Что мы знаем о Франции?
Небольшая европейская страна с богатой, насыщенной историей, уважающая многовековые традиции и преданно соблюдающая их.
Родина многих художников, писателей, поэтов и музыкантов, чья известность распространилась далеко за ее пределы. Увы, значительная часть этих деятелей искусства вошла в зенит своей славы посмертно.
Небольшие улочки с уютными кафе, наполненными ароматом кофе и свежей выпечки.
Изысканные, элегантные, утонченные люди с тонким вкусом, безупречными манерами и особым чувством юмора.
О Франции и французах создано немало произведений искусства – повестей, романов, рассказов, фильмов, спектаклей. В ХХ веке национальная культура этой страны открыла миру такие имена, как Жан Кокто (1889 – 1963), Эрик Сати (1866 – 1925), Франсис Пуленк (1899 – 1963) и др.
6 апреля 2016 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся концерт «Голоса земли франков», посвященный 150-летию со дня рождения композитора Эрика Сати. В течение вечера на одной сцене были показаны балет, кинофильм и опера. Дирижер, фортепиано – Ян Латам-Кениг. Фортепиано – Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов). Балетмейстер-постановщик – Марианна Рыжкина. Режиссер-постановщик балета – Татьяна Павлович. Режиссер-постановщик оперы – Марианна Автандилова.
Этот концерт объединил в себе несколько составляющих культуры первой половины ХХ века – балет, оперу, симфоническую музыку и произведение немого кинематографа.
Ян Латам-Кениг:
«Я давно хотел исполнить эту программу в Москве, и юбилей Сати дал такую возможность. Я восхищаюсь обоими композиторами - и Сати, и Пуленком. Сати оказал большое влияние на Пуленка, был своего рода «музыкальным отцом» для него… Этим концертом мне хотелось показать, какое большое влияние Франция оказала на мировую культуру первой половины ХХ века».
Концерт открылся балетом Э.Сати «Парад» (1917). Литературная основа – сценарий Жана Кокто. Но в этот вечер классическая история была рассказана совершенно по-другому. Балетмейстер-постановщик и солистка Марианна Рыжкина (Заслуженная артистка России) и режиссер-постановщик Татьяна Павлович рассказали публике историю о том, как некий автор создает свое произведение. Сперва история развивается строго по авторской задумке, но затем, как это часто бывает в творческом процессе, «что-то случается», и все герои (китайский фокусник, имеющий в своем облике много восточных элементов, девочка-американка и акробаты) начинают «жить собственной жизнью», обретают некую личностную самостоятельность, категорически отказываются подчиняться автору и его воле.
Солисты – Марианна Рыжкина, Клим Ефимов (лауреат Международных конкурсов), Дарья Бочкова (лауреат Международных конкурсов), Георгий Гусев (лауреат Международных конкурсов), Варвара Березкина (ученица балетной школы), Юрий Островский и Виктор Мещеряков. Акробаты – студенты циркового училища Кристина Христолюбова и Дмитрий Сарафанов.
По замыслу Кокто, основа сюжета этого балета – парад (то есть поочередный выход артистов, до начала представления демонстрировавших свои навыки и таким образом привлекающих внимание потенциальных зрителей). Среди участников шествия – китаец, два менеджера (француз и американец), два акробата и девочка-американка. Все их попытки завлечь публику терпят крах.
Музыкальный материал представляет собой эффектное сочетание заведомо несочетаемых инструментов симфонического оркестра, знакомых каждому меломану, и экзотических: бутылофона, печатной машинки и лотерейного барабана. Балаган – веселое представление, наполненное звуками с самыми разными слуховыми и физическими характеристиками!
Далее прозвучало несколько симфонических произведений Э.Сати: Гимнопедии №1 и №3 в оркестровках К.Дебюсси, а также Гносьенна №3 в оркестровке Ф.Пуленка.
Следующий пункт программы концерта – музыка к кинофильму Р.Клера «Антракт» в переложении для фортепиано в четыре руки. В этот момент зрители будто совершили историческое путешествие на сто лет назад. На большом экране демонстрировалось произведение немого кинематографа, сопровождающееся дуэтом (Ян Латам-Кениг, Наталья Казакова) на рояле.
Ритмичная, стремительно наращивающая напряжение «озвучка» немого фильма придает картине эффект жесткого психологического триллера. Сюжет вполне смог бы стать литературной основой для оперы. Но стремительные погони, стрельба, охота за едой, нелепая смерть и похороны не производят мрачного, гнетущего впечатления. Наоборот, испытанные ощущения можно сравнить с теми мнениями, которые высказывали первые зрители «монтажа аттракционов» (то есть с впечатлениями от посещений киносеансов как нового способа развлечений).
Во втором отделении концерта прозвучала одноактная моноопера Ф.Пуленка «Человеческий голос» (1959). Солистка – Натали Годфруа (сопрано).
Режиссер-постановщик Марианна Автандилова создала на сцене комнату девушки, живущей в одиночестве. Обстановка проста: кровать, кресло, тумбочка с книгами, торшер и телефон.
Героиня – молодая женщина – очень нервничает. Она ждет важного звонка. Проходит секунда, еще, еще, и – вот он, долгожданный миг. Девушку наконец соединяют с Тем Самым Абонентом. Ее ждет разговор с любимым. Но принесет ли эта беседа счастье? Нет! Влюбленные расстались, и общаются они в последний раз.
В течение всего действия мы слышим только голос героини. Все остальное – ее мысли, чувства, эмоциональное состояние, реакцию собеседника, - передает симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Яна Латам-Кенига.
Натали Годфруа создала образ француженки, словно сошедшей со страниц романов знаменитых писателей или из любимых многими поколениями зрителей кинофильмов. Сердце героини буквально разрывается от невыносимой боли, душа ее трепещет, кажется, ее скоро разорвет от избытка чувств. При этом внешне она выражает практически полное спокойствие и равнодушие, даже легкое пренебрежение к собеседнику. Таким, внутренним, глубоко личным страданиям франкофонная публика сочувствует не меньше, чем историям, основанным на открытых эмоциях, на «голом нерве».
Концерт «Голоса земли франков» представил произведения музыкальной культуры Франции вековой давности и позволил зрителям насладиться той самой европейской страной, полной добрых традиций, нравов и обычаев. А созерцание образа, созданного Натали Годфруа, привело к выводу, что классическая Европа, любимая миллионами наших соотечественников, никуда не исчезла с течением времени. Нужно просто внимательно смотреть сквозь призму искусства.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Небольшая европейская страна с богатой, насыщенной историей, уважающая многовековые традиции и преданно соблюдающая их.
Родина многих художников, писателей, поэтов и музыкантов, чья известность распространилась далеко за ее пределы. Увы, значительная часть этих деятелей искусства вошла в зенит своей славы посмертно.
Небольшие улочки с уютными кафе, наполненными ароматом кофе и свежей выпечки.
Изысканные, элегантные, утонченные люди с тонким вкусом, безупречными манерами и особым чувством юмора.
О Франции и французах создано немало произведений искусства – повестей, романов, рассказов, фильмов, спектаклей. В ХХ веке национальная культура этой страны открыла миру такие имена, как Жан Кокто (1889 – 1963), Эрик Сати (1866 – 1925), Франсис Пуленк (1899 – 1963) и др.
6 апреля 2016 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся концерт «Голоса земли франков», посвященный 150-летию со дня рождения композитора Эрика Сати. В течение вечера на одной сцене были показаны балет, кинофильм и опера. Дирижер, фортепиано – Ян Латам-Кениг. Фортепиано – Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов). Балетмейстер-постановщик – Марианна Рыжкина. Режиссер-постановщик балета – Татьяна Павлович. Режиссер-постановщик оперы – Марианна Автандилова.
Этот концерт объединил в себе несколько составляющих культуры первой половины ХХ века – балет, оперу, симфоническую музыку и произведение немого кинематографа.
Ян Латам-Кениг:
«Я давно хотел исполнить эту программу в Москве, и юбилей Сати дал такую возможность. Я восхищаюсь обоими композиторами - и Сати, и Пуленком. Сати оказал большое влияние на Пуленка, был своего рода «музыкальным отцом» для него… Этим концертом мне хотелось показать, какое большое влияние Франция оказала на мировую культуру первой половины ХХ века».
Концерт открылся балетом Э.Сати «Парад» (1917). Литературная основа – сценарий Жана Кокто. Но в этот вечер классическая история была рассказана совершенно по-другому. Балетмейстер-постановщик и солистка Марианна Рыжкина (Заслуженная артистка России) и режиссер-постановщик Татьяна Павлович рассказали публике историю о том, как некий автор создает свое произведение. Сперва история развивается строго по авторской задумке, но затем, как это часто бывает в творческом процессе, «что-то случается», и все герои (китайский фокусник, имеющий в своем облике много восточных элементов, девочка-американка и акробаты) начинают «жить собственной жизнью», обретают некую личностную самостоятельность, категорически отказываются подчиняться автору и его воле.
Солисты – Марианна Рыжкина, Клим Ефимов (лауреат Международных конкурсов), Дарья Бочкова (лауреат Международных конкурсов), Георгий Гусев (лауреат Международных конкурсов), Варвара Березкина (ученица балетной школы), Юрий Островский и Виктор Мещеряков. Акробаты – студенты циркового училища Кристина Христолюбова и Дмитрий Сарафанов.
По замыслу Кокто, основа сюжета этого балета – парад (то есть поочередный выход артистов, до начала представления демонстрировавших свои навыки и таким образом привлекающих внимание потенциальных зрителей). Среди участников шествия – китаец, два менеджера (француз и американец), два акробата и девочка-американка. Все их попытки завлечь публику терпят крах.
Музыкальный материал представляет собой эффектное сочетание заведомо несочетаемых инструментов симфонического оркестра, знакомых каждому меломану, и экзотических: бутылофона, печатной машинки и лотерейного барабана. Балаган – веселое представление, наполненное звуками с самыми разными слуховыми и физическими характеристиками!
Далее прозвучало несколько симфонических произведений Э.Сати: Гимнопедии №1 и №3 в оркестровках К.Дебюсси, а также Гносьенна №3 в оркестровке Ф.Пуленка.
Следующий пункт программы концерта – музыка к кинофильму Р.Клера «Антракт» в переложении для фортепиано в четыре руки. В этот момент зрители будто совершили историческое путешествие на сто лет назад. На большом экране демонстрировалось произведение немого кинематографа, сопровождающееся дуэтом (Ян Латам-Кениг, Наталья Казакова) на рояле.
Ритмичная, стремительно наращивающая напряжение «озвучка» немого фильма придает картине эффект жесткого психологического триллера. Сюжет вполне смог бы стать литературной основой для оперы. Но стремительные погони, стрельба, охота за едой, нелепая смерть и похороны не производят мрачного, гнетущего впечатления. Наоборот, испытанные ощущения можно сравнить с теми мнениями, которые высказывали первые зрители «монтажа аттракционов» (то есть с впечатлениями от посещений киносеансов как нового способа развлечений).
Во втором отделении концерта прозвучала одноактная моноопера Ф.Пуленка «Человеческий голос» (1959). Солистка – Натали Годфруа (сопрано).
Режиссер-постановщик Марианна Автандилова создала на сцене комнату девушки, живущей в одиночестве. Обстановка проста: кровать, кресло, тумбочка с книгами, торшер и телефон.
Героиня – молодая женщина – очень нервничает. Она ждет важного звонка. Проходит секунда, еще, еще, и – вот он, долгожданный миг. Девушку наконец соединяют с Тем Самым Абонентом. Ее ждет разговор с любимым. Но принесет ли эта беседа счастье? Нет! Влюбленные расстались, и общаются они в последний раз.
В течение всего действия мы слышим только голос героини. Все остальное – ее мысли, чувства, эмоциональное состояние, реакцию собеседника, - передает симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Яна Латам-Кенига.
Натали Годфруа создала образ француженки, словно сошедшей со страниц романов знаменитых писателей или из любимых многими поколениями зрителей кинофильмов. Сердце героини буквально разрывается от невыносимой боли, душа ее трепещет, кажется, ее скоро разорвет от избытка чувств. При этом внешне она выражает практически полное спокойствие и равнодушие, даже легкое пренебрежение к собеседнику. Таким, внутренним, глубоко личным страданиям франкофонная публика сочувствует не меньше, чем историям, основанным на открытых эмоциях, на «голом нерве».
Концерт «Голоса земли франков» представил произведения музыкальной культуры Франции вековой давности и позволил зрителям насладиться той самой европейской страной, полной добрых традиций, нравов и обычаев. А созерцание образа, созданного Натали Годфруа, привело к выводу, что классическая Европа, любимая миллионами наших соотечественников, никуда не исчезла с течением времени. Нужно просто внимательно смотреть сквозь призму искусства.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии