Французское искусство неизменно производит особое впечатление. Оно таит в себе поэтические, живописные образы, очень живые, естественные, эстетически адаптированные. Это происходит как благодаря красоте и обаянию языка, так и при помощи ярких красок, рисующих перед нашими глазами картины, узнаваемые чуть ли не с первого взгляда. Все вышесказанное касается не только литературы и изобразительного искусства. Интереснейшие «изображения» можно разглядеть и в многочисленных памятниках музыкальной культуры Пятой республики.
Французская опера, особенно романтическая – одна из наиболее популярных страниц в истории мирового театра. Эти произведения открывают безграничный простор для творческого поиска и неизменно доставляют огромное удовольствие публике разных возрастов и предпочтений.
Вокальные и инструментальные миниатюры французских композиторов, к сожалению, в большинстве своем не очень широко известны в нашей стране. 23 марта 2017 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова предоставил своим гостям возможность восполнить пробелы в области камерной музыки страны, известной своими богатыми культурными традициями. В этот вечер в Зеркальном фойе прошел увлекательный концерт «Краски и линии».
Экскурс в историю французского искусства публике помогли совершить солисты и артисты оркестра театра: Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано), Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Артем Гарнов (баритон), Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка), Борис Сокол (Заслуженный артист России, саксофон), Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа). Партия фортепиано, идея и композиция концерта – Екатерина Гольцова (лауреат Международных конкурсов). Партия фортепиано, комментарий к программе – Михаил Сегельман.
Прозвучавшие в этот вечер произведения охватывают огромный временной промежуток – от середины XIX до середины ХХ века. Программа концерта очень разнообразна в жанровом плане – от романсов и фрагментов вокальных циклов до инструментальных ансамблей (дуэтов).
Первое отделение: Chanson Triste – «Грустная песня» (музыка А.Дюпарка на стихи А.Казалиса); Pastoral – «Пастораль» (музыка К.Сен-Санса на стихи А.Кардинала-Детуша); L’invitation au voyage – «Приглашение к путешествию» (музыка А.Дюпарка на стихи Ш.Бодлера); Panis angelicus – «Ангельский хлеб» (музыка С.Франка на стихи из Sacris Solemniis св.Фомы Аквинского); Repentir – «Раскаяние» (музыка Ш.Гуно на стихи композитора); соната для скрипки и фортепиано A dur / Ля мажор (музыка С.Франка).
Второе отделение: фрагменты Petite suite latine – «Маленькой латинской сюиты» для фортепиано и саксофона: часть I – Lent, часть II – Tango (музыка Ж.Ноле); вокализ-этюд в виде Хабанеры (музыка М.Равеля); Интродукция и аллегро для арфы и фортепиано (музыка М.Равеля); фрагмент цикла «Три песни»: Au bord de l’eau – «На берегу» (музыка Г.Форе на стихи С.Прюдома); фрагмент цикла Deux Duos - «Два дуэта»: La nuit – «Ночь» (музыка Э.Шоссона на стихи Т.де Банвиля); фрагмент цикла Airs chantes – «Спетые мелодии»: Air romantique – «Романтическая мелодия» (музыка Ф.Пуленка на стихи Ж.Мореаса); фрагменты вокального цикла Parisiana: Jouer du bugle – «Игра горна», Vous n’ecrives plus? – «Вы не пишете больше?» (музыка Ф.Пуленка на стихи М.Жакоба); фрагмент цикла Airs chantes – «Спетые мелодии»: Air vif – «Яркая мелодия» (музыка Ф.Пуленка на стихи Ж.Мореаса); фрагмент цикла «Три песни»: Les bercaux – «Колыбели» (музыка Г.Форе на стихи С.Прюдома); фрагменты La petite suite pour a quatre mains – «Маленькой сюиты для фортепиано в четыре руки»: I. En bateau – «В лодке», II.Cortege – «Шествие».
Камерные концерты в «Новой Опере» - сочетание «приятного с полезным». С одной стороны – это прекрасная возможность послушать чудесные мелодии в исполнении музыкантов-виртуозов. Кроме того, театр предлагает уникальную возможность существенно расширить свои познания в истории мирового искусства. Вот и 23 марта нам удалось узнать много нового об особенностях французских вокальных миниатюр. Для своих песен и романсов композиторы использовали национальную аутентичную поэзию (то есть лирику, не претерпевшую какие либо правки, серьезную редактуру и/или переводы на иностранные языки).
Век французских романтиков, в отличие от их немецких коллег, был достаточно долгим, однако далеко не все авторы сочиняли музыку в течение всей своей жизни. Тем не менее, мировая культура получила немало изысканных, тонких, стильных произведений, наполненных безупречным вкусом, легкой иронией и безграничным обаянием. А ведь именно с этими чертами ассоциируется та самая Франция, какую мы все знаем и любим (во всяком случае, подобный портрет возникает перед глазами человека, читающего классическую и современную литературу или смотрящего легендарное кино).
Камерная вокальная музыка – диалог голоса и рояля (или терцет «два голоса + рояль»). Иногда это беседа человека со своим внутренним миром, с чувствами, с совестью. Порой мы можем стать свидетелями общения героя и окружающей действительности, прекрасной природы, его собственного дома. Сочетание мелодического ряда и драматического таланта вокалистов-виртуозов всегда позволяет очень тонко и предельно точно передать настроение и эмоциональное состояние человека, а также обрисовать обстоятельства, приведшие его в то или иное состояние. Прекрасная, величественная природа вступает в тесный контакт с внутренним светом, душевным теплом и гармонией. Музыка романтическая, возвышенная. Живая, обаятельная, беззаботная пастораль сосуществует с «парящим» духовным фрагментом, страстная хабанера – с горячей, искренней молитвой, а нежная, убаюкивающая колыбельная – с легкими нотками джаза.
Каждый тип голоса насыщает музыку особыми красками, а отдельно взятый исполнитель добавляет уникальные тона и оттенки, характер и темперамент. Лирическая нежность сопрано, драматическая глубина меццо-сопрано и бархатистая мягкость баритона наносят новые «мазки» на «полотна» французских вокальных миниатюр.
Эльвира Хохлова и Виктория Шевцова наполнили пространство Зеркального фойе звонкими, чарующими пассажами. Казалось, что голоса солисток доносились откуда-то сверху, неся с собой порцию внутреннего света и душевной чистоты.
Ирина Ромишевская и Полина Шамаева добавили в эмоциональную палитру вечера немало ярких красок. Сила и искренность чувств их героинь перемежались с горячими страстями и небольшой долей озорного, чисто девичьего кокетства.
Герои Артема Гарнова – романтики, любующиеся прекрасной природой, созерцатели-мыслители. Теплый, мягкий, бархатистый голос настраивает на спокойный, философский лад. С таким «сопровождением» хотелось отправиться в путешествие по бескрайним просторам океана французского музыкального искусства.
Очень яркие номера концерта – дуэты. Сочетание высокого (сопрано) и низкого (меццо-сопрано) женских голосов, звучащих в унисон, позволило услышать в пении волнение и спокойствие, размышление и созерцание, полет души и рассудительность, мольбу и мечты, романтический порыв и элегантную, солидную сдержанность, жаркую эмоциональность и кристальную чистоту.
Камерная инструментальная музыка - особая форма беседы. Один ее участник постоянен, и имя ему – рояль. «Король инструментов» и выслушать может, и совет дать, и резко повернуть направление беседы в противоположную сторону. Каждый его «собеседник» - уникальная личность, со своим тембром и темпераментом. Подобные диалоги очень занимательны, они рисуют не менее интересные образы, чем голоса.
«Общение» арфы и фортепиано в темпе allegro, с многочисленными сложнейшими пассажами и арпеджио, «глухими» и «звонкими» нотами, выявило глубину и силу характера струнной «аристократки», могущей рассказать очень много важного, полезного и интересного.
В «диалоге» скрипки и рояля, проходившем в четырехчастной сонатной форме, за сравнительно небольшой промежуток времени была рассказана едва ли не вся история музыки: от полифонического барокко до хроматизированной гармонии эпохи позднего романтизма. Главная тема проходит сквозь все произведение. Финал вызвал устойчивую ассоциацию с ярким торжеством, долгожданным праздником.
Наконец, «беседа» фортепиано и саксофона эффектная «перекличка» классического академического и эстрадно-джазового инструментов. Мощный канонический фундамент гармонично сосуществует с «дробленными» ритмами, характерными для популярной музыки ХХ века.
В завершении концерта прозвучал фортепианный «диалог» на тему музыки К.Дебюсси. Скромные авторские краски с лихвой окупаются гармоническими и исполнительскими «изюминками». Здесь, кажется, выявились образы прекрасной природы и ярких, незабываемых торжеств.
Музыкальные «беседы» - шедевры камерной музыки – в контексте красок и линий приобретают новый, по-настоящему яркий и глубокий смысл. Исполненные талантливыми артистами, эти диалоги помогли осмыслить, прочувствовать изнутри внутренние особенности французской национальной культуры. Ведь как же еще можно понять иностранный менталитет, если не сквозь призму искусства?
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Французская опера, особенно романтическая – одна из наиболее популярных страниц в истории мирового театра. Эти произведения открывают безграничный простор для творческого поиска и неизменно доставляют огромное удовольствие публике разных возрастов и предпочтений.
Вокальные и инструментальные миниатюры французских композиторов, к сожалению, в большинстве своем не очень широко известны в нашей стране. 23 марта 2017 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова предоставил своим гостям возможность восполнить пробелы в области камерной музыки страны, известной своими богатыми культурными традициями. В этот вечер в Зеркальном фойе прошел увлекательный концерт «Краски и линии».
Экскурс в историю французского искусства публике помогли совершить солисты и артисты оркестра театра: Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано), Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Артем Гарнов (баритон), Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка), Борис Сокол (Заслуженный артист России, саксофон), Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа). Партия фортепиано, идея и композиция концерта – Екатерина Гольцова (лауреат Международных конкурсов). Партия фортепиано, комментарий к программе – Михаил Сегельман.
Прозвучавшие в этот вечер произведения охватывают огромный временной промежуток – от середины XIX до середины ХХ века. Программа концерта очень разнообразна в жанровом плане – от романсов и фрагментов вокальных циклов до инструментальных ансамблей (дуэтов).
Первое отделение: Chanson Triste – «Грустная песня» (музыка А.Дюпарка на стихи А.Казалиса); Pastoral – «Пастораль» (музыка К.Сен-Санса на стихи А.Кардинала-Детуша); L’invitation au voyage – «Приглашение к путешествию» (музыка А.Дюпарка на стихи Ш.Бодлера); Panis angelicus – «Ангельский хлеб» (музыка С.Франка на стихи из Sacris Solemniis св.Фомы Аквинского); Repentir – «Раскаяние» (музыка Ш.Гуно на стихи композитора); соната для скрипки и фортепиано A dur / Ля мажор (музыка С.Франка).
Второе отделение: фрагменты Petite suite latine – «Маленькой латинской сюиты» для фортепиано и саксофона: часть I – Lent, часть II – Tango (музыка Ж.Ноле); вокализ-этюд в виде Хабанеры (музыка М.Равеля); Интродукция и аллегро для арфы и фортепиано (музыка М.Равеля); фрагмент цикла «Три песни»: Au bord de l’eau – «На берегу» (музыка Г.Форе на стихи С.Прюдома); фрагмент цикла Deux Duos - «Два дуэта»: La nuit – «Ночь» (музыка Э.Шоссона на стихи Т.де Банвиля); фрагмент цикла Airs chantes – «Спетые мелодии»: Air romantique – «Романтическая мелодия» (музыка Ф.Пуленка на стихи Ж.Мореаса); фрагменты вокального цикла Parisiana: Jouer du bugle – «Игра горна», Vous n’ecrives plus? – «Вы не пишете больше?» (музыка Ф.Пуленка на стихи М.Жакоба); фрагмент цикла Airs chantes – «Спетые мелодии»: Air vif – «Яркая мелодия» (музыка Ф.Пуленка на стихи Ж.Мореаса); фрагмент цикла «Три песни»: Les bercaux – «Колыбели» (музыка Г.Форе на стихи С.Прюдома); фрагменты La petite suite pour a quatre mains – «Маленькой сюиты для фортепиано в четыре руки»: I. En bateau – «В лодке», II.Cortege – «Шествие».
Камерные концерты в «Новой Опере» - сочетание «приятного с полезным». С одной стороны – это прекрасная возможность послушать чудесные мелодии в исполнении музыкантов-виртуозов. Кроме того, театр предлагает уникальную возможность существенно расширить свои познания в истории мирового искусства. Вот и 23 марта нам удалось узнать много нового об особенностях французских вокальных миниатюр. Для своих песен и романсов композиторы использовали национальную аутентичную поэзию (то есть лирику, не претерпевшую какие либо правки, серьезную редактуру и/или переводы на иностранные языки).
Век французских романтиков, в отличие от их немецких коллег, был достаточно долгим, однако далеко не все авторы сочиняли музыку в течение всей своей жизни. Тем не менее, мировая культура получила немало изысканных, тонких, стильных произведений, наполненных безупречным вкусом, легкой иронией и безграничным обаянием. А ведь именно с этими чертами ассоциируется та самая Франция, какую мы все знаем и любим (во всяком случае, подобный портрет возникает перед глазами человека, читающего классическую и современную литературу или смотрящего легендарное кино).
Камерная вокальная музыка – диалог голоса и рояля (или терцет «два голоса + рояль»). Иногда это беседа человека со своим внутренним миром, с чувствами, с совестью. Порой мы можем стать свидетелями общения героя и окружающей действительности, прекрасной природы, его собственного дома. Сочетание мелодического ряда и драматического таланта вокалистов-виртуозов всегда позволяет очень тонко и предельно точно передать настроение и эмоциональное состояние человека, а также обрисовать обстоятельства, приведшие его в то или иное состояние. Прекрасная, величественная природа вступает в тесный контакт с внутренним светом, душевным теплом и гармонией. Музыка романтическая, возвышенная. Живая, обаятельная, беззаботная пастораль сосуществует с «парящим» духовным фрагментом, страстная хабанера – с горячей, искренней молитвой, а нежная, убаюкивающая колыбельная – с легкими нотками джаза.
Каждый тип голоса насыщает музыку особыми красками, а отдельно взятый исполнитель добавляет уникальные тона и оттенки, характер и темперамент. Лирическая нежность сопрано, драматическая глубина меццо-сопрано и бархатистая мягкость баритона наносят новые «мазки» на «полотна» французских вокальных миниатюр.
Эльвира Хохлова и Виктория Шевцова наполнили пространство Зеркального фойе звонкими, чарующими пассажами. Казалось, что голоса солисток доносились откуда-то сверху, неся с собой порцию внутреннего света и душевной чистоты.
Ирина Ромишевская и Полина Шамаева добавили в эмоциональную палитру вечера немало ярких красок. Сила и искренность чувств их героинь перемежались с горячими страстями и небольшой долей озорного, чисто девичьего кокетства.
Герои Артема Гарнова – романтики, любующиеся прекрасной природой, созерцатели-мыслители. Теплый, мягкий, бархатистый голос настраивает на спокойный, философский лад. С таким «сопровождением» хотелось отправиться в путешествие по бескрайним просторам океана французского музыкального искусства.
Очень яркие номера концерта – дуэты. Сочетание высокого (сопрано) и низкого (меццо-сопрано) женских голосов, звучащих в унисон, позволило услышать в пении волнение и спокойствие, размышление и созерцание, полет души и рассудительность, мольбу и мечты, романтический порыв и элегантную, солидную сдержанность, жаркую эмоциональность и кристальную чистоту.
Камерная инструментальная музыка - особая форма беседы. Один ее участник постоянен, и имя ему – рояль. «Король инструментов» и выслушать может, и совет дать, и резко повернуть направление беседы в противоположную сторону. Каждый его «собеседник» - уникальная личность, со своим тембром и темпераментом. Подобные диалоги очень занимательны, они рисуют не менее интересные образы, чем голоса.
«Общение» арфы и фортепиано в темпе allegro, с многочисленными сложнейшими пассажами и арпеджио, «глухими» и «звонкими» нотами, выявило глубину и силу характера струнной «аристократки», могущей рассказать очень много важного, полезного и интересного.
В «диалоге» скрипки и рояля, проходившем в четырехчастной сонатной форме, за сравнительно небольшой промежуток времени была рассказана едва ли не вся история музыки: от полифонического барокко до хроматизированной гармонии эпохи позднего романтизма. Главная тема проходит сквозь все произведение. Финал вызвал устойчивую ассоциацию с ярким торжеством, долгожданным праздником.
Наконец, «беседа» фортепиано и саксофона эффектная «перекличка» классического академического и эстрадно-джазового инструментов. Мощный канонический фундамент гармонично сосуществует с «дробленными» ритмами, характерными для популярной музыки ХХ века.
В завершении концерта прозвучал фортепианный «диалог» на тему музыки К.Дебюсси. Скромные авторские краски с лихвой окупаются гармоническими и исполнительскими «изюминками». Здесь, кажется, выявились образы прекрасной природы и ярких, незабываемых торжеств.
Музыкальные «беседы» - шедевры камерной музыки – в контексте красок и линий приобретают новый, по-настоящему яркий и глубокий смысл. Исполненные талантливыми артистами, эти диалоги помогли осмыслить, прочувствовать изнутри внутренние особенности французской национальной культуры. Ведь как же еще можно понять иностранный менталитет, если не сквозь призму искусства?
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии