«Дуэнья». «Гусарская баллада». «Свинарка и пастух». «В шесть часов вечера после войны». «Поезд идет на восток». «Верные друзья»… Что объединяет эти фильмы, на которых выросло уже несколько поколений советских и российских зрителей? Ко всем упомянутым картинам музыку написал знаменитый композитор, общественный деятель, педагог, профессор Тихон Николаевич Хренников (1913 – 2007). Маэстро прожил долгую, насыщенную жизнь, и его богатейшее творческое наследие поражает воображение разнообразием жанровой палитры. Он – автор восьми опер, пяти балетов, двух оперетт, симфонических и камерных сочинений (вокальных и инструментальных), а также музыки к многочисленным кинофильмам и драматическим спектаклям.
8 июня 2016 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся концерт-посвящение «Т.Н.Хренников. Избранное», приуроченный ко дню рождения композитора (10 июня). В праздничном вечере приняли участие солисты Екатерина Кичигина (сопрано), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Анна Синицына (меццо-сопрано), Нурлан Бекмухамбетов (Заслуженный артист Республики Татарстан, Заслуженный деятель Казахстана, тенор), Антон Бочкарев (тенор), Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор), Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), Андрей Бреус (баритон), Александр Мартынов (баритон), Александр Попов (баритон), Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас), Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас) и Андрей Фетисов (бас). Партия фортепиано – Екатерина Маклярская (дипломант Международного конкурса). Режиссер – Денис Петров-Жеребченко. Ведущий – Михаил Сегельман.
Т.Н.Хренников прожил долгую, плодотворную жизнь. Родился в Российской Империи, творил в Советском Союзе, скончался в Российской Федерации. Его творческий путь прошел через большую часть ХХ века. Так получилось, что композитор творил при всех режимах власти, которые царили в нашей стране прошлого столетия. Более сорока лет (1948 – 1991) возглавлял Союз композиторов СССР. К сожалению, это обстоятельство в значительной степени затруднило восприятие современниками его музыкального дарования.
В программу концерта вошли знаменитые (и не очень) мелодии из музыкально-драматических спектаклей «Много шума из ничего» (серенада, «Как соловей о розе», серенада Клавдио, «Песня пьяных»), «Дон Кихот» («Песенка Антонии»), «Давным-давно» («Давным-давно», «Колыбельная Светланы», песня Нурина, песня Шуры, песенка Лепелетье; эта же музыка в сокращенном варианте звучит в фильме Э.А.Рязанова «Гусарская баллада») и «Умные вещи» (Песня музыканта); опер «В бурю» (ария Натальи, песня Леньки), «Золотой теленок» (ариозо Зоси) и «Доротея» (баллада Мендосо, цыганская песня; это сочинение родилось на основе музыки к кинофильму М.Г.Григорьева «Дуэнья»); оперетты «Сто чертей и одна девушка» (песня Григория, песня девушек); кинокартин «Свинарка и пастух» (серенада Кузьмы, «Ах ты, зимушка-зима!», вторая песня Глаши, песня о Москве), «В шесть часов вечера после войны» (песня артиллеристов, «Казак уходил на войну», «Есть на Севере хороший городок), «Додумался, поздравляю!» («Дорогие мои мальчики»), «Поезд идет на восток» («Поезд идет все быстрей»), «Товарищ Арсений» («Три сына») и «Верные друзья» («Лодочка», «Мы вам расскажем»). Также в этот вечер прозвучали песни Т.Н.Хренникова («Прощание», «Московские окна»), и фрагмент его вокального цикла на стихи Р.Бернса («Ты меня оставил, Джеми»).
Вечера в Зеркальном фойе театра «Новая Опера» - это неизменные открытия. Уютная обстановка всякий раз позволяет, не отвлекаясь ни на какие «внешние» факторы, проникать в самую суть музыкально-драматического материала звучащих произведений. Порой даже в очень хорошо знакомых, любимых мелодиях удается найти совершенно новые откровения, неведомые ранее.
Многие сочинения Т.Н.Хренникова хорошо знакомы нескольким поколениям россиян. Как известно, когда за исполнение всенародно любимого хита принимаются высококлассные академические вокалисты, даже самая простая мелодия преображается до неузнаваемости. Глубокий драматический образ находится в симбиозе с неотрывно следующей за ним музыкальной темой. Слова и мотивы становятся двумя равнозначными частями единого целого.
Изысканными, прекрасными, юными, утонченными, искренними предстали персонажи фильма «Свинарка и пастух» в интерпретации Анны Синицыной, Екатерины Кичигиной и Антона Бочкарева.
Андрей Бреус представил образ яркого, харизматичного, обаятельного поручика Ржевского. «Колыбельная Светланы» (которую Шурочка Азарова поет своей кукле) в исполнении Маргариты Некрасовой прозвучала мягко, ласково и нежно. Песня наполнена таким внутренним теплом и безграничной добротой, как обращение матери к спящему малышу. Бодрый, бойкий, озорной и энергичный Лепелетье получился у Андрея Фетисова.
Горящие глаза, неукротимая энергетика и мощный голос придали дону Мендосо (опера «Доротея») Владимира Кудашева сходство с одним из самых коварных и притягательных персонажей оперной классики – Мефистофелем.
Глубокий, насыщенный, «согревающий» голос и горячий темперамент Александры Саульской-Шулятьевой – неотъемлемые составляющие «горячего», страстного образа испанской цыганки.
Два фрагмента из оперы «В бурю» оказались совершенно непохожими друг на друга. Ария Натальи, спетая Ольгой Терентьевой – сильное, драматически накаленное произведение, переполненное избытком чувств, стремительно нарастающим накалом страстей, невыносимой душевной болью и страданиями, доводящими до отчаяния. Песня Леньки в исполнении Нурлана Бекмухамбетова – произведение, напоминающее сцену из оперы-буффа или оперетты, носящее скорее веселый, беспечный, развлекательный характер.
Еще один яркий «сюжет» концерта – музыкальные фрагменты спектакля театра имени Вахтангова «Много шума из ничего».
Изящную, романтическую, по-соловьиному звонкую мелодию «Как соловей о розе» спел Марат Гареев.
В исполнении Михаила Первушина прозвучала «песня пьяных». Этот экспромт – блестящая миниатюра, веселящая и окрыляющая не хуже самого сладкого нектара.
Фрагмент вокального цикла на стихи Р.Бернса (перевод С.Я.Маршака) «Ты меня оставил, Джеми», спетый Еленой Терентьевой, полон нежности, светлой грусти и невыразимой печали.
Анна Синицына исполнила песню «Прощание». Героиня провожает любимого на войну. Мелодия полна грусти и тоски, освещенных лучиком надежды.
Совершенно на иной лад настраивает знаменитый хит «Московские окна», прозвучавший в исполнении всех участников концерта. Солист – Андрей Бреус.
Отдельно мне бы хотелось сказать об ансамблевых номерах концерта. В каждом из них принимал участие, по выражению ведущего вечера Михаила Сегельмана, «хор солистов театра «Новая Опера».
Секстет «Есть на Севере хороший городок» составлен из двух теноров (Антон Бочкарев, Вениамин Егоров), двух баритонов (Александр Попов, Александр Мартынов) и двух басов (Михаил Первушин, Андрей Фетисов). Полифонический альянс соединил, казалось бы, несовместимые темпераменты. Эффект от звучания такого ансамбля невозможно описать словами. Это лучше услышать!
Еще один мини-хор собрался в песне «Поезд идет все быстрей» из кинофильма «Поезд идет на восток». Солист – Андрей Бреус. Ансамбль – Нурлан Бекмухамбетов, Антон Бочкарев, Вениамин Егоров, Александр Попов, Михаил Первушин, Владимир Кудашев.
Произвели впечатление и два терцета: песню девушек из оперетты «Сто чертей и одна девушка» исполнили Светлана Скрипкина, Анна Синицына и Александра Саульская-Шулятьева, а песню «Лодочка» из кинофильма «Верные друзья» - Марат Гареев, Вениамин Егоров и Александр Попов.
Сочетание высоких и низких голосов придает произведению не только объем и глубину, но и помогает показать разные настроения, расширить спектр драматических эффектов и скорее понять основные перипетии даже самого лихо закрученного сюжета.
Екатерина Маклярская в течение всего вечера погружала публику то в мир безумных страданий Натальи, то в беспечный внутренний мир Мендосы; то раскрашивала новыми красками яркий темперамент поручика Ржевского, то оттеняла страстную душу цыганки; то углубляла печаль девушки, провожающей любимого на войну, то впускала луч надежды в сердце той, которая сама хочет воевать… В общем, помогала зрителям понять сложные образы, созданные солистами и заключенные в богатом и щедром музыкальном материале.
Концерт-посвящение Т.Н.Хренникову получился очень похожим на уютный вечер приятных воспоминаний. А как могло быть иначе, когда артисты-виртуозы исполняли любимые с детства песни! Причем каждый из них, вложив, помимо мастерства, частичку души, рассказал знакомые истории на новый лад. А это – одна из главных и самых лучших особенностей высокого академического искусства.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
8 июня 2016 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся концерт-посвящение «Т.Н.Хренников. Избранное», приуроченный ко дню рождения композитора (10 июня). В праздничном вечере приняли участие солисты Екатерина Кичигина (сопрано), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Анна Синицына (меццо-сопрано), Нурлан Бекмухамбетов (Заслуженный артист Республики Татарстан, Заслуженный деятель Казахстана, тенор), Антон Бочкарев (тенор), Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор), Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), Андрей Бреус (баритон), Александр Мартынов (баритон), Александр Попов (баритон), Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас), Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас) и Андрей Фетисов (бас). Партия фортепиано – Екатерина Маклярская (дипломант Международного конкурса). Режиссер – Денис Петров-Жеребченко. Ведущий – Михаил Сегельман.
Т.Н.Хренников прожил долгую, плодотворную жизнь. Родился в Российской Империи, творил в Советском Союзе, скончался в Российской Федерации. Его творческий путь прошел через большую часть ХХ века. Так получилось, что композитор творил при всех режимах власти, которые царили в нашей стране прошлого столетия. Более сорока лет (1948 – 1991) возглавлял Союз композиторов СССР. К сожалению, это обстоятельство в значительной степени затруднило восприятие современниками его музыкального дарования.
В программу концерта вошли знаменитые (и не очень) мелодии из музыкально-драматических спектаклей «Много шума из ничего» (серенада, «Как соловей о розе», серенада Клавдио, «Песня пьяных»), «Дон Кихот» («Песенка Антонии»), «Давным-давно» («Давным-давно», «Колыбельная Светланы», песня Нурина, песня Шуры, песенка Лепелетье; эта же музыка в сокращенном варианте звучит в фильме Э.А.Рязанова «Гусарская баллада») и «Умные вещи» (Песня музыканта); опер «В бурю» (ария Натальи, песня Леньки), «Золотой теленок» (ариозо Зоси) и «Доротея» (баллада Мендосо, цыганская песня; это сочинение родилось на основе музыки к кинофильму М.Г.Григорьева «Дуэнья»); оперетты «Сто чертей и одна девушка» (песня Григория, песня девушек); кинокартин «Свинарка и пастух» (серенада Кузьмы, «Ах ты, зимушка-зима!», вторая песня Глаши, песня о Москве), «В шесть часов вечера после войны» (песня артиллеристов, «Казак уходил на войну», «Есть на Севере хороший городок), «Додумался, поздравляю!» («Дорогие мои мальчики»), «Поезд идет на восток» («Поезд идет все быстрей»), «Товарищ Арсений» («Три сына») и «Верные друзья» («Лодочка», «Мы вам расскажем»). Также в этот вечер прозвучали песни Т.Н.Хренникова («Прощание», «Московские окна»), и фрагмент его вокального цикла на стихи Р.Бернса («Ты меня оставил, Джеми»).
Вечера в Зеркальном фойе театра «Новая Опера» - это неизменные открытия. Уютная обстановка всякий раз позволяет, не отвлекаясь ни на какие «внешние» факторы, проникать в самую суть музыкально-драматического материала звучащих произведений. Порой даже в очень хорошо знакомых, любимых мелодиях удается найти совершенно новые откровения, неведомые ранее.
Многие сочинения Т.Н.Хренникова хорошо знакомы нескольким поколениям россиян. Как известно, когда за исполнение всенародно любимого хита принимаются высококлассные академические вокалисты, даже самая простая мелодия преображается до неузнаваемости. Глубокий драматический образ находится в симбиозе с неотрывно следующей за ним музыкальной темой. Слова и мотивы становятся двумя равнозначными частями единого целого.
Изысканными, прекрасными, юными, утонченными, искренними предстали персонажи фильма «Свинарка и пастух» в интерпретации Анны Синицыной, Екатерины Кичигиной и Антона Бочкарева.
Андрей Бреус представил образ яркого, харизматичного, обаятельного поручика Ржевского. «Колыбельная Светланы» (которую Шурочка Азарова поет своей кукле) в исполнении Маргариты Некрасовой прозвучала мягко, ласково и нежно. Песня наполнена таким внутренним теплом и безграничной добротой, как обращение матери к спящему малышу. Бодрый, бойкий, озорной и энергичный Лепелетье получился у Андрея Фетисова.
Горящие глаза, неукротимая энергетика и мощный голос придали дону Мендосо (опера «Доротея») Владимира Кудашева сходство с одним из самых коварных и притягательных персонажей оперной классики – Мефистофелем.
Глубокий, насыщенный, «согревающий» голос и горячий темперамент Александры Саульской-Шулятьевой – неотъемлемые составляющие «горячего», страстного образа испанской цыганки.
Два фрагмента из оперы «В бурю» оказались совершенно непохожими друг на друга. Ария Натальи, спетая Ольгой Терентьевой – сильное, драматически накаленное произведение, переполненное избытком чувств, стремительно нарастающим накалом страстей, невыносимой душевной болью и страданиями, доводящими до отчаяния. Песня Леньки в исполнении Нурлана Бекмухамбетова – произведение, напоминающее сцену из оперы-буффа или оперетты, носящее скорее веселый, беспечный, развлекательный характер.
Еще один яркий «сюжет» концерта – музыкальные фрагменты спектакля театра имени Вахтангова «Много шума из ничего».
Изящную, романтическую, по-соловьиному звонкую мелодию «Как соловей о розе» спел Марат Гареев.
В исполнении Михаила Первушина прозвучала «песня пьяных». Этот экспромт – блестящая миниатюра, веселящая и окрыляющая не хуже самого сладкого нектара.
Фрагмент вокального цикла на стихи Р.Бернса (перевод С.Я.Маршака) «Ты меня оставил, Джеми», спетый Еленой Терентьевой, полон нежности, светлой грусти и невыразимой печали.
Анна Синицына исполнила песню «Прощание». Героиня провожает любимого на войну. Мелодия полна грусти и тоски, освещенных лучиком надежды.
Совершенно на иной лад настраивает знаменитый хит «Московские окна», прозвучавший в исполнении всех участников концерта. Солист – Андрей Бреус.
Отдельно мне бы хотелось сказать об ансамблевых номерах концерта. В каждом из них принимал участие, по выражению ведущего вечера Михаила Сегельмана, «хор солистов театра «Новая Опера».
Секстет «Есть на Севере хороший городок» составлен из двух теноров (Антон Бочкарев, Вениамин Егоров), двух баритонов (Александр Попов, Александр Мартынов) и двух басов (Михаил Первушин, Андрей Фетисов). Полифонический альянс соединил, казалось бы, несовместимые темпераменты. Эффект от звучания такого ансамбля невозможно описать словами. Это лучше услышать!
Еще один мини-хор собрался в песне «Поезд идет все быстрей» из кинофильма «Поезд идет на восток». Солист – Андрей Бреус. Ансамбль – Нурлан Бекмухамбетов, Антон Бочкарев, Вениамин Егоров, Александр Попов, Михаил Первушин, Владимир Кудашев.
Произвели впечатление и два терцета: песню девушек из оперетты «Сто чертей и одна девушка» исполнили Светлана Скрипкина, Анна Синицына и Александра Саульская-Шулятьева, а песню «Лодочка» из кинофильма «Верные друзья» - Марат Гареев, Вениамин Егоров и Александр Попов.
Сочетание высоких и низких голосов придает произведению не только объем и глубину, но и помогает показать разные настроения, расширить спектр драматических эффектов и скорее понять основные перипетии даже самого лихо закрученного сюжета.
Екатерина Маклярская в течение всего вечера погружала публику то в мир безумных страданий Натальи, то в беспечный внутренний мир Мендосы; то раскрашивала новыми красками яркий темперамент поручика Ржевского, то оттеняла страстную душу цыганки; то углубляла печаль девушки, провожающей любимого на войну, то впускала луч надежды в сердце той, которая сама хочет воевать… В общем, помогала зрителям понять сложные образы, созданные солистами и заключенные в богатом и щедром музыкальном материале.
Концерт-посвящение Т.Н.Хренникову получился очень похожим на уютный вечер приятных воспоминаний. А как могло быть иначе, когда артисты-виртуозы исполняли любимые с детства песни! Причем каждый из них, вложив, помимо мастерства, частичку души, рассказал знакомые истории на новый лад. А это – одна из главных и самых лучших особенностей высокого академического искусства.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии