Фестиваль Биргитта стал традицией для музыкальной жизни Таллина. Много лет им руководил его основатель и художественный руководитель, замечательный музыкант Эри Клас. В этом году в первый раз фестиваль проходит без маэстро, но посвящен его памяти. И программа составлялась с участием этого замечательного человека.
13 августа Фестиваль открылся исполнением оперы Моцарта «Так поступают все» в постановке молодой английской оперной труппы Black Cat Opera. Приезжая на Фестиваль каждый год, я имею возможность сравнить разные постановки, исполнителей, зрительскую аудиторию. В этот раз была выбрана опера, написанная композитором в поздний период его жизни, не имеющая однозначного успеха «Дона Жуана» или «Свадьбы Фигаро» и до сих пор считающаяся весьма противоречивой. Обращение к этой опере – всегда вызов для постановщика и музыкантов, поскольку сюжет и действующие лица могут интерпретироваться по-разному.
Молодая оперная компания The Black Cat Opera, уже имеющая опыт работы с музыкой Моцарта, представила свою версию оперы, которая производит впечатление молодости и свежести. Исполнители – молодые певцы – замечательно передали игривость и двусмысленность сюжета оперы, ошибки, свойственные молодости, веселье и радость жизни, побеждающие, несмотря на все жизненные обстоятельства.
Несомненно, в этом большая заслуга музыкального руководителя Питера Форда, имеющего большой опыт дирижирования в самых разных постановках, от профессиональных до любительских. Мне удалось побеседовать с Питером о музыке, о судьбе классики в наши дни, о будущем оперы, и я была очень рада услышать его мнение, что для успеха оперы нужно сохранение чистоты жанра и точное следование партитуре – тогда она сможет показать свое великолепие и стать понятной.
Постановка, показанная на фестивале, подтверждает это – с одной стороны, она современная, с другой, современные реалии показаны так тонко, что не доминируют, а только помогают выражению эмоциональных состояний героев. Это заслуга режиссера Кейко Сумида, которая смогла очень изящно и ненавязчиво создать атмосферу игры, смены настроений, всплесков драматизма, подчеркнув это цветовой гаммой. Молодые исполнители справились со сложнейшими ариями и ансамблями, продемонстрировав и актерские способности, в особенно в комично-гротескных сценах. И Мэттью Палмер в роли Гульельмо, и ирландская певица Аойфе О’Коннор в роли Фьордилиджи, и Клэр Трейси – Деспина – показали, что в оперу приходят замечательные молодые исполнители, что дает надежду на новый расцвет этого замечательного искусства.
Екатерина Шапинская
фотографии автора
Таллинн, 13 августа 2016
13 августа Фестиваль открылся исполнением оперы Моцарта «Так поступают все» в постановке молодой английской оперной труппы Black Cat Opera. Приезжая на Фестиваль каждый год, я имею возможность сравнить разные постановки, исполнителей, зрительскую аудиторию. В этот раз была выбрана опера, написанная композитором в поздний период его жизни, не имеющая однозначного успеха «Дона Жуана» или «Свадьбы Фигаро» и до сих пор считающаяся весьма противоречивой. Обращение к этой опере – всегда вызов для постановщика и музыкантов, поскольку сюжет и действующие лица могут интерпретироваться по-разному.
Молодая оперная компания The Black Cat Opera, уже имеющая опыт работы с музыкой Моцарта, представила свою версию оперы, которая производит впечатление молодости и свежести. Исполнители – молодые певцы – замечательно передали игривость и двусмысленность сюжета оперы, ошибки, свойственные молодости, веселье и радость жизни, побеждающие, несмотря на все жизненные обстоятельства.
Несомненно, в этом большая заслуга музыкального руководителя Питера Форда, имеющего большой опыт дирижирования в самых разных постановках, от профессиональных до любительских. Мне удалось побеседовать с Питером о музыке, о судьбе классики в наши дни, о будущем оперы, и я была очень рада услышать его мнение, что для успеха оперы нужно сохранение чистоты жанра и точное следование партитуре – тогда она сможет показать свое великолепие и стать понятной.
Постановка, показанная на фестивале, подтверждает это – с одной стороны, она современная, с другой, современные реалии показаны так тонко, что не доминируют, а только помогают выражению эмоциональных состояний героев. Это заслуга режиссера Кейко Сумида, которая смогла очень изящно и ненавязчиво создать атмосферу игры, смены настроений, всплесков драматизма, подчеркнув это цветовой гаммой. Молодые исполнители справились со сложнейшими ариями и ансамблями, продемонстрировав и актерские способности, в особенно в комично-гротескных сценах. И Мэттью Палмер в роли Гульельмо, и ирландская певица Аойфе О’Коннор в роли Фьордилиджи, и Клэр Трейси – Деспина – показали, что в оперу приходят замечательные молодые исполнители, что дает надежду на новый расцвет этого замечательного искусства.
Екатерина Шапинская
фотографии автора
Таллинн, 13 августа 2016