интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Маддалена" С.С.Прокофьева и "Игроки" Д.Д.Шостаковича: двойная премьера в "Новой Опере" в год юбилеев композиторов

 
 
 

"Маддалена" С.С.Прокофьева и "Игроки" Д.Д.Шостаковича: двойная премьера в "Новой Опере" в год юбилеев композиторов

Автор: Ольга Пурчинская от 6-05-2016, 05:34, посмотрело: 2135

В 2016 году отмечаются, как минимум, две знаковые даты, связанные с музыкальным искусством ХХ века. 23 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения С.С.Прокофьева (1891 – 1953), а 25 сентября – 110-й день рождения Д.Д.Шостаковича (1906 – 1975). Эти важные события в истории отечественной культуры не могли остаться незамеченными: во многих российских театрах и концертных залах запланировано большое количество интересных мероприятий, которые позволят меломанам услышать как знаменитые произведения обоих композиторов, так и не слишком известные сочинения.

Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова приурочил к этим юбилеям двойную премьеру. 4 и 5 мая 2016 года на суд зрителей был вынесен уникальный диптих, состоящий из одноактных опер «Маддалена» (1911) С.С.Прокофьева и «Игроки» (1942) Д.Д.Шостаковича. Следующие далее строки рождаются под впечатлением от первого показа (4 мая).

Оба произведения отличаются непростой творческой судьбой. Так, успешная сценическая жизнь «Маддалены» началась лишь в 1981 году (все предыдущее попытки провалились), почти через три десятилетия после смерти композитора и спустя 70 лет после того, как была написана. «Игроки» так и не были завершены автором (поскольку либретто создавалось четко по тексту литературного источника – одноименной комедии Н.В.Гоголя, - готовая опера должна была получиться очень длинной, и Д.Д.Шостакович, поняв это, не стал завершать свой труд). Г.Н.Рождественский (отметивший, кстати, в день премьеры 85-летний юбилей), задавшись целью придать этому сочинению законченный вид, дописал несколько тактов к первоисточнику. 18 сентября 1978 года симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением маэстро познакомил меломанов с этим произведением.

Совершенно разные литературные источники, место (Венеция и Россия) и время (XV и XIX вв.) действия, полярные жанры. «Маддалена» - психологический триллер, «Игроки» - комедия. Что может объединить в диптих два абсолютно непохожих друг на друга произведения? А кое-что общее у них все-таки есть. Но не буду забегать вперед, расскажу обо всем по порядку.

"Маддалена" С.С.Прокофьева и "Игроки" Д.Д.Шостаковича: двойная премьера в "Новой Опере" в год юбилеев композиторовЧасть первая – «Маддалена»
Опера С.С.Прокофьева в одном действии. Литературная основа – одноименная пьеса М.Ливен-Орловой (1885 – 1929). Музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг. Режиссер – Алексей Вэйро. Сценография и костюмы – Этель Иошпа. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Хормейстер – Юлия Сенюкова.
В ролях: Маддалена – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано); Дженаро, ее муж – Дмитрий Пьянов (тенор); Стеньо, алхимик – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон); поющая статуя влюбленных: Джемма – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Ромео – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор); женские образы – артисты хора.

Зрители смогли познакомиться с антуражем спектакля, с его оформлением за несколько минут до начала. Открытая сценическая площадка позволила оценить необычность готовящегося действа. В самом центре, на некотором возвышении, находится загадочный дом (внутри него и будут стремительно развиваться события). На переднем плане – огромная скульптура, изображающая прекрасную женщину. Рядом – мужская голова на пьедестале. Внизу, как бы под зданием, лежат мраморные стопа, рука, голова и фрагменты античных колонн. Декорация выполнена в белом цвете.

Алексей Вэйро:
«Интрига закручена вокруг женской натуры, которая не может быть познана мужчинами до конца, она неуловима. Два героя познают ее каждый по-своему... Когда судьба сталкивает их всех в одном пространстве, они пытаются как бы с двух сторон собрать воедино этот образ… И гибнут от этого. А женщина остается свободной».


Сложная дамская натура со всей ее глубиной и загадочностью поэтично и изысканно воплощена в женских образах. Элегантные черные платья, грациозные и изящные движения, таинственные, спокойно-роковые взгляды и пластические мизансцены многократно усиливают этот эффект.

Центральная фигура спектакля – красавица Маддалена. В исполнении Валерии Пфистер заглавная героиня предстает яркой, страстной натурой, внешне спокойной, даже несколько вальяжной. Но, стоит только взглянуть в ее глаза, как становится понятно, что перед нами – женщина, никак не могущая понять, чего хочет. Она будто бы постоянно находится меж двух огней и, кажется, просто не в состоянии сделать важный выбор.
Маддалена – истинный властелин душ и сердец тех, кто в нее влюблен. Героиня может управлять ими, заставлять делать то, что ей нужно. Железная воля и стальной характер так и останутся непостижимыми для двоих кавалеров, один из которых – муж, а второй – любовник.

Ее супруг, художник Дженаро (Дмитрий Пьянов) – человек творческий, ухажер Стеньо (Анджей Белецкий) – алхимик, его путь познания женщины и всех тайн ее богатого, сложного внутреннего мира лежит через сложный, тернистый научно-психологический путь.

Сюжет развивается по классическому принципу любовного треугольника. Красавица и ее муж рады встрече поле долгой разлуки. Счастливому свиданию мешает визит его старого друга, разрываемого на части от сильного чувства к страстной, роковой незнакомке. Интересно, что при общении приятелей один (художник) излучает свет, а другой (алхимик), вроде бы, находится на стороне тьмы.
Вскоре выясняется, что у любимой супруги и прекрасной, но злой незнакомки одно имя – Маддалена. Ее трагическая судьба, казалось бы, предрешена. И тут в дело вступает та самая непостижимая женская натура: хитрая и коварная красавица резко меняет движение сюжета. То, что должно быть против нее, в итоге оборачивается против «палачей».

Во время просмотра спектакля мне казалось, что все действие происходит в голове героини. Внутренний мир, сперва такой стабильный, гармоничный, идеально симметричный, с течением действия стремительно разрушается, подобно тому, как из дома выпадают кирпичи, а статуи разбиваются вдребезги.

Кстати, во время спектакля произошло маленькое чудо: одна скульптурная композиция ожила и запела. Юные, прекрасные, обаятельные, сладкоголосые Джемма и Ромео в исполнении Ольги Ионовой и Ярослава Абаимова – чудесное видение, завораживающее и возможное только в театре.

Женские образы показались похожими на такие знаменитые черты характера и особенности личности, как Гордость, Страсть, Любовь, Коварство, Хитрость, Доброта и т.д. Каждая из них уникальна и самобытна, часто конфликтуют друг с другом, но жить могут только вместе.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига погрузил зрителей в загадочный, глубокий мир женщины, ее мыслей и чувств, страстей и желаний, противоречий и поступков. Радостные эмоции от встречи с любимым человеком в одно мгновение меняются леденящим душу ужасом, предчувствием беды от надвигающейся бури.

Часть вторая – «Игроки»
"Маддалена" С.С.Прокофьева и "Игроки" Д.Д.Шостаковича: двойная премьера в "Новой Опере" в год юбилеев композиторовОпера Д.Д.Шостаковича в одном действии. Литературная основа – одноименная одноактная комедия Н.В.Гоголя (1809 – 1852). Музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг. Режиссер – Алексей Вэйро. Сценография – Дарья Синцова. Костюмы – Светлана Грищенкова. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Художник по свету – Сергей Скорнецкий.
В ролях: Ихарев, игрок – Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор); Гаврюшка, его слуга – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас); Кругель, полковник – Максим Остроухов (тенор); Петр Петрович Швохнев – Андрей Фетисов (бас); Степан Иванович Утешительный – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); Алексей, слуга – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас); Аделаида Ивановна, богиня Игры – Наталья Кириллова.

Эту премьеру я ждала с особым интересом, потому что несколько недель назад (31 марта) уже имела возможность увидеть сценическую интерпретацию гоголевских «Игроков». Правда, тогда это была драматическая постановка (театр «Школа Драматического Искусства, режиссер – Игорь Яцко). Главной особенностью спектакля стал особый ход: все роли игроков исполняли актрисы.

В «Новой Опере» 4 мая на сцене была всего одна женщина, но зато какая! Аделаида Ивановна… Таинственная, загадочная, одетая в элегантное черное платье и шляпу, не произнесшая ни одного слова (за исключением небольшого монолога на немецком языке). Она – богиня Игры, точнее, ожившая, олицетворенная крапленая колода карт, ставшая важнейшей героиней. Именно эта дама станет настоящей перипетией, движущей ход сюжета в том самом направлении, какое ей угодно. Повелительный взгляд, жест, поворот головы, мимика, - все это делает необычного персонажа похожим на Джокера, могущего внести серьезные коррективы в любую игру.

Алексей Вэйро:
«Игроки – люди, не принимающие никаких правил. Высший игрок – тот, кто импровизирует, играет не по правилам и обыгрывает.
Главный герой оперы Ихарев – игрок-романтик, игрок-поэт, даже колоду карт он называет «Аделаида Ивановна», и этот женский образ все время с ним»…


В этой опере происходит удивительное (на первый взгляд) слияние музыкального материала и текста, написанного в прозе. Тем не менее, четкий ритм слов в сочетании с мелодиями Д.Д.Шостаковича – яркий пример гармоничного симбиоза. И даже острой необходимости в субтитрах не было (за исключением монолога Аделаиды Ивановны на немецком языке).

Спектакль стал эффектным коктейлем из музыки, вокала, вербальных диалогов (беседы за карточным столом), пантомимы (мимика Кругеля), хореографии (танец Утешительного и Аделаиды Ивановны) и сценического движения (главным образом на карточном столе). И все это – на фоне ярких актерских образов, дополненных оригинальным бело-сине-красно-черным (как и сценография) гримом.

…Итак, за карточным столом собираются четверо азартных игроков, каждый из которых жаждет победы. Для достижения цели подойдут любые средства – блеф, крапленая колода, сговор со сторонними лицами, особые ходы и комбинации и т.д. Стремление к выигрышу может столкнуть их в поединке с родными и близкими, с сослуживцами и начальством, с соседями и слугами. Но даже счастье и удача в игре могут привести к разрушению личности, нравственных и моральных принципов, каких-то высоких идеалов.

Игра для них – не просто цель. Это – смысл жизни и существования. Все радости и печали связаны с банком и загадочными комбинациями, душа просит новых эмоций и адреналина.
Не потому ли так гибко, мягко, вкрадчиво, почти гипнотически искушает Утешительный (Илья Кузьмин) новоприбывшего Ихарева (Михаил Губский), чтобы тот сел за карточный стол?
Не потому ли так стремительно, с нетерпением и затаенным коварством договариваются о характере своего общения с новичком Утешительный, Кругель (Максим Остроухов) и Швохнев (Андрей Фетисов)?
Не потому ли так внимательно и осторожно выпытывают у слуги героя Гаврюшки (Владимир Кудашев) все о его состоянии и игровых возможностях?

Сам Гаврюшка, выполняя многие поручения, прекрасно проводит время в поездках со своим барином, о чем рассказывает под аккомпанемент балалайки (соло на бас-балалайке – Владимир Максимов).

А что же Ихарев? Он приезжает на новое место, желая в очередной раз сорвать банк. Естественно, для этого ему необходимо заручиться поддержкой местного слуги Алексея (Михаил Первушин), который быстро (и практически без колебаний, благодаря хрустящим веским «доводам») соглашается помочь.

Симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением Яна Латам-Кенига позволил не просто услышать, а практически ощутить неустойчивое настроение госпожи Фортуны – этого вечного спутника (или противника!) завсегдатаев казино и игорных домов. Точнее, ее нового воплощения – Аделаиды Ивановны. В музыке ощущалось все – и эмоциональное напряжение, и сосредоточенность, и стремительная работа мысли, и эйфория победителей, и глубокая личная драма проигравших, и другие элементы сложнейшего спектра чувств особой категории людей, чей фетиш – колода карт, рулетка или кости.

Игра манит, а затем затягивает. Она создает ощущения, без которых многие люди практически не мыслят своего существования. Азарт, адреналин, эмоциональный всплеск и подъем. Постоянная возможность расширить свой банк или в одночасье лишиться всего, что имеешь. Деятельность, стирающая тончайшие границы между искусством и мошенничеством, мастерством и жульничеством, виртуозностью и мелочностью, восхищением и предательством.

Оперы «Маддалена» и «Игроки» не относятся к произведениям крупной формы (продолжительность спектаклей – 50 и 45 минут соответственно). Яркие истории, стремительно развивающиеся сюжеты проносятся мгновенно, наполняя сильными впечатлениями. Эти два спектакля, показанные в один вечер – прекрасный способ познакомить с завораживающим видом искусства тех, кто еще к нему не приобщен. Впрочем, опытные, «продвинутые» любители музыкального театра также прекрасно проведут время на новых постановках.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр