским (которое, впрочем, большей частью досталось лишь одному человеку). Лирические эпизоды сменяются комическими, артисты-виртуозы превращают все происходящее в фейерверк. Изящные, причудливые композиции сменяются на высочайшей скорости, раскрашивая все вокруг желанными, по-весеннему яркими, темпераментными красками. Каждый образ четко выделяется на общем фоне музыкально-драматической канвы.

Золушка – лирическая героиня. Обстоятельства ее жизни сложились таким образом, что девушка вынуждена прислуживать отчиму и сводным сестрам. Несмотря на постоянные унижения и оскорбления, она сохранила внутренний свет, красоту и чистоту души. Добрая, прекрасная, бескорыстная, она любит человека, а не его деньги и общественное положение. Эти чудесные особенности личности обязательно будут вознаграждены!
Виктория Яровая создала образ, буквально дышащий нежностью, теплотой, порядочностью и благородством. И все это – в сочетании со сложнейшими вокальными пассажами, исполненными с головокружительной легкостью, на высокой скорости, на «одном дыхании». Красивейший голос – гармоничное сочетание мощности и хрустально-небесной чистоты – и сильное драматическое начало певицы заставляют сопереживать ее героине на протяжении всего действа.

Лирический герой в этой опере – венценосная особа. Дон Рамиро – принц, желающий жениться, но, в отличие от аналогичного персонажа знаменитой сказки Ш.Перро, не ждущий чудесного появления в своей жизни той самой Прекрасной Дамы, единственной и неповторимой, а сам ищущий свое счастье. Для этого и затевается фокус с переодеванием.
Алексей Татаринцев показал совершенно разные черты характеры своего персонажа, выходящие на авансцену в зависимости от обстоятельств. В эпизодах общения с героиней его голос был нежным, солнечным, лиричным, светлым. В моменты инструктажа верного камердинера принц предстал совсем другим: властным, но вкрадчивым, заговорщицки-обаятельным, по-мальчишески озорным. Период финального объяснения с несостоявшимися родственниками – бароном и его дочерьми – показали еще одну сторону его личности: оказывается, Его Высочество может быть суровым и жестким, даже жестоким, а в чудесном теплом голосе возможны «стальные», чуть ли не «ледяные» нотки.

Камердинер принца Дандини – яркий пример верного, надежного, расторопного слуги, «синтетического» специалиста, которому по силам практически любая работа.
Илья Кузьмин с блеском воплотил образ хитрого, находчивого пройдохи, вынужденно примерившего на себя образ аристократа. Изящные, грациозные движения, пластика, царственная осанка, благородные манеры и глубокий, бархатистый, красивый голос, свойственные артисту, причудливо сочетались с «простыми» шуточками и веселыми ухаживаниями за потенциальными невестами господина.

Алидоро – волшебник, герой, который «двигает» сюжет к его логическому завершению. Он здесь и режиссер, и драматург, и артист, и даже автор некоторых эффектов.
Дмитрий Орлов мастерски перевоплощался из одинокого сгорбившегося нищего (каким его персонаж предстает в начале спектакля, чтобы проверить характеры обитательниц замка барона) в стройного, прекрасного, доброго мудреца, вершителя судеб и верного стража справедливости.
Один из самых волнующих моментов спектакля – эпизод, когда голос мага звучит за сценой. Мощный, раскатистый, он заполнял все пространство. Казалось, он доносится откуда-то сверху.

Дон Маньифико – отрицательный персонаж, жестокий человек, любящий деньги и власть, поклонник вкусной еды и обильных возлияний.
Барон в исполнении Владимира Кудашева – сгусток безграничного обаяния, заразительной харизмы и сокрушительной силы. Мимика, жесты и невероятно выразительные глаза в сочетании с мощным, глубоким, насыщенным голосом создают образ, вызывающий симпатию, несмотря ни на что.

Дочери барона – Клоринда и Тисба – истинные дети своего отца, злые, алчные, жадные и жестокие. Они очень любят издеваться над слабыми и делают это с незавидным постоянством.
Дуэт Эльвиры Хохловой и Ирины Ромишевской очаровал своим шармом и изысканными вокальными дуэлями, победителями в которых вышли зрители.

Отдельно мне бы хотелось упомянуть ансамблевые сцены – «визитную карточку» опер Дж.Россини. Восхитительные дуэты, терцеты, квартеты, секстеты и т.д – чудесный образец виртуозного мастерства блестящих певцов. Кроме того, они несут в себе важнейшую сюжетную нагрузку.

Артисты хора предстали в качестве придворных и гостей на балу. Одетые в роскошные наряды, они не только танцевали, но и сидели в ложах, созерцая все происходящее и напоминая нам, что разворачивающиеся события – театр внутри театра.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Дмитрия Волосникова на три часа погрузил зрителей в атмосферу чудес, сказок, волшебства и счастья. Музыка Дж.Россини буквально окрыляет и опьяняет, вызывает состояние, близкое к эйфории. После этих прекрасных мелодий хочется «расправить крылья» и творить, творить, творить!

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр