интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » В "Новой Опере" прошла камерная экскурсия в "Музыкальный зоопарк"

 
 
 

В "Новой Опере" прошла камерная экскурсия в "Музыкальный зоопарк"

Автор: Ольга Пурчинская от 9-04-2017, 05:33, посмотрело: 1774

Вы замечали, насколько часто героями музыкальных произведений становятся животные? Существует немало песен, романсов, арий и сцен из опер, оперетт и мюзиклов, где все события разворачиваются вокруг кошки, собаки, лебедя, жаворонка, соловья, рыбки или какого-либо другого представителя мира фауны. Эта тема практически не имеет границ: интересные примеры встречаются и в классике, и в сочинениях современных композиторов.

Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова известен своими интереснейшими концертными программами, позволяющими не только насладиться творчеством замечательных артистов, но и узнать много нового о знаменитых шедеврах камерной, симфонической и оперной музыки и открыть для себя малоизвестные (но от этого не менее талантливые и заслуживающие пристального внимания) произведения.

В "Новой Опере" прошла камерная экскурсия в "Музыкальный зоопарк"6 апреля 2017 года в Зеркальном фойе театра «Новая Опера» состоялся концерт «Музыкальный зоопарк». Тесное соприкосновение с тематикой фауны произошло в уютной камерной обстановке.
В концерте приняли участие:
Солисты: Анастасия Белукова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Екатерина Смолина (сопрано), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Елена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Антон Бочкарев (тенор), Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор).
Артисты оркестра: Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка), Валерия Капко (скрипка), Евгения Кропотина (альт), Станислав Воробьев (виолончель), Александр Малюгов (контрабас), Игорь Копачевский (флейта), Юлия Климова (лауреат Международного конкурса, кларнет).
Партия фортепиано: Александр Жиленков (лауреат Международного конкурса), Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов).
Комментарий к программе: Михаил Сегельман.

В этот вечер звучали вокальные и инструментальные сочинения российских и зарубежных композиторов, объединенные заявленной темой.
I отделение: Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» (музыка С.С.Прокофьева); фрагменты сюиты «Карнавал животных»: 1. Вступление и Королевский марш Льва, 2. Куры и петухи, 4. Черепахи, 5. Слон, 6. Кенгуру, 7. Аквариум, 9. Кукушка в глубине леса, 10. Птичник, 13. Лебедь, 14. Финал.
II отделение: «Жаворонок» из цикла «Прощание с Петербургом» (музыка М.И.Глинки на стихи Н.В.Кукольника); «Золотая рыбка» (музыка С.Монюшко на стихи И.Захаревича); «Кот Матрос» из цикла «Детская» (музыка М.П.Мусоргского на стихи композитора); Ария Царевны-Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане» (музыка Н.А.Римского-Корсакова по одноименной сказке А.С.Пушкина); «Лебедь» (музыка Э.Грига на стихи Г.Ибсена); Ария Кошки и Дуэт Кошки и Петуха из оперы «Кошкин дом» (музыка П.П.Вальдгардта по мотивам одноименной пьесы С.Я.Маршака); «Соловей» (музыка П.И.Чайковского на стихи А.С.Пушкина); «Пленившись розой, соловей» (музыка Н.А.Римского-Корсакова на стихи А.Кольцова); «Как соловей о розе…» (музыка Т.Н.Хренникова на стихи П.Г.Антокольского); «Соловей» (музыка А.А.Алябьева на стихи А.А.Дельвига); Чардаш Розалинды из оперетты «Летучая мышь» (музыка И.Штрауса); Дуэт-буфф двух кошек (музыка Дж.Россини).

Герои этих произведений – животные с совершенно разной судьбой. Веселые и грустные, забавные и трогательные, сказочные и бытовые, их истории богато и щедро проиллюстрированы не только стихами, но и музыкальным материалом. Прислушавшись внимательно, можно уловить в пассажах птичьи трели, шум листвы, журчание ручья, шум моря, леса или скотного двора.

Открыла концерт «музыкальная» версия знаменитой сказки о «гадком утенке», родившемся не в той семье и сумевшем обрести долгожданное счастье после суровой, тяжелой во всех смыслах зимы. Вокально-фортепианный дуэт Екатерины Смолиной и Александра Жиленкова не просто рассказал историю, а превратил ее в небольшой, но яркий спектакль. Музыка буквально пропитана душевной болью одинокого птенца, его страданиями от постоянных издевательств. Птичья суета, холодные ветра, ласковое солнышко, отчаяние и последующее ликование отражались и в мелодиях, и на лице исполнительницы, плавно, гибко и артистично рассказавшей историю, написанную в прозе.

Очень яркие образы явили зрительскому воображению фрагменты сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных». Камерный оркестр, состоящий из струнного квартета (первая скрипка, вторая скрипка, альт, виолончель), контрабаса, флейты, гобоя и фортепиано в четыре руки, показал разнообразие и богатство внутреннего мира и повадок различных представителей животного мира. Гостями «праздника» стали самые разнообразные обитатели лесов, полей, степей, гор и водоемов: лев, куры, петухи, черепахи, слон, кенгуру, кукушка, лебедь и др.
Вальяжность и спокойствие, грация и надменность, величие и горделивость, хрупкость и сила, - все смешалось в этом удивительном музыкальном полотне, содержащем совершенно явные признаки и повадки, характерные для перечисленных выше представителей фауны.

Второе отделение концерта состояло из вокальных миниатюр, фрагментов циклов, опер и оперетт соответственно заявленной теме концерта. Очень интересно было наблюдать за тем, насколько сильно отличаются музыкальные «портреты» одних и тех же зверей и птиц у разных авторов.

Тема Соловья в романсе Н.А.Римского-Корсакова приобрела легкий «восточный» оттенок, а в сочинении А.А.Алябьева (написанном, кстати, для баса, но затем ставшем одним из любимейших камерных произведений колоратурных сопрано) – головокружительные пассажи «небесной» чистоты и «хрустально-серебристой» звонкости. Восхитительные «соловьиные» трели виртуозно воплотили нежные, легкие, «светлые» голоса Анастасии Белуковой и Елены Терентьевой соответственно.

Кошка в опере П.П.Вальдгардта – красавица-кокетка, верх изящества, грации и обаяния. Два пушистых создания из комического дуэта Дж.Россини – настолько харизматичные особы, что просто не могут незаметно прошмыгнуть в тихое уютное местечко. А кто победит в этой «дуэли»? Искусство и зритель! Милую «российскую» кошечку воплотила Елена Терентьева, мастера комичного «сражения» - Анастасия Белукова и Елена Свечникова.

Еще один популярный «птичий» образ в музыке – лебедь. Гибкий, стройный, аристократичный, он едва ли не больше других пернатых ассоциируется с героем-аристократом. Чаще всего он кручинится, печалится, грустит. «Лебединая» тема в программе концерта была представлена арией Царевны-Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова и в романсах Э.Грига и П.И.Чайковского.
Прекрасная царственная птица поэтично вырисовывалась сложнейшими колоратурными пассажами в исполнении Елены Терентьевой. Драматичный скандинавский характер показал Марат Гареев. Антон Бочкарев представил лирико-романтический героический образ.

Ярчайший номер концерта - чардаш Розалинды из оперетты И.Штрауса «Летучая мышь». Образ, полный живого огня, страсти, неукротимой энергии, душевного тепла и обаяния, создала Ольга Терентьева.

Дуэты сестер Ольги и Елены Терентьевых – воплощение хрупкости и силы, нежности и страсти, света и красоты. Романс «Жаворонок» М.И.Глинки из цикла «Прощание с Петербургом» полон искренних чувств, в том числе – зарождающейся ностальгией по любимому городу, который автор собрался покинуть навсегда.

Совсем иной эмоциональный «код» заключен в дуэте Петуха и Кошки их упомянутой уже оперы «Кошкин дом». Антон Бочкарев и Елена Терентьева сыграли его весело, кокетливо и задорно, приведя в восторг и взрослых, и детей.

«Музыкальный зоопарк» - интересная тема, разнообразная и практически неисчерпаемая. Музыкальная литература содержит множество примеров веселых и грустных, симфонических и камерных, вокальных и инструментальных произведений, заключавших в себе образы «братьев наших меньших». Каждый артист, вышедший 6 апреля в Зеркальное фойе театра «Новая Опера», не только исполнил песню, арию или романс, но и обрел на несколько минут черты и повадки, свойственные их персонажам.

Ведущий концерта Михаил Сегельман провел интереснейшую познавательную экскурсию по обширным просторам «музыкально-животной» тематики и раскрыл немало специфических особенностей личностей знаменитых композиторов. Вечер пролетел незаметно, буквально на одном дыхании.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр