Жизнь театра "Геликон-опера" под руководством Дмитрия Бертмана этой осенью насыщена интереснейшими культурными событиями, и это не только премьеры и показ уже полюбившихся зрителям спектаклей. Совсем недавно в историческом здании на Никитской с успехом прошли гастроли Эстонской Национальной оперы, сопровождающиеся выставкой картин и скульптур в фойе Зимина, а с 4 по 13 ноября гости и друзья театра могут погрузиться в эпоху Екатерины Великой. Машиной времени в этот раз послужит не только показ знаменитого спектакля "Царица", поставленного Дмитрием Бертманом на музыку Давида Тухманова, но и приуроченная к нему выставка изделий, созданных на Императорским фарфоровом заводе.
Завод, как известно, был основан по указу императрицы Елизаветы, дочери Петра Великого, но расцвет его пришелся именно на правление Екатерины II, главной героини оперы, послушать и посмотреть которую можно в эти дни.
Дмитрий Бертман:
Фарфор - это уникальное искусство, которое, к сожалению обладает таким опасным свойством, как биться. И поэтому оно с огромным трудом доходит до нашего времени, особенно в России.
Во-первых, русский фарфор делался очень лимитировано, это было искусство самое высшее. Делалось очень маленькое количество фарфора.
Во-вторых, этот фарфор почти не дошел до нашего времени в связи с нашими войнами, революциями и проблемами. Это действительно огромное искусство, не зря Галина Вишневская собирала русский фарфор, который и сегодня является модным для коллекционеров.
Торжественное открытие выставки "Навеяно музыкой" состоялось 5 ноября в зале "Покровский", где владелица здания княгиня Дашкова когда-то пила чай с Екатериной II. Императрица, приняв приглашение, специально заказала на фарфоровом заводе табакерку и сервиз в подарок хозяйке. Дмитрий Бертман рассказал, что они с нынешним директором завода Татьяной Тылевич стараются разыскать сведения о том, какими были эти изделия, чтобы попытаться восстановить их.
Открыли выставку художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, председатель Совета директоров ОАО Финансовая корпорация "УРАЛСИБ" Николай Цветков и генеральный директор ОАО «Императорский фарфоровый завод» Татьяна Тылевич.
Николай Цветков:
Фарфор и искусство - искусство слова, искусство голоса, искусство театра - это родные братья, это одна семья вечности, которые вместе несут людям - не побоюсь таких слов - спасение через красоту, причем спасение мира всего. Не только российское искусство, не только российский фарфор, но и мировая культура, театральная, оперная, фарфоровое искусстве, оно, конечно, по-особому влияет на каждого из нас.
У Императорского фарфорового завода богатая история. Он пережил войны, революцию, блокаду. Предприятие уникально тем, что производит все виды фарфора, там используются все виды росписи, которые только существуют в мире.
Каждое изделие штучное, расписывается вручную, поэтому недостаточно хранить технологии производства коллекций, что показала, например, история восстановления знаменитой кобальтовой сетки.
Дмитрий Бертман:
На заводе было приостановлено производство кобальтовых чашек, так как скопилось много экземпляров. Прошли годы, чашки закончились, их производство решили восстановить, Все технологии известны, все известно, но изделие не получалось. Три месяца фабрика мучилась, но безрезультатно. Тогда нашли двух бабушек, которые уже работали на грядках, их привезли и они показывали как они это делали. Если бы не эти бабушки, технология была бы утеряна. Это все ручное, связано с человеческим фактором, как все настоящее, также как и опера, также как и вокальная педагогика, также как и исполнительство - это то, что не имеет стандарта, то, что не имеет ГОСТа, а мир делают исключения из правила, а не правила.
Экспозиция в фойе С.И.Зимина составлена из точных копий выдающихся произведений русского художественного фарфора XVIII – XX веков и авторских работ, объединенных темой театра. Часть изделий отливалась по сохранившимся формам, а некоторые восстанавливались с оригиналов из собраний Государственного Эрмитажа и других музеев с применением классических и современных технологий.
Гостям выставки рассказали о каждом экспонате, а в конце всех ждал сюрприз - "ожившие" фарфоровые статуэтки. Артисты театра "Геликон" Майя Барковская, Юлия Богословцева и Петр Морозов прямо в фойе показали интермедию "Искренность пастушки" из оперы П.И.Чайковского "Пиковая дама".
Марина Айриянц
фотографии автора
еще фотографии
Завод, как известно, был основан по указу императрицы Елизаветы, дочери Петра Великого, но расцвет его пришелся именно на правление Екатерины II, главной героини оперы, послушать и посмотреть которую можно в эти дни.
Дмитрий Бертман:
Фарфор - это уникальное искусство, которое, к сожалению обладает таким опасным свойством, как биться. И поэтому оно с огромным трудом доходит до нашего времени, особенно в России.
Во-первых, русский фарфор делался очень лимитировано, это было искусство самое высшее. Делалось очень маленькое количество фарфора.
Во-вторых, этот фарфор почти не дошел до нашего времени в связи с нашими войнами, революциями и проблемами. Это действительно огромное искусство, не зря Галина Вишневская собирала русский фарфор, который и сегодня является модным для коллекционеров.
Торжественное открытие выставки "Навеяно музыкой" состоялось 5 ноября в зале "Покровский", где владелица здания княгиня Дашкова когда-то пила чай с Екатериной II. Императрица, приняв приглашение, специально заказала на фарфоровом заводе табакерку и сервиз в подарок хозяйке. Дмитрий Бертман рассказал, что они с нынешним директором завода Татьяной Тылевич стараются разыскать сведения о том, какими были эти изделия, чтобы попытаться восстановить их.
Открыли выставку художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, председатель Совета директоров ОАО Финансовая корпорация "УРАЛСИБ" Николай Цветков и генеральный директор ОАО «Императорский фарфоровый завод» Татьяна Тылевич.
Николай Цветков:
Фарфор и искусство - искусство слова, искусство голоса, искусство театра - это родные братья, это одна семья вечности, которые вместе несут людям - не побоюсь таких слов - спасение через красоту, причем спасение мира всего. Не только российское искусство, не только российский фарфор, но и мировая культура, театральная, оперная, фарфоровое искусстве, оно, конечно, по-особому влияет на каждого из нас.
У Императорского фарфорового завода богатая история. Он пережил войны, революцию, блокаду. Предприятие уникально тем, что производит все виды фарфора, там используются все виды росписи, которые только существуют в мире.
Каждое изделие штучное, расписывается вручную, поэтому недостаточно хранить технологии производства коллекций, что показала, например, история восстановления знаменитой кобальтовой сетки.
Дмитрий Бертман:
На заводе было приостановлено производство кобальтовых чашек, так как скопилось много экземпляров. Прошли годы, чашки закончились, их производство решили восстановить, Все технологии известны, все известно, но изделие не получалось. Три месяца фабрика мучилась, но безрезультатно. Тогда нашли двух бабушек, которые уже работали на грядках, их привезли и они показывали как они это делали. Если бы не эти бабушки, технология была бы утеряна. Это все ручное, связано с человеческим фактором, как все настоящее, также как и опера, также как и вокальная педагогика, также как и исполнительство - это то, что не имеет стандарта, то, что не имеет ГОСТа, а мир делают исключения из правила, а не правила.
Экспозиция в фойе С.И.Зимина составлена из точных копий выдающихся произведений русского художественного фарфора XVIII – XX веков и авторских работ, объединенных темой театра. Часть изделий отливалась по сохранившимся формам, а некоторые восстанавливались с оригиналов из собраний Государственного Эрмитажа и других музеев с применением классических и современных технологий.
Гостям выставки рассказали о каждом экспонате, а в конце всех ждал сюрприз - "ожившие" фарфоровые статуэтки. Артисты театра "Геликон" Майя Барковская, Юлия Богословцева и Петр Морозов прямо в фойе показали интермедию "Искренность пастушки" из оперы П.И.Чайковского "Пиковая дама".
Марина Айриянц
фотографии автора
еще фотографии